г. Москва |
|
18 июня 2018 г. |
Дело N А40-236305/17 |
Резолютивная часть постановления подписана 18 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Н.В. Юрковой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Три Башни",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2018 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-236305/17, принятое судьей Давледьяновой Е.Ю. (шифр судьи 31-2052),
по иску товарищества собственников жилья "Три Башни" (ОГРН 1037731013924, адрес: 121467, г. Москва, ул. Мологвардейская, д. 2, корп. 3)
к публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Три Башни" (далее - ТСЖ "Три Башни", истец) обратилось в суд с иском к публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК", ответчик) о взыскании 408 386, 03 руб. по договору N 1 МЭ-112 от 01.10.2001
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2018 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
От ПАО "МОЭК" поступил отзыв и дополнения к нему, в которых ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. 266 и 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда.
В обоснование исковых требований истец указал, что ПАО "МОЭК" в период с апреля 2016 г. по ноябрь 2016 г. при расчетах сумм оплат по договору от 01.10.2001 г. N 1 МЭ -112 с ТСЖ "Три башни" за услуги населению - собственникам МКД неправомерно применило к собственникам многоквартирного дома тариф, включающий затраты по эксплуатационному обслуживанию ЦТП, при фактическом обслуживании ЦТП лишь с декабря 2016 г.
Причем, требования оплаты по тарифу, включающему затраты за не оказанные услуги по ЦТП, были предъявлены ПАО "МОЭК" 31 октября 2016 г., то есть ПАО "МОЭК" применило тариф с затратами по эксплуатационному обслуживанию ЦТП, хотя эксплуатационное обслуживание теплового пункта - ЦТП не производило и "задним" числом -31 октября 2016 г. предложило ТСЖ довзыскать суммы оплат за неоказанные им услуги.
В качестве доказательств подтверждающих то, что ПАО "МОЭК" не производило эксплуатационное обслуживание теплового пункта - ЦТП истцом в материалы дела представлены журнал обслуживания, где отражены даты начала и дни работы на ЦТП работников ПАО "МОЭК" и акты работы, которые не подписаны истцом.
По мнению истца, за период с апреля по ноябрь 2016 г. ПАО "МОЭК" излишне начислило и удержало с населения денежные суммы в размере: по теплоснабжению общий размер завышения сумм оплаты составил - 297 316, 03 руб., по ГВС ПАО "МОЭК" излишне взысканы суммы платежей в размере -111 070 руб., итого - 408 386, 03 руб.
Истец считает, что излишне взысканные с собственников МКД денежные суммы за оказываемые коммунальные услуги должны быть возвращены гражданам, либо обращены в оплату будущих платежей.
Так как направленная в адрес ПАО "МОЭК" претензия с требованием осуществить возврат упомянутых сумм оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Между тем, довод Истца о том, что Ответчик не осуществляя эксплуатационное обслуживание ЦТП по адресу: ул. Молодогвардейская, д. 2 корп. 2 в период с апреля 2016 по ноябрь 2016 опровергается имеющимися в материалах доказательствами.
Распоряжением Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы от 28.04.2016 г N 01-01-14-42/16 "Об определении теплосетевой организации, эксплуатирующей выявленные бесхозяйные тепловые сети и тепловые пункты" (далее - Распоряжение), Ответчик определен в качестве организации, осуществляющей эксплуатацию ЦТП N 08-03-072, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Молодогвардейская ул., д. 2, корп. 2.
Следовательно, Ответчик фактически осуществляет эксплуатационное обслуживание ЦТП с апреля 2016 г., в связи с чем, наделен правом применения тарифа на тепловую энергию (покупка, производство, передача тепловой энергии по тепловым сетям с учетом расходов на содержание тепловых сетей (центральных тепловых пунктов, тепловых вводов, насосных станций)).
Также факт эксплуатационного обслуживания Ответчиком центрального теплового пункта установлен постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 г. по делу N А40-56296/16.
В связи с этим, доводы истца о том, что Ответчик не осуществлял эксплуатационное обслуживание ЦТП в спорный период, являются необоснованными.
Довод истца о том, что Ответчик в период с апреля 2016 по ноябрь 2016 неправомерно применил тариф на оплату тепловой энергии и горячей воды, включающий затраты по эксплуатационному обслуживанию ЦТП, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
На основании ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам).
Между ПАО "МОЭК" и ТСЖ "Три башни" заключен договор энергоснабжения N 1 МЭ-112 от 01.10.2001 потребителей, подключенных к тепловым пунктам и разводящим сетям центрального отопления и горячего водоснабжения, являющимся неотъемлемой частью технологической цепи теплоснабжения соответствующих потребителей.
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Частью 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении и водоотведении") установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", ст. 7 Закона города Москвы от 15.10.2003 N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве", ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 6 Закона о теплоснабжении таким уполномоченным органом на территории города Москвы является соответствующий орган исполнительной власти города Москвы.
