г. Челябинск |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А76-16291/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.04.2018 по делу N А76-16291/2017 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - Красильникова Е.Ю. (доверенность N 82 от 21.09.2017);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (доверенность N 2 от 22.12.2017);
общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика 1" - Красильникова Е.Ю. (доверенность от 01.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - заявитель, ООО "ДЕЗ Калининского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительными предписаний от 11.04.2017 N 1166 и от 28.06.2017 N 2263.
Указанные заявления приняты Арбитражным судом Челябинской области к производству с возбуждением дел N А76-16291/2017 и N А76-27699/2017. Определением суда от 20.11.2017 дела N А76-16291/2017 и N А76-27699/2017 объединены в одно производства для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А76-16291/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика 1" (далее - ООО "ДЕЗ 1", третье лицо)
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 11.04.2018) требования заявителя удовлетворены, оспоренные предписания признаны недействительным. Также судом с управления в пользу общества взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГУ "ГЖИ Челябинской области" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе управление ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает на законность и обоснованность оспоренных предписаний. Полагает подтвержденным нарушение обществом нормативных требований в связи с начислением собственнику помещений многоквартирного дома платы за обслуживание и поверку общедомового прибора учета (далее - ОПУ) (тепло) в спорный период. Обращает внимание на следующие обстоятельства: решение об утверждении стоимости работ по содержанию жилого помещения собственниками многоквартирного дома не принималось, однако, по смыслу нормативных требований, все текущие обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу норм содержания дома и должны осуществляться управляющими организациями независимо от указания в договоре и наличия решения собственников помещений; исходя из условий договора управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений от 22.01.2013 в части утверждения размера оплаты за комплекс работ по обслуживанию общедомового прибора учета потребления тепловой энергии для каждого собственника за 1 кв.м площади занимаемого помещения в размере 0,90 руб. в месяц нельзя признать реализованным (соответствующие изменения в договор управления не внесены); работы по обслуживанию общедомовых приборов учета входят в минимальный перечень услуг и работ, выполняемых управляющей организацией, следовательно, плата за указанные работы входит в тариф за содержание жилого помещения; законом не предусмотрено установление собственниками помещений платы за виды работ, к которым отнесены работы по обслуживанию общедомового узла учета теплоэнергии; из счетов-квитанций заявителя следует, что начисление платы за обслуживание общедомового узла учета производится отдельно от платы за содержание и ремонт жилого помещения, что является незаконным, так как свидетельствует о двойном начислении платы за один и тот же вид работы.
В судебном заседании представитель управления на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель заявителя и третьего лица в судебном заедании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "ДЕЗ Калининской района" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1057421590841 и на основании протокола от 28.08.2006 и договора управления от 31.05.2008 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 21А по ул. Каслинской в г. Челябинске.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения от жителя указанного дома распоряжением заместителя начальника управления от 11.04.2017 N 1166 в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении заявителя назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Проверка проведена 11.04.2017. Результаты проверки оформлены актом от 11.04.2017 N 1166, которым зафиксировано нарушение обществом лицензионных требований, а именно: в нарушение ч.1 ст.156, ч.2.3 ст.161, ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пп."а" и "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) заявителем в квитанциях собственнику квартиры N 72 многоквартирного дома за период с ноября 2014 года по март 2017 года наряду с платой за содержание жилого помещения выставлялась отдельной строкой плата за обслуживание и поверку ОПУ (тепло) в размере 0,9 руб./кв.м.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 11.04.2017 N 1166 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, которым предписано в срок до 15.05.2017 произвести перерасчет платы за обслуживание и поверку ОПУ (тепло) в размере 0,9 руб./кв.м за период с ноября 2014 года по март 2017 года собственнику квартиры N 72, а также на постоянной основе - прекратить начисление платы за обслуживание и поверку ОПУ (тепло) в размере 0,9 руб./кв.м собственнику кв. N 72.
В целях проверки исполнения указанного предписания распоряжением заместителя начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 26.06.2017 "2263 назначено поведение внеплановой документарной проверки заявителя.
Результаты проверки отражены в акте от 28.06.2017 N 2263, зафиксировавшем неисполнение предписания от 11.04.2017 N 1166.
По итогам этой проверки обществу выдано предписание от 28.06.2017 N 2263, полностью дублирующее содержание предписания от 11.04.2017 N 1166.
