г. Чита |
|
18 июня 2018 г. |
Дело N А19-28408/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2018 года по делу N А19-28408/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: г.Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88) к Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001122, ИНН 3808172165, адрес: 664022, область Иркутская, город Иркутск, улица Красных Мадьяр, дом 41) о взыскании 39500 руб.,
(суд первой инстанции - Л.В. Назарьева),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - заявитель, Пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о взыскании 39500 руб. 00 коп., составляющих сумму финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленного требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о взыскании с Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области 39 500 руб. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за отчетный период ноябрь 2016 г., отказано.
В обосновании суд указал, что заявитель обратился за взысканием штрафных санкций с ответчика в суд за пределами установленного ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока, 25.12.2017, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей документации и корреспонденции Арбитражного суда Иркутской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.02.2018 г. N А19-28408/2017 и принять делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требования.
Полагает, что основания для начисления санкций у пенсионного фонда имелись, а применению подлежит не срок, указанный в п.1 ст.46 НК РФ, а общий срок исковой давности 3 года.
На апелляционную жалобу поступил отзыв министерства, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователем - Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены исходные сведения: за ноябрь 2016 на 79 застрахованных лиц - 13.12.2016.
По результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), органом Пенсионного фонда установлены факты нарушения сроков представления указанных сведений, о чем составлен соответствующий акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 27.02.2017 N 048S18170004026.
Решением от 29.03.2017 г. N 048S19170005845 Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области привлечено к ответственности в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 39500 руб. за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
Требованием от 17.04.2017 N 048S01170222976 страхователю предложено в срок до 12.05.2017 г. в добровольном порядке уплатить сумму штрафа.
Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как правильно указал суд первой инстанции, названным Федеральным законом не урегулирован порядок взыскания финансовых санкций.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшем в период выставления требования от 21.12.2016) орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Поддерживая правовую позицию суда первой инстанции и отклоняя соответствующие доводы пенсионного фонда, апелляционный суд также исходит из того, что Законом N 250-ФЗ внесены изменения в статью 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, ни в ранее действовавшей редакции статьи 17 Закона N 27-ФЗ, ни в редакции Закона N 250-ФЗ не установлен срок для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Закона N 250-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Иной подход будет нарушать конституционно установленный принцип равенства, а также принцип правовой определенности в отношениях между плательщиком страховых взносов и страховщиком или налоговым органом.
В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, пунктом 3 статьи 46 которого предусмотрено, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как правильно указывает суд первой инстанции, требованием от 17.04.2017 N 048S01170222976 страхователю предложено уплатить сумму штрафа в добровольном порядке в срок до 12.05.2017, следовательно, окончание срока для обращения в суд с требованием о взыскании сумм штрафных санкций приходится на 12.11.2017 г. Вместе с тем, заявитель обратился за взысканием штрафных санкций с ответчика в суд за пределами установленного ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока, 25.12.2017, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей документации и корреспонденции Арбитражного суда Иркутской области.
Доводы пенсионного фонда о том, что ранее он обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, также правильно были отклонены судом первой инстанции, поскольку определением суда по делу А19-24046/2017 от 23.11.2017 г. было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа по мотиву пропуска срока на подачу заявления в суд. После чего Пенсионный фонд 25.12.2017 г. вновь обратился с заявлением о взыскании штрафа в общем порядке в рамках настоящего дела. Пенсионный фонд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области штрафных санкций обратился 15.11.2017 г., так же уже с пропуском установленного срока, что явилось основанием принятия судом определения от 23.11.2017 г. об отказе в принятии заявления о выдаче приказа.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Как правильно указывает суд первой инстанции, ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока для обращения в суд от Управления Пенсионного фонда не поступало, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Апелляционный суд также отмечает, что материальные основания к удовлетворению заявленных требований также отсутствуют, поскольку сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 г. были представлены 13 декабря 2016 г., то есть, на момент подачи сведений нарушение имело место быть. Однако, впоследствии с 01.01.2017 г. срок на подачу сведений был увеличен до 15 числа следующего месяца (ч.2.2 ст.11 закона N 27-ФЗ), следовательно, именно данный срок подлежит применению, как улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2018 года по делу N А19-28408/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.