г. Красноярск |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А33-12978/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (департамента городского хозяйства администрации города Красноярска): Мотыженец Е.В., представителя по доверенности от 10.11.2016 N 86;
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гвардейский парк"): Лазаревой Е.А., представителя по доверенности от 10.05.2018 N 2; Левинского В.П., директора на основании от решения единственного участника от 26.04.2018 N 9, приказа от 27.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гвардейский парк"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" февраля 2018 года по делу N А33-12978/2017, принятое судьёй Варыгиной Н.А.,
установил:
департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (ИНН 2466092184, ОГРН 1022402670025, г. Красноярск; далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гвардейский парк" (ИНН 2465266529, ОГРН 1122468005549, г. Красноярск; далее - ответчик, ООО УК "Гвардейский парк", общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 475 136 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.01.2017 по 08.06.2017 в размере 16 304 рубля 32 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "12" февраля 2018 года исковые требования удовлетворены, с ООО УК "Гвардейский парк" в пользу департамента городского хозяйства администрации города Красноярска взыскано 475 136 рублей неосновательного обогащения, 16 304 рубля 32 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.01.2017 по 08.06.2017; в доход федерального бюджета - 12 829 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на следующие обстоятельства:
- Постановлением N 165-П предусмотрен порядок расчета компенсации, предусматривающий расчет компенсации отдельно по каждому виду коммунальных услуг;
- департаментом при проверке представленного обществом отчета о фактическом размере средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги для жилых помещений не было учтено, что в 2016 году управляющая компания приняла несколько домов, в связи с чем, объемы потребленных услуг за второе полугодие значительно увеличились.
Департамент в возражениях на апелляционную жалобу сослался на несостоятельность доводов общества, указал, что доводы заявителя по существу сводятся к несогласию ответчика с Методикой расчета размера компенсации, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края N 165-П от 09.04.2015 "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги"; потребность в средствах субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за 2016 год, рассчитанная в соответствии с действующим законодательством, составляет 5 524,864 тыс. рублей; считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель истца в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - копии реестра домов, обслуживаемых ООО УК "Гвардейский парк" в 2016 году, приложенного к возражениям на апелляционную жалобу.
В силу части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в письменной форме, направляются в электронном виде или заносятся в протокол судебного заседания, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.
На основании части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд. К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Согласно частям 1, 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции протокольным определением от 13.06.2018 приобщил указанное дополнительное доказательство к материалам дела, как представленное в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца заявил ходатайство о заслушивании в качестве специалиста Меркуловой Ксении Валерьевны. Суд удовлетворил ходатайство представителя истца. К участию в судебном заседании судом допущен главный специалист финансово-экономического отдела Меркулова Ксения Валерьевна (паспорт, служебное удостоверение N 6044).
Представители ответчика изложили доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель и специалист дали пояснения по вопросам суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска (уполномоченный орган) и ООО УК "Гвардейский парк" (исполнитель коммунальных услуг) заключено соглашение от 01.11.2016 N 157 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - соглашение), в соответствии с условиями которого, уполномоченный орган обязался предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2016 году в размере 6 169 862 рубля, а исполнитель коммунальных услуг обязался принять указанную субсидию.
Пунктом 1.2. соглашения предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг обязуется обеспечить целевое использование средств субсидии. Целевое использование средств субсидии - это направление исполнителем коммунальных услуг полученных средств субсидии ресурсоснабжающим организациям в объеме средств согласно решению о предоставлении компенсации, принятому департаментом городского хозяйства от 01.11.2016 N 636.
В соответствии с пунктами 2.3.1-2.3.3 соглашения исполнитель коммунальных услуг обязался: соблюдать условия предоставления субсидии, установленные настоящим соглашением, законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение данного закона края; обеспечить возврат в доход местного бюджета неиспользованных субсидий в установленном порядке; ежеквартально в срок до десятого числа месяца следующего за отчетным кварталом предоставлять уполномоченному органу сведения по разделу 1 информации о целевом использовании и потребности в средствах компенсации части платы граждан за коммунальные услуги по форме согласно приложению N 1 к Порядку и срокам перечисления средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг, а также сведения по разделу 2 информации о целевом использовании и потребности в средствах компенсации части платы граждан за коммунальные услуги по форме согласно приложению N 1 к Порядку и срокам перечисления средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг.
