г. Томск |
|
18 июня 2018 г. |
Дело N А03-12224/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Усанина Н.А., Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Жумигин Д.Н. по доверенности от 03.05.2018,
от третьего лица: Печененко Т.Ю. по доверенности от 05.05.2016, Кобелев С.А. по доверенности от 28.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 декабря 2017 года
по делу N А03-12224/2017 (судья Е.В. Русских)
по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
заявление муниципального унитарного предприятия "Волчихинское", Волчихинский район, с. Волчиха (ОГРН 1112235000921)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю, р.п.Благовещенка
о признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки,
задолженности по пеням и штрафу,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (Межрайонное) (ИНН 2248005713, ОГРН 1162225070765 (658980, Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи, ул. Центральная, д. 11)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Волчихинское" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Волчихинское") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, апеллянт) о признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, отраженной в справке N 50153 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2017 и в справке N 50154 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 26.06.2017, на общую сумму 2 344 953,58 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.12.2017 требования заявителя удовлетворены, суд признал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю утратившей возможность взыскания 1 848 429 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, 358 992,39 руб. пени, начисленных за несвоевременную уплату указанных взносов; 1 469 587 руб. недоимки по НДФЛ, 311 729 руб. пени по НДФЛ, 146 650 руб. штрафа по НДФЛ в связи с истечением срока их взыскания.
Не согласившись с принятым решением суда, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отвечающий нормам материального права, отказать МУП "Волчихинское" в удовлетворении заявленных требований о признании безнадежными ко взысканию 1 469 587 руб. недоимки по НДФЛ, 311 729 руб. пени по НДФЛ, 146 650 руб. штрафа по НДФЛ, т.к. все перечисленные суммы НДФЛ (штрафа и пени) взыскиваются налоговым органом во исполнение принятого в отношении предприятия решения Инспекции от 17.03.2017 N РА-07-02 по итогам проведенной выездной налоговой проверки за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, которое предприятие не оспаривало, и которое вступило в законную силу. По страховым взносам в размере 1 848 429 руб. на выплату страховой пенсии и страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 358 992,39 руб. в материалы дела представлены сведения о представлении на исполнение в ОСП Волчихинского района постановлений о взыскании задолженности, пени, соответственно идет процедура принудительного взыскания сумм задолженности.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апеллянта, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные позиции.
Определением от 20.02.2018 рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ откладывалось до 12 час. 00 мин. 16.03.2018 с целью более полного и всестороннего исследования материалов дела, а также предоставления сторонам времени для принесения своих доводов и возражений в части заявленных требований, а равно для полного и всестороннего выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
До судебного заседания, назначенного на 16.03.2018, от Инспекции представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых налоговый орган указывает на обжалование им решения арбитражного суда Алтайского края от 18.12.2017 в полном объеме, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Заявителем представлены пояснения к отзыву, в которых общество возражает против доводов апеллянта.
В назначенное время определением от 16.03.2018 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда, судья Сбитнев А.Ю., заменен на судью Усанину Н.А., рассмотрение дела начато с самого начала.
Позиция, изложенная в пояснениях к отзыву на апелляционную жалобу поддержана представителями МУП "Волчихинское" в судебном заседании, заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела ввиду того, что обществом не получены дополнения к апелляционной жалобе, позиция по ним обществом не сформирована.
Заслушав представителей МУП "Волчихинское", протокольным определением в порядке статьи 163 АПК РФ от 16.03.2018 в судебном заседании объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 22.03.2018.
Информация о движении дела размещалась, в том числе, публично в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
В назначенное время рассмотрение дела продолжено, представитель МУП "Волчихинское" представил пояснения на дополнения к апелляционной жалобе, возражал против доводов апеллянта в полном объеме.
Апеллянт явку своих представителей в судебное заседание до и после перерыва не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным приступить рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся представителей налогового органа.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы с дополнениями, отзыва на неё с пояснениями, заслушав представителей предприятия, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции усмотрел основания, предусмотренные АПК РФ, для рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Учитывая, что в справках N N 50153 и 50154 налоговым органом отражена задолженность, переданная органами ПФР по состоянию на 01.01.2017, при этом обоснованность указанных начислений ГУ УПФР в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное), своевременность и полнота принятия им мер по их взысканию в текущих периодах 2014-2015 гг. и далее подлежали исследованию судом, однако, судом не исследовались, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае, принятым судебным актом в любом случае затрагиваются права и обязанности Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное), соответственно рассмотрение заявления МУП "Волчихинское" без привлечения к участию в деле указанного Учреждения ПФР, передавшего Инспекции начисленную задолженность в размере 1 848 429 руб. по состоянию на 31.12.2016 и в отношении которой заявитель просил признать налоговый орган, утратившим право на её взыскание является неправомерным.