Таким образом, с даты издания распоряжения Департамента топливно- энергетического хозяйства города Москвы от 28.04.2016N 01-01-14-42/16 ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" является ответственной организацией по эксплуатации и обслуживанию теплосетевых объектов, приведенных в указанном распоряжении.
Частью 4 ст. 8 Закона "О теплоснабжении" установлено, что в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 33 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей.
Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 280-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду (покупка, производство, передача тепловой энергии, горячей воды по тепловым сетям с учетом расходов на содержание тепловых сетей (центральных тепловых пунктов, тепловых вводов, насосных станций) с 01.01.2016 в размере 1.944,62 руб. (ТЭ), с 01.01.2016 в размере 151,36 руб. (ГВС).
Постановлением Правительства Москвы от 15.12.2015 N 889-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" для ПАО "МОЭК" установлен тариф на тепловую энергию и горячую воду (покупка, производство, передача тепловой энергии, горячей воды по тепловым сетям с учетом расходов на содержание тепловых сетей (центральных тепловых пунктов, тепловых вводов, насосных станций) с 01.07.2016 в размере 2 101,52 руб. (ТЭ), с 01.07.2016 в размере 163,24 руб. (ГВС).
Поскольку Ответчик фактически эксплуатирует ЦТП N 08-03-072, расположенный в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Молодогвардейская ул., д. 2, корп. 2. с апреля 2016 года, у него имеются правовые и фактические основания для применения тарифа на тепловую энергию и горячую воду (покупка, производство, передача тепловой энергии по тепловым сетям с учетом расходов на содержание тепловых сетей (центральных тепловых пунктов, тепловых вводов, насосных станций)).
Следовательно, Ответчик имел основания для проведения перерасчета.
Утвержденные указанными постановлениями Правительства Москвы тарифы применены ПАО "МОЭК" при расчетах с ТСЖ "Три башни" в спорный период (апрель 2016 - ноябрь 2016).
При этом Ответчик не вправе применять в 2016 году тариф, определенный расчетным путем, как это указывает в своей методике расчетов Истец.
Предоставленный Истцом расчет исковых требований противоречит нормам Закона "О водоснабжении и водоотведении" и Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406.
В свою очередь, Ответчик, выполняя расчет поставленных энергоресурсов, руководствовался исключительно положениями действующего законодательства и применял тарифы, установленные государственными органами исполнительной власти.
Утверждение истца о том, что Ответчик излишне начислил и удержал с населения денежные средства в размере 408 386,03 руб. по договору N 1 МЭ-112 от 01.10.2001 за период с апреля 2016 по ноябрь 2016, опровергается материалами дела.
По договору N 1 МЭ-112 от 01.10.2001 за период с апреля 2016 по ноябрь 2016 Ответчик выставил счета на оплату поставленных энергоресурсов. С целью приведения расчетов за спорный период в соответствие с распоряжением Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы от 28.04.2016 года N 01-01-14-42/16, Ответчик в октябре 2016 года произвел перерасчет всем потребителям, подключенным к ЦТП N 08-03-072 с 28.04.2016 по 30.09.2016:
- за тепловую энергию, поставленную на отопление на основании тарифа для потребителей, подключенных после (на) ТП;
- за тепловую энергию, поставленную для целей горячего водоснабжения, выставить потребителям как горячую воду с применением тарифа на горячую воду (м/руб.) (Пояснительная записка от 12.10.2016 N 03-Ф11/05-1538/16 "О перерасчете по ЦТП N 08-03-072").
Указанные обстоятельства подтверждены корректировочными счета-фактурами и актами приемки-передачи энергоресурсов от 31.10.2016 по договору N 1 МЭ-112 от 01.10.2001 за спорный период, в которых применен тариф на горячую воду (м3/руб.).
Согласно справке о задолженности по выставленному счету от 24.01.2018 г. с учетом произведенной корректировки Истец оплатил поставленные энергоресурсы в полном объеме.
Следовательно, доводы Истца о том, что Ответчик удерживает денежные средства с населения, неправомерны.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании ст. 71 АПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционный суд, учитывая наличие в материалах дела Распоряжения Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы от 28.04.2016 г N 01-01-14-42/16 "Об определении теплосетевой организации, эксплуатирующей выявленные бесхозяйные тепловые сети и тепловые пункты", находит утверждение ТСЖ "Три башни" о том, что ПАО "МОЭК" приступило к эксплуатации теплового пункта лишь с декабря 2016 безосновательным.
Следует отметить, что наличие журналов, подтверждающих, по мнению товарищества, принятие ответчиком ЦТП N 08-03-072 в эксплуатацию лишь в декабре 2016 г., само по себе не может подтверждать то обстоятельство, что обозначенные расходы на эксплуатацию общество не несло ранее.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2018 по делу А40-236305/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Три Башни" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Три Башни" (ОГРН 1037731013924) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 (две тысячи) руб. 58 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.