г. Москва |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А41-63538/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Махмутовой Е.Т.,
при участии в заседании:
от администрации Ступинского муниципального района Московской области - Ассонова М.Н. по доверенности от 03.04.2018 N 54;
от Сова А.Г. - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Минимущество МО - представитель не явился, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ступинского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 марта 2018 года по делу N А41-63538/17,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
по иску Сова А. Г.
к Комитету по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации Ступинского муниципального района Московской области,
при участии в деле третьего лица: Министерства имущественных отношений Московской области
об оспаривании бездействия и обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков.
УСТАНОВИЛ:
Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Сова Александр Григорьевич (далее - Глава КФХ, Сова А.Г.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - КУИ Ступинского района, комитет) и администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным бездействие администрации выразившиеся в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровыми номерами 50:33:0000000:87665 площадью 138 300 кв.м и 50:33:0010238:246, площадью 31 700 кв.м расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Чернышово, в собственность за плату.
- возложить обязанность на администрацию предоставить Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Сове Александру Григорьевичу земельный участок с кадастровыми номерами 50:33:0000000:87665 площадью 138 300 кв.м и 50:33:0010238:246, площадью 31 700 кв.м расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Чернышово, в собственность за плату в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости, в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
- возложить обязанность на администрацию заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровыми номерами 50:33:0000000:87665 площадью 138 300 кв.м и 50:33:0010238:246, площадью 31 700 кв.м расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Чернышово с Совой Александром Григорьевичем, в течение 3 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
- возложить обязанность на администрацию заключить договор купли- продажи земельного участка с кадастровыми номерами 50:33:0000000:87665 площадью 138 300 кв.м и 50:33:0010238:246, площадью 31 700 кв.м расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Чернышово по цене равной 15% (пятнадцати процентам) кадастровой стоимости земельного участка, что в денежном выражении составляет -788 460 рублей.
- обязать администрацию указать в договоре купли-продажи земельного участка условия, приведенные в тексте заявления.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2018 года по делу N А41-63538/17 комитет обязан заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка на условиях, указанных судом. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 103-105).
Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворенного требования, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой заявителем части от иных лиц, участвующих в деле, не поступило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Сова А.Г., Комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области и Минимущества МО, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении заявления в обжалуемой части отказать.
Выслушав объяснения представителя администрации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.06.1992 между администрацией Кузьминского сельского совета Ступинского района Московской области и Главой КФХ Сова А.Г. был заключен договор аренды земельного участка N 1, согласно условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду с правом последующего выкупа земельный участок общей площадью 16,62 га, согласно прилагаемой экспликации земель, для производства сельскохозяйственной продукции (т. 1 л. д. 15-20).
В 2008 году предоставленный в аренду земельный участок поставлен на кадастровый учет в виде двух земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0010210:30 (площадью 138 300 кв.м.); 50:33:0010238:82 (площадью 31 700 кв.м.).
01.01.2009 сторонами договора аренды N 1 от 15.06.1992 заключено дополнительное соглашение, в соответствии с условиями которого п.1.1 излагается в редакции: "арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду с правом последующего выкупа земельный участок, общей площадью 170 000 кв.м., в том числе земельный участок N1 площадью 138 300 кв.м., с кадастровым номером 50:33:0010210:30, земельный участок N 2 площадью 31 700 кв.м., с кадастровым номером 50:33:0010238:82, категория земель: "земли населенных пунктов", в границах, указанный на кадастровом плане (приложение N1 к настоящему договору) и установленных на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, с. Чернышово" (т. 1 л. д. 21-25).
Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 08.12.2010.
Впоследствии предоставленные в аренду земельные участки сняты с кадастрового учета и имеют статус "аннулированы", после чего заявитель обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
На основании заявления администрацией 08.09.2014 вынесены постановления N 3755-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для сельскохозяйственного производства, установлении вида разрешенного использования и отнесении земельного участка, расположенного: Московская обл., Ступинский р-н, с. Чернышово к категории земель - земли населенных пунктов" (в отношении земельного участка площадью 31 700 кв.м.), 3754-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для сельскохозяйственного производства, установлении вида разрешенного использования и отнесении земельного участка, расположенного: Московская обл., Ступинский р-н, с. Чернышово к категории земель - земли населенных пунктов" (в отношении земельного участка площадью 138 300 кв.м). Заявителю поручено провести государственный кадастровый учет указанных земельных участков.
01.10.2014 истец обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке земельных участок, в отношении которых администрацией вынесены постановления N 3755-п, 3754-п, на кадастровый учет.
13.10.2014 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области приняты решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с выявленными пересечениями границ земельных участков с кадастровым номером 50:33:0010238:220 и границами земельного участка муниципального образования Михнево г.п. Михнево.
23.12.2014 администрацией вынесены постановления N 6257-п, 6258-п о внесении изменений в постановления администрации N 3755-п, 3754-п в части координат земельных участков площадью 31700 кв.м, 138 300 кв.м, утверждены новые схемы расположения земельных участков. После чего земельные участки площадью 31 700 кв.м и 138 300 кв.м были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 50:33:0010238:246 (31 700 кв.м.) 50:33:0000000:87665 (138 300 кв.м.).
Глава КФХ Сова А.Г. обратился в Комитет по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о внесении изменений в дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 15.06.1992 в части уточнения кадастровых номеров земельных участков.