Определением от 22.03.2018 перешел к рассмотрению дела N А03-12224/2017 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (Межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Учреждение), назначив предварительное судебное заседание суда апелляционной инстанции на 15 мая 2018 года в 09 час. 45 мин. судебное заседание суда апелляционной инстанции для рассмотрения заявленных требований по существу на 15 мая 2018 года в 10 час. 00 мин., признав обязательной явку представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю и Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) в предварительное судебное заседание и судебное заседание, назначенные на 15 мая 2018 года.
До назначенной даты судебного заседания от Инспекции и Учреждения ПФР представлены отзывы на заявление общества об утрате возможности взыскания долгов, Учреждением ПФР заявлено ходатайство о возможности рассмотрения дела без его представителя в связи с отсутствием финансирования на командировку сотрудника в г.Томск.
В порядке пункта 2 части 3 статьи 18 в составе суда произведена замена, судья Скачкова О.А. заменена на судью Хайкину С.Н., рассмотрение дела начато с самого начала.
В отсутствие возражений представителей общества апелляционный суд в назначенное время, установив, что дело является подготовленным к рассмотрению спора по существу, перешел к его рассмотрению в судебном заседании, определив рассмотреть дело в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей Учреждения ПФР.
Протокольным определением в порядке статьи 163 АПК РФ от 15.05.2018 в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 21.05.2018, о чем по правилам части 9 статьи 158 АПК РФ сделана отметка в протоколе судебного заседания, получены подписи представителей участвующих в деле лиц.
До назначенной даты судебного заседания от предприятия представлено заявление от 18.05.2018 (поступило 21.05.2018) об уменьшении исковых требований, предприятие просит признать Инспекцию утратившей возможность взыскания с МУП "Волчихинское" недоимки (пени штрафа) на общую сумму 2 023 996,14 руб. в связи с истечением установленного срока для их взыскания по справке 50154 от 26.06.2017, в том числе сумма задолженности по НДФЛ в размере 228 075,14 руб., пени в размере 70 766, 35 руб., 1 496 766, 65 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, 228 388, 10 руб. пени по указанным страховым взносам, взыскании с Инспекции расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб., заявлено ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей предприятия.
Предприятие после перерыва, Учреждение до и после перерыва явку своих представителей в судебное не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие не явившихся представителей предприятия и Учреждения ПФР.
Инспекция в отзыве от 18.05.2018 на заявление предприятия и её представитель в судебном заседании обосновать позицию по каждой сумме задолженности затруднились, представителем заявлено ходатайство об отложении рассмотрения для подготовки мотивированной позиции по делу.
Установив, что затруднения по формированию позиции в первую очередь касаются сумм страховых взносов и пени на них, указанных в справке 50154, выданной Инспекцией, учитывая, что позиции заявителя, Инспекции, Учреждения подлежат дополнительному исследованию апелляционный суд, в целях обеспечения принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия сторон, а также принципа состязательности, отложил рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ, признав обязательной явку представителей Инспекции и Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) в судебное заседание, назначенное на 06.06.2018, Инспекции и Учреждению предложено более подробно и предметно мотивировать свои возражения по заявленным требованиям, с обоснованием заявленных доводов и указанием на конкретные суммы задолженности перечисленные в справке N 50154, обосновать заявленную позицию по делу со ссылками на конкретные доказательства и нормы права, указав в каком порядке и какие меры принимались для взыскания задолженности (с представлением первичных документов).
До назначенной даты судебного заседания от Инспекции и Учреждения поступили дополнения к отзыву на заявление предприятия с учетом ходатайства об уменьшении исковых требований от 18.05.2018.
Представители Инспекции и Учреждения в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в отзывах с учетом дополнений.
Предприятие явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным продолжить рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся представителей заявителя.
Как следует из материалов дела предприятию на 26.06.2017 выдана справка N 50154 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням.
Предприятие полагает, что Инспекция утратила возможность взыскания с МУП "Волчихинское" недоимки (пени штрафа) на общую сумму 2 023 996,14 руб. (при правильном арифметическом расчете - 2 023 996, 24 руб.) в связи с истечением установленного срока для их взыскания по справке 50154 от 26.06.2017, в том числе, сумма задолженности по НДФЛ в размере 228 075,14 руб.; пени в размере 70 766, 35 руб.; 1 496 766, 65 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии; 228 388, 10 руб. пени по указанным страховым взносам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Инспекции утратившей возможность взыскания недоимки (пени, штрафа) в названных суммах.