В силу пункта 3.1.4. соглашения исполнитель коммунальных услуг возвращает средства субсидии в бюджет городского округа (муниципального района) в объеме средств, целевое использование которых не подтверждено.
В приложении к соглашению от 01.11.2016 N 157 сторонами согласован график финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2016 году.
Платежными поручениями от 24.11.2016 и 29.12.2016 истцом ответчику перечислены средства субсидий в размере 6 000 000 рублей.
Согласно представленному ответчиком отчету о фактическом размере средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги для жилых помещений, сумма потребности в средствах субсидии составила 5 524 864 руб.
Согласно расчёту истца, разница между перечисленными средствами из бюджета и изначально и фактической потребностью составила 475 136 рублей.
Уведомлением от 15.02.2017 N 03/568-гх истец уведомил ответчика о нарушении условий предоставления субсидии и предложил в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления произвести возврат в бюджет города полученной субсидии в указанной сумме.
На основании статьи 395 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 31.01.2017 по 08.06.2017 в размере 16 304 рубля 32 копейки.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании вышеуказанной суммы субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство в Российской Федерации основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статьи 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Положениями главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу части 1 статьи 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
Таким образом, получение ответчиком денежных средств от истца при отсутствии у истца обязанности их выплачивать в силу соответствующего договора или требования нормативного акта, без предоставления ответчиком со своей стороны каких-либо товаров (работ, услуг) в счет принятых сумм правомерно квалифицировано судом первой инстанции как неосновательное обогащение.
Иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения (сбережения) имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца.
Как следует из материалов дела, департамент просит взыскать с общества неосновательное обогащение, возникшее в связи с невозвратом части выделенной субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2016 году.
Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворяя заявленные исковые требования департамента, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств возврата истцу денежных средств в размере 475 136 рублей. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судом, признан верным.
Апелляционная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее - Закон N7-2835) предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края (далее - предельные индексы), утверждаемых Губернатором Красноярского края, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 2 указанного Закона размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края.
Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
В силу пункта 2.2.3 указанного постановления Правительства исполнители коммунальных услуг по итогам года предоставляют в уполномоченный орган местного самоуправления отчет о фактическом размере компенсации с представлением документов, подтверждающих объемы предоставленных коммунальных услуг за отчетный год по формам, утвержденным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в соответствии с формулами, указанными в пункте 2 Порядка расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.
В силу статьи 4 Закона N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Постановлением администрации г. Красноярска от 01.06.2015 N 358 утверждено Положение о порядке предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, в соответствии с Законом N 7-2835, которое устанавливает порядок предоставления субсидии из бюджета города исполнителям коммунальных услуг (управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным для удовлетворения потребностей граждан в жилье, ресурсоснабжающим организациям), за исключением государственных (муниципальных) учреждений, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, в соответствии с Законом N 7-2835 (далее - субсидия); порядок возврата субсидии в бюджет города в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии; порядок возврата получателем субсидии неиспользованных остатков субсидии; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями.
В соответствии с пунктом 18 Положения о порядке предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг при не подтверждении исполнителями коммунальных услуг целевого использования средств субсидии перечисление средств субсидии департаментом не производится.
Перечисление средств субсидии осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня поступления в департамент документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, с учетом размера предоставленной компенсации части платы граждан за коммунальные услуги за период, в котором перечисление средств субсидии не осуществлялось. Исполнители коммунальных услуг возвращают остаток неиспользованных средств субсидии в бюджет города в срок до тридцатого января года, следующего за отчетным годом.