Считая эти предписания незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренных ненормативных правовых актов закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии ч.1.3 ст.161, ч.1 ст.192 ЖК РФ.
В силу п.8.5 ст.13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Порядок осуществления лицензионного контроля урегулирован ст.196 ЖК РФ в силу которой лицензионный контроль осуществляется должностными лицами органа государственного жилищного надзора.
Частями 6 и 7 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Подпунктом 2-2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, управление наделено полномочиями по осуществлению лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пп.6 п.9 указанного Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренные предписания выданы управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания актов проверок и оспоренных предписаний следует, что основанием для выдачи предписаний послужил вывод инспекции о нарушении обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 21А по ул. Каслинской в г. Челябинске ввиду выставления в ежемесячных счетах на оплату собственнику квартиры N 72 в период с ноября 2014 года по март 2017 года отдельной строкой платы за обслуживание и поверку ОПУ (тепло) в размере 0,90 руб./кв.м помимо платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с пп. "а" и "б" п.3 Положения N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1 ст.153 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 этого Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 этой статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч.7).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч.4 ст.158 ЖК РФ)
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, способами установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) являются: волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, реализуемое путем принятия решения об этом на общем собрании (основной способ); решение органа местного самоуправления (дополнительный способ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2 ст.161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания" (далее - Постановления N 290) утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, который применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу этого Постановления.
В соответствии с п.18 указанного минимального перечня, в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного, горячего), отопление и водоотведения в многоквартирных домах отнесены в том числе поверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.
В соответствии с правовой позицией высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Между тем, указанное обстоятельство не лишает стороны договора управления многоквартирным домом права определить работы и услуги, выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и исполнения, а также установить размер платы за такие работы и услуги. При этом, перечень работ и услуг, утвержденный собственниками помещений, не может быть меньше указанного минимального перечня работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21А по ул. Каслинской в г. Челябинске от 22.01.2013 собственники помещений уполномочили ООО "ДЕЗ 1" приобрести, установить и осуществлять обслуживание ОПУ тепловой энергии, утвердили порядок оплаты приобретения, установки и обслуживания ОПУ на основании счета-квитанции ООО "Калининского района", определили перечень и периодичность выполнения работ по обслуживанию ОПУ и установили размер платы комплекса работ по обслуживанию ОПУ - 0,9 руб. на 1 кв.м площади занимаемого помещения в месяц, согласно калькуляции.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме реализовали свое право на установление дополнительных требований к работам по обслуживанию ОПУ тепловой энергии по сравнению с перечнем работ, приведенным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, а также на установление соответствующей дополнительной платы.
Это решение собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не обжаловано.
Во исполнение указанного решения заявитель заключил с ООО "ДЕЗ 1" договор возмездного оказания услуг N 163/0412-ФЭО (дополнительным соглашением к которому от 05.11.2013 определена стоимость обслуживания ОПУ в многоквартирном доме) и в выставляемых собственникам помещений счетах на оплату отражал стоимость услуг по содержанию ОПУ в размере 0,9 руб./кв.м.
Невнесение соответствующих изменений в заключенный 28.08.2006 договор управления многоквартирным домом (на что ссылается управление) нельзя признать обстоятельством, исключающим обязанность управляющей организации исполнять решение собственников помещений, принятые в пределах предоставленных им полномочий.
Возложение на управляющую компанию обязанности изменить ранее заключенный договор является понуждением к заключению договора на иных условиях, что противоречит ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом, исключение управляющей организацией в одностороннем порядке согласованного условия договора, касающегося платы за обслуживание ОПУ тепловой энергии, будет являться нарушением ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающей одностороннего изменения условий договора.
В этой связи вывод управления о допущенных заявителем нарушениях лицензионных требований ввиду выставления в счетах на оплату отдельной строкой платы за содержание и поверку ОПУ тепловой энергии, является необоснованным, законных оснований для выдачи обществу оспоренного предписания у ГУ "ГЖИ Челябинской области" не имелось.
Поскольку предписаниями на общество необоснованно возложена обязанность по осуществлению перерасчета платы за содержание и поверку ОПУ, суд полагает подтвержденным также нарушение таким предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании оспоренных предписаний недействительным.
Предусмотренных ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.04.2018 по делу N А76-16291/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.