Рассмотрев заявленные требования, апелляционный суд считает заявление предприятия подлежащим удовлетворению в части, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Предприятием применительно к справке от 26.06.2017 N 50154 указано на утрату возможности взыскания 228 075, 14 руб. - задолженность по НДФЛ, пени в размере 70 766, 35 руб.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено апелляционным судом, указанная сумма недоимки по НДФЛ является недоимкой за 1 квартал 2017 года, в связи с чем, в порядке статей 69, 70 НК в адрес налогоплательщика по указанной сумме направлено требование от 11.05.2017 N 37268, которым предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 228 075, 14 и пени в размере 1 298, 33 руб. в срок до 31.05.2017, в связи с неисполнением требования, в порядке статьи 46 НК РФ принято решение от 14.06.2017 N 28652 и в банк направлены инкассовые поручения от 14.06.2017 NN 39869, 39870 на списание денежных средств в доход федерального бюджета. В отсутствие исполнения Инспекцией в соответствии со статьёй 47 НК РФ вынесено Постановление от 21.08.2017 N 2235001324 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, которым решено произвести взыскание суммы недоимки по НДФЛ в размере 1 697 662,14 руб.
Сумма пени по НДФЛ по которой предприятие указывает на утрату Инспекцией возможности её взыскания в размере 69 468,02 является частью пени, начисленной на 07.11.2017, предъявленной к оплате в требовании от 07.11.2017 N 382225 в сумме 138 204, 90 руб. 15.12.2017 принято налоговым органом принято решение N 32349 и в банк направлено инкассовое поручение от 15.12.2017 N 46183 на списание перечисление сумм пени в доход федерального бюджета. В отсутствие исполнения в порядке статьи 47 НК налоговым органом вынесено постановление от 02.02.2018 N22350016667 о взыскании суммы пени по НДФЛ за счет имущества налогоплательщика в размере 125 683, 97 руб.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что налоговым органом право на взыскание недоимки по НДФЛ в сумме 228 075, 14 руб. и пени по НДФЛ в размере 70 766, 35 руб. не утрачено, т.к. налоговым органом соблюдены сроки, установленные статьями 46, 47 НК РФ, в установленные сроки приняты меры принудительного взыскания, задолженность не является безнадежной ко взысканию, а является текущей.
Доказательств опровергающих указанные обстоятельства и представленные налоговым органом доказательства, предприятием в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований предприятия в указанной части апелляционный суд не установил.
По сумме задолженности в размере 1 496 766,65 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени в размере 228 388, 10 руб. начисленные на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации апелляционным суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 1 - 4, 12 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названным Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи: с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание недоимки по страховым взносам производится в судебном порядке.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Статья 22 Федерального закона N 212-ФЗ определяет, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Как отмечено в части 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Согласно пунктам 5.4 - 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Статьей 19 указанного Закона N 250-ФЗ установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как установлено апелляционным судом, в справке от 26.06.2017 N 50154 за предприятием указана задолженность по страховым взносам 1 848 429 руб., пени 358992, 39 руб., из них предприятие полагает Инспекцию утратившей право на взыскание задолженности по страховым взносам в размере 1 496 766, 65 руб., и 228 388, 10 руб. пени.
В отзыве на заявление МУП "Волчихинское" - л.д. 81-83 т.1 налоговым органом указывалось, что спорная сумма задолженности принята им входящим сальдо от органов УПФР в Ключевском районе Алтайского края по состоянию на 31.12.2016 (всего сумма задолженности - 3 665 367,43 руб.), также указывалось, что до 01.01.2017 органами УПФР принимались меры к её погашению, предъявлены постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика в ОСП Волчихинского района.
В судебном заседании 06.06.2018 Пенсионным фондом и налоговым органом представлены отзывы, из которых следует, что задолженность, переданная из органов ПФР 11.02.2017 по состоянию на 01.01.2017, составляла 2 249 606,91 руб., в том числе, задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование - 2 003 289,71 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 246 317,20 руб., из этой задолженности, задолженность за 4 квартал 2015 года в размере 154 860,71 руб. была взыскана принудительно, что подтверждается выпиской из лицевого счета от 31.05.2017 N 171797, остаток задолженности, указанный в справке от 26.06.2017 N 50154 составил 1848429 руб. и был указан в справке от 26.06.2017 N 50154.
Из этой задолженности по сумме недоимки 1 393 564,08 руб. Пенсионным фондом приняты меры по их принудительному взысканию: налогоплательщику выставлены требования об уплате недоимки от 26.02.2016 N 032S0116039500 за 4 квартал 2015 года, от 19.05.2016 N 032S01160153738 за 2015 год, от 23.05.2016 N 032S01160157251 за 1 квартал 2016 года, от 19.12.2016 N 032S004160041019 за полугодие 2016 года.