27.08.2015 Комитетом по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области заявителю был дан ответ о невозможности внесения изменений в дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 1 от 15.06.1992, который был обжалован Главой КФХ в Арбитражный суд Московской области (дело N А41-84847/15).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2016 по делу N А41-84847/15, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016, суд решил:
- признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Ступинского муниципального района Московской области от 27.08.2015 N И8-21/4634 в части отказа внесения изменения в дополнительное соглашение от 01.01.2009 к договору аренды земельного участка от 15.06.1992 об уточнении кадастровых номеров земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0010238:246 и 50:33:0000000:87665 общей площадью 170 000 кв.м с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства;
- обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района Московской области заключить дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 15.06.1992, указав в качестве предмета договора земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0000000:87665 площадью 138 300 кв.м и 50:33:0010238:246, площадью 31 700 кв.м.
После вступления решения в законную силу Глава КФХ обратился в администрацию и комитет с вопросом о приобретении земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0010238:246 и 50:33:0000000:87665 в собственность путем заключения договора купли-продажи.
В ответе от 23.09.2016 уполномоченный орган сослался на статью 2 Закона Московской области о внесении изменений в закон Московской области "об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" и в закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 18.02.2016 N 9/2016-ОЗ, согласно которому, арендатор земельного участка, предоставленного из земель сельхозназначения и предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, вправе приобрести земельный участок на котором отсутствуют здания и сооружения, в собственность по цене равной кадастровой стоимости такого участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим арендатором либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому арендатору при условии надлежащего использования такого участка в случае, если этим арендатором заявление о заключении договора купли-продажи участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды этого участка. В связи с этим, заявителя просит подтвердить желание приобрести земельные участки по указанным условиям (т. 1 л. д. 42).
В ответе от 02.12.2016 заявителю было указано, что в связи с принятием закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" предоставление земельных участков в собственность осуществляется по согласованию с Правительством Московской области (т. 1 л. д. 44).
28.12.2016 истец направил в администрацию три оригинала подписанных договоров купли-продажи земельных участков с протоколами разногласий, просил проставить номер договора и выслать подписанные договоры с протоколом разногласий (т. 1 л. д. 47-65).
В письме от 26.01.2017 ответчик указал на несогласие с ценой договора и условием о рассрочке платежей.
13.03.2017 и 02.05.2017 истец направил в адрес администрации и комитета требования о подписании и направлении ему подписанного договора купли-продажи земельных участков; указать в договоре выкупную стоимость участков исходя из льготных ставок для приобретения земельных участков фермерами и в соответствии с законом "О регулировании земельных отношений в Московской области" включить в договор статью о предоставлении рассрочки на срок 12 месяцев или одного года. Указал на свое согласие на приобретение земельных участков. В случае не исполнения требования предупредил, что обратится в суд за защитой нарушенных прав (т. 1 л. д.58-59, 67-68).
Письмом от 04.04.2017 и.о. руководителя администрации указал, что им не направлялся для подписания договор купли-продажи земельных участков, а направлялся только проект договора для ознакомления. Указанный проект не направлялся на согласование в Минимущество Московской области. Также сообщил о том, что цена земельных участков устанавливается в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и Законом МО от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", которыми рассрочка платежей не предусмотрена (т. 1 л. д. 66).
Письмом от 26.05.2017 комитет вновь сослался на отсутствие согласования продажи спорных участков с Правительством Московской области в лице Минмособлимущества и Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений, и на отсутствие согласия Главы КФХ на приобретение спорных участков в собственность (т. 1 л. д. 69).
Полагая бездействие уполномоченных органов местного самоуправления по заключению договора купли-продажи земельных участков, Глава КФХ Сова А.Г. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требования об обязании комитета заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктами 8 и 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа:
- земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
В соответствии части 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, условиями для приобретения арендатором земельного участка на основании указанных норм права является предоставление указанного земельного участка в аренду для целей использования в сельском хозяйстве, использование на протяжении всего срока аренды такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства и обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением до дня истечения срока указанного договора аренды, после истечения трех лет с момента заключения договора аренды, и отсутствие со стороны арендатора нарушений действующего законодательства при использовании участка.
Согласно выпискам из ЕГРН от 26.01.2018 усматривается, что спорные земельные участки относятся к категории "земли населенных пунктов", имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (т. 1 л. д. 167-171).
Земельные участки находятся в долгосрочной аренде у Главы КФХ Сова А.Г., на основании договора аренды, заключенного 15.06.1992 и зарегистрированного 08.12.2010.
Нарушений норм действующего законодательства при использовании указанных земельных участков со стороны КФХ не зафиксировано.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на приобретение спорных земельных участков в собственность и заключение договора купли-продажи данных участков.
Статьей 445 ГК РФ урегулирован порядок заключения договора в случае, если для стороны его заключение является обязательным.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Срок установленный частью 2 статьи 446 ГК РФ не пропущен. Указанной нормой предусмотрено, что разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, заявителем в адрес заинтересованного лица были направлены подписанные экземпляры договоров 28.12.2016. Ответ администрации с несогласием направлен 26.01.2017. В дальнейшем последовали требования истца к ответчику от 13.03.2017, от 02.05.2017 с протоколами разногласий к договору. В суд Сова А. Г. обратился 03.07.2017 (штамп на конверте - т. 1 л. д. 77), то есть не позднее 6 месяцев с момента возникновения разногласий по условиям договора.
Оценив разногласия сторон относительно условий договора купли-продажи, суд первой инстанции правильно разрешил данные разногласия и определил условия договора в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оснований для иных выводов в указанной части у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Администрацией не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2018 года по делу N А41-63538/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.