г. Киров |
|
18 июня 2018 г. |
Дело N А82-15634/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазыриной Н.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Верхневолжская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2018 по делу N А82-15634/2017, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Верхневолжская управляющая компания" (ОГРН 1087606003847; ИНН 7606070954) к департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (ОГРН 1057600606612; ИНН 7604077295)
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
закрытое акционерное общество "Верхневолжская управляющая компания" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Верхневолжская управляющая компания") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными приказов департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, надзорный орган) от 27.07.2017 N N ЛИЦ17/0741, ЛИЦ17/0742, ЛИЦ17/0743, ЛИЦ17/0744, ЛИЦ17/0745, ЛИЦ17/0746.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда об отказе в признании незаконными оспариваемых приказов отменить.
Общество считает причины отказов, указанные в приказах от 27.07.2017, неправомерными, поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, управляющая компания направляет в надзорный орган копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания. Ссылок на обязательное оформление данных протоколов в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N937/пр названный Порядок не содержит. При этом управляющая компания не является председателем или секретарем собрания собственников, изготовлением протоколов занимаются собственники многоквартирных домов и представляют их в управляющую компанию уже в готовом виде.
Подробно позиция Общества изложена письменно в апелляционной жалобе.
Департамент письменный отзыв на жалобу не представил.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд определением от 07.05.2018 перешел к судебному разбирательству по правилам первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Монблантеплоэнерго", ООО "Управляющая компания "Альфа Групп", ООО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района", ООО Управляющая организация "РЭУ-20".
ООО "Управляющая компания "Альфа Групп" в письменном отзыве на жалобу поддержало позицию заявителя.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Ившиной Г.Г. на судью Немчанинову М.В.
14.06.2018 стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.07.2017 в адрес Департамента поступили заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирными домами, по адресам: г. Ярославль, пр-т Дзержинского, д. 27 кор.2; г. Ярославль, ул. Батова, д.28/2; г. Ярославль, ул. Панина, д.3 кор.3; г.Ярославль, ул. Брагинская,22; г. Ярославль, ул. Бабича, д.2; г. Ярославль, Тутаевское шоссе,99.
В ходе проверки представленных документов, Департаментом установлено, что протоколы общих собраний оформлены с нарушением пункта 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Требования N 937/пр).
27.07.2017 в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных протоколов, Департаментом изданы приказы от 27.07.2017 г. N N ЛИЦ17/0741, ЛИЦ17/0742, ЛИЦ17/0743, ЛИЦ17/0744, ЛИЦ17/0745, ЛИЦ17/0746 об отказе во включении вышеназванных домов в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ЗАО "Верхневолжская управляющая компания".
Не согласившись с указанными приказами, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ЗАО "Верхневолжская управляющая компания" представило в Департамент протоколы общего собрания, которые не содержат обязательных приложений, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
На основании части 5 статьи 200 и части 1 статьи 65 АПК РФ бремя доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган, его принявший, а обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в Департамент) определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 5 названного Порядка (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в Департамент) в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
В пункте 7 Порядка N 938/пр указано, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в п. 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
В силу пункта 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с требованиями пункта 19 Требований N 937/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме; б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2014, N 30, ст. 4264; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724), на основании которого проводится общее собрание; в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме; г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований; д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании; е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании; ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования; з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.
В данном случае протоколы общих собраний собственников спорных МКД, прилагаемые к заявлениям Общества от 17.07.2017 о внесении изменений в реестр лицензий, составлены с нарушением пункта 19 Требований N 937/пр. В связи с чем при рассмотрении указанного заявления Департамент пришел к обоснованному выводу об отсутствии в представленных документах надлежащим образом оформленного протокола общего собрания собственников МКД. Непредставление указанного протокола является в силу подпункта "а" пункта 9 Порядка N 938/пр основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате соответствующего заявления. Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
Требования N 937/пр разработаны в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 ЖК РФ и устанавливают императивные требования к порядку оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Необходимо отметить, что после оформления протокола общего собрания в соответствии с Требованиями N 937/пр (с учетом приведенной судом позиции об обязательности соответствия протокола императивным требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр, которая соответствует сложившейся судебной практике) заявитель вправе повторно обратиться с соответствующим заявлением в Департамент.
Оспариваемые приказы соответствуют положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания их недействительными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вместе с тем, поскольку судом апелляционной инстанции установлено предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловное основание для отмены судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу и по апелляционной жалобе остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 266, частью 6.1 статьи 268, статьей 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2018 по делу N А82-15634/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Верхневолжская управляющая компания" о признании недействительными приказов Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 27.07.2017 N N ЛИЦ17/0741, ЛИЦ17/0742, ЛИЦ17/0743, ЛИЦ17/0744, ЛИЦ17/0745, ЛИЦ17/0746 отказать.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Верхневолжская управляющая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.02.2018 N 148.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15634/2017
Истец: ЗАО "Верхневолжская управляющая компания"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области
Третье лицо: ООО "Монблантеплоэнерго", ООО "Управлющая компания "Альфа Групп", ООО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района", ООО Управляющая организация "РЭУ-20"