г. Москва |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А40-183504/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Проценко А.И., при ведении протоколов судебных заседаний секретарями Ароян А.А., Ярахтиным А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2018 года
по делу N А40-183504/17, принятое судьей Пуловой Л.В. (10-1569),
по иску ООО "К.С. Интерпрайз" (ОГРН 1167746886482)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Талызина Н.В., Кирина В.М. по доверенности от 31.07.2017 г.;
от ответчика: Руденко М.В. по доверенности от 27.12.2017 г.;
от третьего лица: Руденко М.В. по доверенности от 05.09.2017 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "К.С. Интерпрайз" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ответчик) о признании права ООО "К.С. ИНТЕРПРАЙЗ" на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 01-00059/06 от 20.01.2006 в размере 3 500 руб. в год с 13.08.2015 г. по 31.12.2016 г.; о признании права ООО "К.С. ИНТЕРПРАЙЗ" на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 01-00059/06 от 20.01.2006 в размере 4 500 руб. в год с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.; об обязании Департамента городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 01-00059/06 от 20.01.2006, начиная с 13.08.2015 г., исходя из ставки арендной платы 3 500 руб. в год с 13.08.2015 г. по 31.12.2016 г. и 4 500 руб. в год с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2018 года по делу N А40-183504/17 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент и Правительство ссылаются на то, что выводы судов о том, что право на применение льготной ставки арендной платы действует в отношении субъектов малого предпринимательства, арендующих нежилые помещения площадью до 300 кв. м. возникает и без обращения в Межведомственную комиссию ошибочен, так как льготная ставка арендной платы является преференцией, а не централизованной ставкой арендной платы. Предоставление спорной преференции носит заявительный характер. Департамент и Правительство Москвы считают, что в силу абзаца 2 пункта 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции от 01.07.2016) в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является субъектом малого и среднего предпринимательства Москвы арендует нежилое помещение общей площадью 291 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д.24/7, стр.3 по договору аренды N 01-00059/06 от 20.01.2006.
13.08.2015 г. на основании дополнительного соглашения срок аренды продлен до 30.06.2020 г., установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости нежилого помещения в размере 20 060 руб.
28.11.2016 г. общество обратилось в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы
23.12.2016 г. Департамент письмом N ДГИ-261948/16-(0)-1 сообщил, что вопрос о предоставлении имущественной поддержки включен на повестку дня.
17.08.2017 г. общество обратилось в Департамент с требованием признать право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы на 2015, 2016 и 2017годы
14.09.2017 г. Департамент письмом N ДГИ-185208/17-(0)-1 сообщил об отсутствии оснований для установления льготной ставки арендной платы за период с 2015-2017 годы.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец ссылается на то, что является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ РФ, пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 18 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имеет право на применение льготной ставки арендной платы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание положения части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", исходил из того, что подписание дополнительного соглашения не лишает права на имущественную поддержку, истец не оспаривал установление рыночной ставки арендной платы в определенном размере, такая ставка будет применяться при утрате права на льготу; предметом же рассмотрения данного дела является признание такого права на поддержку в силу соответствия истца критериям, установленным Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП,Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, пришел к выводу о наличии у истца права на применение в 2017 году льготной ставки арендной платы за нежилое помещение, предоставленное в аренду по договору от N 05-00172/07 от 07.08.2007, в размере 4.500 руб. за 1 кв. м в год (без учета НДС).
Суд первой инстанции, применив положения статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что применение такого способа защиты, как признание права, возможно, когда само право уже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта, в связи с чем довод ответчика и третьего лица о ненадлежащем способе защиты отклонен, поскольку заявленное требование по данному иску о признании права на применение льготной ставки является надлежащим способом защиты.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
Субъектам малого предпринимательства с 01.01.2014 предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП), если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Ставка арендной платы, указанная в пункте 1 данного постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и принятии Комиссией положительного решения.
Таким образом, с даты вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП (20.10.2015) у департамента отсутствуют правовые основания для принятия решения об имущественной поддержке в виде предоставления льготной арендной платы в отсутствие положительного решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства независимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к нему.
Из материалов дела усматривается, что истцом заявлены требования по признанию права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы за два периода, первый из которых - с 13.08.2015 по 31.12.2016.
Как указывалось выше, Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП в Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление льготы осуществляется на основании соответствующего заявления, и которые вступили в силу 20.10.2015.
Таким образом, Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП не может применяться к правоотношениям сторон по предоставлению имущественной поддержки до 20.10.2015.
При этом само по себе изменение порядка предоставления льготы с 20.10.2015 не прекращает действие ранее установленной на календарный год льготной ставки арендной платы, а составляет правила получения соответствующей льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства на следующий период.
Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП ставка арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м устанавливается субъектам малого предпринимательства, при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение, с приложением необходимых документов.
Таким образом, обязанность по направлению документов в Межведомственную комиссию лежит именно на ответчике.
В пункте 5.3 Положения о Комиссии предусмотрено, что решение Комиссии о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы (далее - имущественная поддержка), принимается в срок не более 30 календарных дней со дня поступления обращения субъекта малого предпринимательства о предоставлении такой поддержки не чаще одного раза в течение календарного года в отношении каждого субъекта малого предпринимательства.
Указанное решение подлежит ежегодному подтверждению в порядке, установленном Положением, если иное не предусмотрено решением Комиссии.
Вместе с тем, в обоснование иска истец ссылался на то, что он с 2013 года ежегодно пользовался имущественной поддержкой в виде льготной ставки арендной платы за 1 кв.м., установленной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП; в течение 2015 года пользовался мерами имущественной поддержки на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки малого предпринимательства; арендные отношения истца и ответчика не прекращались, договор расторгнут не был и является действующим; истец на момент заключения дополнительного соглашения соответствовал всем критериям организаций, которым оказывается имущественная поддержка в виде применения льготной ставки арендной платы; срок действия решения о возможности применения льготной ставки арендной платы на момент заключения дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды не истек; признание за истцом права на применение льготной арендной ставки не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается ответчиком в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
При этом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец не соответствовал критериям, установленным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в спорный период.
На основании изложенного, исковые требования признаются судом апелляционной инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Несогласие ответчика и третьего лица с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2018 года по делу N А40-183504/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.