Материалами дела подтверждается и ответчиком по существу не оспаривается факт получения обществом из бюджета денежных средств в размере 6 000 000 рублей в качестве субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 Постановления N 165-п расчет размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги для исполнителя коммунальных услуг (далее - компенсация) определяется по формуле:
Ri = (Пi - П2i) x 12, (1)
где:
Ri - размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги для исполнителя коммунальных услуг на двенадцать месяцев текущего года;
Пi - плата за коммунальные услуги граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых домах), в каждом месяце текущего календарного года, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, и объему потребляемых коммунальных услуг, определенному по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
П2i - плата за коммунальные услуги граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых домах), в каждом месяце текущего календарного года, рассчитанная с применением предельного индекса.
Расчет Пi осуществляется по формуле:
Пi = Пiнny + Пiny, (2)
где:
Пiнnу - плата за коммунальные услуги граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых домах), в каждом месяце текущего календарного года, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, и объему потребляемых коммунальных услуг, определенному исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, определяемая по формуле:
Пiнnу = SUMsk=1 ((Nk x Tk x Sпотреб) + (Nk x Tk x Чпотреб)), (3)
где:
s - количество видов коммунальных услуг;
k - виды коммунальных услуг;
Nk - норматив потребления на соответствующий k-й вид коммунальной услуги;
Tk - цена (тариф) с учетом надбавки к цене (тарифу) на соответствующий k-й вид коммунального ресурса;
Sпотреб - площадь жилого помещения, не оборудованного приборами учета, используемая при расчетах платежей за отопление (централизованное или печное), по состоянию на декабрь предыдущего календарного года (кв. метров);
Чпотреб - численность граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, используемая при расчетах платежей за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения, по состоянию на декабрь предыдущего календарного года;
Пinу - плата за коммунальные услуги граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых домах), в каждом месяце текущего календарного года, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, и объему потребляемых коммунальных услуг, определенному по показаниям приборов учета, определяемая по формуле:
Пinу = SUMsk=1 Tk x Vk, (4)
где:
Vk - объем потребления k-й коммунальной услуги по данным приборов учета, но не более чем объем потребления коммунальной услуги в декабре предыдущего года.
Расчет П2i осуществляется по формуле: П2i = П1i x ИНi, (5)
где:
П1i - плата за коммунальные услуги граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых домах), в декабре предыдущего календарного года;
ИНi - предельный индекс, утвержденный Губернатором Красноярского края для соответствующего муниципального образования в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании предоставленного ООО УК "Гвардейский парк" отчета о фактическом размере средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги для жилых помещений с центральным отоплением за 2016 год (далее - отчет), департаментом произведен расчет компенсации исходя из того, что для жителей многоквартирных домов, управляемых УК "Гвардейский парк", плата включает в себя плату за горячую воду, холодную воду, отопление, водоотведение и электроэнергию.
Пi по многоквартирным домам, оборудованным и не оборудованным приборами учета, рассчитывается отдельно по каждой коммунальной услуге, сводные данные отражаются в форме 1-1; Пi - отражена в графе 24 строках "Итого" за первое и второе полугодия формы 1-1 и составила:
Пi (первое полугодие) - 12 575,445 тыс. рублей,
Пi (второе полугодие) - 17 247,485 тыс. рублей.
Согласно пункту 2.3 Порядка расчет П2i осуществляется по формуле 5:
П2i = П1i x ИНi, (5), где
П1i, - плата за коммунальные услуги граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых домах), в декабре предыдущего календарного года;
ИНi, - предельный индекс, утвержденный Губернатором Красноярского края для соответствующего муниципального образования в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации.
В постановлении N 165-п формула для расчета платы за коммунальные услуги граждан, проживающих в многоквартирных домах (жилых домах), за декабрь предыдущего календарного года, не предусмотрена. Для расчета компенсации используется плата гражданина, начисленная с учетом компенсации, по платежным документам за декабрь предыдущего года.
Суммарная плата граждан за коммунальные услуги в декабре 2015 года отражена в графе 14 строках "Итого" за первое и второе полугодия формы 1-1:
П1i, (первое полугодие) = 10 483,841 тыс. рублей;
П1i (второе полугодие) = 12 946,790 тыс. рублей.