Ввиду неисполнения требований в добровольном порядке Пенсионным фондом приняты постановления о взыскании страховых взносов от 19.12.2016 N 032S004160041019, от 22.12.2016 N 032S004160042292 и переданы на взыскании в ОСП Волчихинского района, из которых задолженность за 4 квартал 2015 года - 147 143,73 руб., задолженность за 1 квартал 2016 года - 698 418,16 руб., задолженность за полугодие 2016 года - 548 002,19 руб., что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предприятие требований ввиду отсутствия доказательств утраты Инспекцией права взыскания на указанную сумму.
В отношении суммы задолженности за 9 месяцев 2016 года в размере 454 864,92 руб. по требованию от 12.12.2016 N 032S01160322201 следует, что срок исполнения требования истекал 10.01.2018, следовательно, Пенсионным фондом меры принудительного взыскания указанной задолженности не принимались, нет доказательств их принятия и со стороны Инспекции, соответственно, сроки установленные статьями 46, 47 НК РФ пропущены Инспекцией, право на взыскание указанной суммы утрачено, требования заявителя в указанной части подлежат взысканию.
В равной степени указанное касается и суммы пени в размере 13 544 руб. на указанную недоимку, соответственно требования заявителя по сумме пени на страховые взносы за 9 месяцев 2016 года являются обоснованными.
Аналогичные обстоятельства установлены апелляционным судом и в отношении сумм пени 194 373, 36 руб. по требованию от 28.01.2017 N 032S011A00MVIW за 4 квартал 2016 года, соответственно требования заявителя в указанной части являются обоснованными.
В отношении суммы пени 112 675, 19 руб. апелляционным судом установлено, что данная сумма пени была начислена на переданную задолженность по страховым взносам на ОПС за период с 01.01.2017 по 25.06.2017, что подтверждается прилагаемым расчетом пени, вместе с тем, поскольку на сумму задолженности за 9 месяцев 2016 года в размере 454 864,92 руб. по требованию от 12.12.2016 N 032S01160322201 за период с 01.01.2017 по 26.06.2017 также производилось начисление пени, которые отражены в справке от 26.06.2017 N 50154, право на взыскание начисленных на указанную сумму пени Инспекцией также утрачено, соответственно из названной суммы пени 112 675, 19 руб. по взысканию соответствующих сумм пени начисленных на сумму 454 864, 92 руб. за период с 01.01.2017 по 26.06.2017 требования заявителя также являются обоснованными, в иной части Инспекцией право на взыскание суммы пени не утрачено, т.к. задолженность предприятием не погашена и по этой задолженности приняты меры принудительного взыскания.
Всего требования заявителя являются обоснованными в сумме 662 782, 29 руб. (454 864, 92 +13 544,01+194 373, 36), а также соответствующие суммы пени, начисленные на сумму 454 864, 92 руб. за период с 01.01.2017 по 26.06.2017
При этом апелляционным судом установлено, что задолженность за 4 квартал 2016 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и на выплату страховой пенсии по требованию 28.01.2017 N 032S011A00MVIW в размере 918 859,62 руб., указанная в отзыве УПФР в Ключевском районе, в налоговый орган не поступала, следовательно, в справке от 26.06.2017 N 501154 данная сумма не отражалась, что означает, что по указанной сумме рассмотрение вопроса об утрате Инспекцией права на её взыскание является преждевременным и выходит за пределы заявленного требования - проверка сведений, отраженных в справке от 26.06.2017 N 50154, что не лишает предприятие обратиться по указанной сумме с соответствующими требованиями в отдельном самостоятельном производстве.
По результатам рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
В связи с чем, по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании положений статей 268, 269, 270 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску по правилам статьи 110 АПК распределены апелляционным судом пропорциональной удовлетворенным требованиям (32,7%), по апелляционной инстанции вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, т.к. в силу статьи 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 декабря 2017 года по делу N А03-12224/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю утратившей возможность взыскания задолженности указанной в справке от 26.06.2017 N 50154, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю в размере 662 278, 29 руб., в том числе, 464 864, 92 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2016 года, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии, 13 544, 01 руб. пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2016 года и 194 373, 36 руб. пени начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 4 квартал 2016 года, а также суммы пени, начисленные на сумму 464 864, 92 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2016 года, начиная с 01.01.2017 по 26.06.2017.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю в пользу муниципального унитарного предприятия "Волчихинское", Волчихинский район, с. Волчиха (ОГРН 1112235000921) 981,6 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12224/2017
Истец: МУП "Волчихинское"
Ответчик: МИФНС России N 8 по Алтайскому краю.
Третье лицо: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края