г.Москва |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А40-208703/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Д.В.Каменецкого, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.03.2018
по делу N А40-208703/17 (11-1939), принятое судьей В.Г. Дружининой,
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Балюк Н.Н. по дов. от 07.04.2017; |
от ответчика: |
Алексеев М.В. по дов. от 21.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее также - заявитель, Общество, ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление), направленного уведомлением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 о приостановлении государственной регистрации права ПАО "ФСК ЕЭС" на Сети маслостоков N 3 (кадастровый номер 77:07:0012006:5248), расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, 45-А, и об обязании Управления Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО "ФСК ЕЭС" путем проведения государственной регистрации права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на Сети маслостоков N 3 (кадастровый номер 77:07:0012006:5248), расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, 45-А, и выдать выписку из Единого государственного реестра прав о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Решением суда от 05.03.2018 заявленные ПАО "ФСК ЕЭС" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Считает, что судом неправильно установлены фактические обстоятельства и неправильно применены нормы материального права. Ссылается на то, что Управление не вправе было осуществлять заявленные регистрационные действия. Указывает, что на спорном земельном участке осуществлялось именно строительство нового объекта.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и отзыве на нее доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии со ст.7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Общество является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказом Минпромэнерго России от 23.11.2005 N 325 ПС 500 кВ "Очаково" N 214 (далее также - Подстанция), размещенная на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, площадью 148816 кв.м., по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, вл.45-А, отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Право аренды на означенный земельный участок предоставлено Обществу Договором аренды земель в г.Москве от 11.05.1995 N М-07-002231, согласно п.1.3 которого земельный участок предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214.
В соответствии с Договором купли-продажи ПС 500 кВ "Очаково" N 214 от 20.12.2013 N ДКП/07-13/ПС-Очаково/208-2013 Подстанция куплена ОАО "ФСК ЕЭС" (в настоящее время ПАО "ФСК ЕЭС").
Департаментом городского имущества города Москвы и ОАО "ФСК ЕЭС" подписано дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС" с момента государственной регистрации права собственности на Подстанцию.
07.02.2014 Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию, о чем сделана регистрационная запись N 77-77-07/014/2014-390.
В целях эксплуатации Подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию Подстанции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ".
В ходе реконструкции образовались новые объекты капитального строительства, в том числе Сети маслостоков N 3 (кадастровый номер 77:07:0012006:5248).
В целях государственной регистрации права собственности на вновь образованные в ходе реконструкции подстанции объекты 09.08.2017 ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с заявлением N 77/007/225/2017-2012 о регистрации права собственности на объект - Сети маслостоков N 3.
Решением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 государственная регистрация права собственности приостановлена до 21.11.2017 на основании п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, а именно, по причине непредставления заявителем документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка заявителю для целей строительства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "ФСК ЕЭС" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ПАО "ФСК ЕЭС" требований.
Государственная регистрация недвижимости с 01.01.2017 осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч.1 ст.14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктами 1 и 8 части 2 данной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно п.5 ч.8 ст.41 указанного Федерального закона основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На основании ч.3 ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В настоящем случае в материалы дела представлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 от 05.03.2015 N RU76000-014505, подготовленный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (том 1 л.д.65).
В пункте 2.1 данного ГПЗУ содержится информация о разрешенном использовании земельного участка, основным видом которого является энергетика (6.7).
Вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства согласно ГПЗУ установлены: виды использования, технологически связанные с основными видами использования объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Наименование вида разрешенного использования земельного участка - энергетика (6.7) предусматривает размещение объектов электросетевого хозяйства, к которым относится Подстанция. Размещение объекта предусматривает его строительство, реконструкцию и эксплуатацию.
Кроме того, п.2.2.2 ГПЗУ установлено предельное количество этажей зданий, строений, сооружений для объектов нового строительства, в число которых включены и шунтирующие реакторы. Пунктом 2.2.3 ГПЗУ установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка: для существующих зданий - предельная застроенность по существующему положению, для объектов нового строительства - предельная застроенность не установлена. Пункт 2.2.4 содержит иные показатели нового строительства.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу норм ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ и Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2017 N 46880), ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом.
В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.
Таким образом, в рассматриваемом случае ГПЗУ ограничений по строительству объектов не содержит. Напротив, предусматривает возможность нового строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 N 499-ПП утвержден Проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково".
Проектом планировки территории предусмотрена реконструкция с комплексным техническим перевооружением электроподстанции "Очаково" 500 кВ с выходами воздушных линий электропередачи и воздушно-кабельных линий 220 кВ.
Подстанция реконструирована на основании Разрешения на строительство, выданного Правительством Москвы 29.12.2016 N 77-176000-013833-2016.
При этом разрешение на строительство, по смыслу норм ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не только дает право осуществлять размещение объекта недвижимости, но и подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а в отсутствие градостроительного плана - разрешенному использованию участка.
В материалы дела представлено утвержденное 07.12.2015 положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ГГЭ-8736/02 на объект капитального строительства "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ", зарегистрированное в реестре за N 00-1-4-4333-15.
Объекты, подлежащие реконструкции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ", введены в эксплуатацию на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного Правительством Москвы 27.04.2017 N 77-176000-007872-2017, в котором объект - Сети маслостоков N 3 поименован отдельно.
Положениями статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.05.2017 - Сети маслостоков N 3 размещены на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, объекту присвоен кадастровый номер 77:07:0012006:5248.
Таким образом, кадастровый учет объекта произведен 11.05.2017.
Как правильно установлено судом первой инстанции и регистрирующим органом не опровергается, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Обществу Комитетом строительного надзора города Москвы 27.04.2017, в числе объектов производственного значения указаны Сети маслостоков N 3.
С учетом норм ч.5 ст.14, ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ в процессе выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также в процессе кадастрового учета спорного объекта недвижимости уполномоченным органом должен был быть установлен факт нецелевого использования заявителем земельного участка, а также факт наличия у спорного объекта признаков самовольной постройки, при наличии таковых, чего в настоящем случае выявлено не было.
Судом также установлено, что при размещении спорного объекта расширения земельного участка не требовалось, объект размещен в рамках существующего земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13.
В составе проектной документации предусмотрено сооружение Сети маслостоков N 3.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в ходе реконструкции образован новый объект капитального строительства - Сети маслостоков N 3. Объект образован на основании Разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы, в соответствии с ГПЗУ и Проектом планировки территории, введен в эксплуатацию в установленном порядке.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств усматривается, что собственник земельного участка был осведомлен о реконструкции и возведении нового объекта капитального строительства.
Реконструкция Подстанции не противоречит цели использования земельного участка, установленной в договоре аренды. Реконструкция объектов осуществлена в целях оптимальной эксплуатации. Создание в ходе реконструкции объектов капитального строительства не противоречит законодательству Российской Федерации, иное Управлением Росреестра по Москве вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права собственности Общества на спорный объект и выдать выписку из ЕГРП о государственной регистрации права собственности в установленный срок.
Довод апелляционной жалобы о наличии у Департамента городского имущества города Москвы полномочий на распоряжение земельными участками не опровергает выводы суда, принимая во внимание, что Департаментом городского имущества города Москвы подписано дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС".
Кроме того, согласно п.1 ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Из буквального содержания текста Договора (п.1.3 и особые условия Договора) следует, что участок площадью 148668 кв.м. может быть использован в целях капитального строительства.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе основанные на ошибочном толковании норм права, несостоятельны и не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2018 по делу N А40-208703/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.