Таким образом, при расчете по формуле 5:
П2i (первое полугодие) = 10 483,841*1 = 10 483,841 тыс. рублей;
П2i, (второе полугодие) = 12 946,790*1,067 = 13 814,225 тыс. рублей.
Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги для исполнителя коммунальных услуг, рассчитанный по формуле 1 Порядка, составляет:
Ri (первое полугодие) = 12 575 445 - 10 483 841 = 2 091 604 рублей;
Ri (второе полугодие) = 17 247 485 - 13 814 225 = 3 433 260 рублей;
Ri (всего за 2016 год) = 2 091,604 + 3 433,260 = 5 524 864 рублей.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что потребность в средствах субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за 2016 год, рассчитана департаментом в соответствии с действующим законодательством и составляет 5 524 864 рублей.
Разница между перечисленными средствами из бюджета изначально и фактической потребностью составила 475 136 рублей (6 000 000 - 5 524 864). Целевое использование данных денежных средств не подтверждено обществом.
В апелляционной жалобе ответчик ошибочно указывает на то, что Постановлением N 165-П предусмотрен порядок расчета компенсации, предусматривающий расчет компенсации отдельно по каждому виду коммунальных услуг.
Пунктом 19 Положения, утвержденного постановлением администрации г.Красноярска от 01.06.2015 N 358, предусмотрено, что в случае выявления нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии департамент в течение 5 дней с даты выявления таких нарушений направляет письменное уведомление исполнителю коммунальных услуг о возврате средств субсидии на лицевой счет департамента. Исполнитель коммунальных услуг обязан возвратить средства субсидии на лицевой счет департамента в 10-дневный срок с даты получения уведомления. Департамент возвращает указанные средства в бюджет города в течение двух рабочих дней с даты их зачисления на лицевой счет департамента. В случае если исполнитель коммунальных услуг не возвратил средства субсидии в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, департамент в течение 30 дней с даты истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта, обращается в суд с заявлением о взыскании перечисленных средств субсидии в бюджет города в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уведомлением от 15.02.2017 истец обратился к ответчику с просьбой возвратить средства компенсации, целевое использование которых не подтверждено. Доказательства возврата денежных средств в сумме 475 136 рублей в материалы дела не представлены.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации перечисленные истцом денежные средства в размере 475 136 рублей являются неосновательным обогащением ответчика.
Довод апелляционной жалобы о том, что департаментом при проверке представленного обществом отчета о фактическом размере средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги для жилых помещений не было учтено, что в 2016 году управляющая компания приняла несколько домов, в связи с чем, объемы потребленных услуг за второе полугодие значительно увеличились, подлежит отклонению, поскольку отчет о фактическом размере средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги был произведен исходя из фактических объемов потребления коммунальных ресурсов за 2016 год, подтвержденных управляющей организацией.
Как верно отметили суд первой инстанции и истец в возражениях на апелляционную жалобу, доводы ответчика в отношении заявленных исковых требований, сводятся, по сути, к несогласию ответчика с Методикой расчета размера компенсации, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п.
Между тем, предметом исковых требований по настоящему делу является взыскание суммы неосновательного обогащения, а именно полученных ответчиком средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, целевое использование которых им не подтверждено. Оценка действующего нормативного правового акта, устанавливающего порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в предмет доказывания по делу не входит.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств возврата истцу ответчиком денежных средств в размере 475 136 рублей, Арбитражный суд Красноярского края обоснованно удовлетворил исковые требования в указанной части.
Обращаясь в суд первой инстанции, истец также просил взыскать с общества проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 16 304 рубля 32 копейки за период с 31.01.2017 по 08.06.2017.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В силу статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (часть 1). Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (часть 3).
Судом апелляционной инстанции повторно проверен расчёт процентов за пользование чужими денежными средствами и признан верным. Поскольку сумма неосновательного обогащения ответчиком истцу не возвращена, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объёме. При апелляционном обжаловании обществом не заявлено доводов о несогласии с выводами суда первой инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 16 304 рубля 32 копейки за период с 31.01.2017 по 08.06.2017.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество и понесены при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" февраля 2018 года по делу N А33-12978/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.