18 июня 2018 г. |
Дело N А83-18855/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2018 года по делу N А83-18855/2017 (судья Евдокимова Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквавита" (298500, Республика Крым, г. Алушта, с. Виноградное, ул. 5 км. Ялтинского шоссе, д.3) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295050, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Кирова, д.13; 295000, г. Симферополь, ул. Октябрьская, д.12) заинтересованное лицо: Администрация города Алушты Республики Крым (298516, пл. Советская, д.1, г. Алушта, Республика Крым) о признании незаконными решений и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аквавита" (с 20.11.2014 ОГРН 1149102087815, ранее с 11.10.2002 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН 32063318 - л.д. 23-32 т.1, далее ООО "Аквавита" или заявитель) предъявило требования о признании незаконными решений от 16.08.2017 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404 - л.д. 33-38 т.1) об отказе в государственной регистрации права собственности:
- N 900/0001/001/2017-2028 на административный корпус, кадастровый N 90:15:050201:134,
- N 900/0001/001/2017-2029 на склад, кадастровый N 90:15:050201:167,
- N 900/0001/001/2017-2030 на склад, кадастровый N 90:15:050201:168,
- N 900/0001/001/2017-2032 на мастерскую, кадастровый N 90:15:050201:158 (л.д. 10-13 т.1).
Требования мотивированы тем, что заявитель является правопреемником частного предприятия "Оберег", которое купило эти объекты в 2008 году в порядке приватизации коммунального имущества, о чем Госкомрегистру был представлен договор купли-продажи от 21.08.2008.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решения Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации права собственности на названные объекты недвижимого имущества, так как по договору купли-продажи от 21.08.2008 в порядке приватизации коммунального имущества ЧП "Оберег" купило эти объекты у Маломаякского сельского совета; 10.08.2010 ЧП "Оберег" реорганизовано путем присоединения к ООО "Аквавита", к которому перешли все права, в том числе право собственности на названные объекты недвижимого имущества; спора о праве собственности на эти объекты с муниципальным образованием нет, они не включены в перечень имущества муниципального образования городского округа Алушта Республики Крым.
Госкомрегистром подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе указано на то, что право собственности на объекты недвижимого имущества за ЧП "Оберег" по законодательству Украины не зарегистрировано, до настоящего времени орган БТИ обладает сведениями о регистрации права собственности на эти объекты за Маломаякским сельским советом, заявитель не подтвердил получение объектов от ЧП "Оберег" (л.д. т.2).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 07 по 09 июня 2018 года) представитель ООО "Аквавита" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные пояснения, из которых следует, что объекты недвижимого имущества были приватизированы ЧП "Оберег", которое реорганизовано путем присоединения к ООО "Аквавита", для государственной регистрации права собственности заявитель представил Госкомрегистру правоустанавливающий документ - договор купли-продажи, спора о праве собственности на это имущество с муниципальным образованием нет (л.д. 61-64 т.2).
Представители Госкомрегистра и Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610, далее - Администрация) в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 15.05.2018, копии которого получили 18.05.2018 и 21.05.2018, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д.43-45 т.2).
16.05.2018 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 46 т.2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд исследовал доказательства в их совокупности и установил следующие обстоятельства.
05.05.2017 ООО "Аквавита" через своего представителя Говоруха А.В. (доверенность от 14.04.2016 - л.д. 107-109 т.1) подало в Госкомрегистр заявления о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в г. Алушта, с. Виноградное, ул. 5 км Ялтинского шоссе, дом 5А:
1) административный корпус кадастровый N 90:15:050201:134, заявление зарегистрировано за N 900/0001/001/2017-2028 (л.д. 104-106 т.1),
2) склад кадастровый N 90:15:050201:168, заявление зарегистрировано за N900/0001/001/2017-2030 (л.д. 123-125 т.1),
3) на склад кадастровый N 90:15:050201:167, заявление зарегистрировано за N900/0001/001/2017-2029 (л.д. 141-143 т.1),
4) на мастерскую кадастровый N 90:15:050201:158, заявление зарегистрировано за N900/0001/001/2017-2032 (л.д. 161-163 т.1).
К заявлениям в подтверждение права собственности приложен договор купли-продажи коммунального имущества путем выкупа от 21.08.2008 и протокол общего собрания участников ООО "Аквавита" от 17.11.2009 о присоединении ЧП "Оберег", о чем свидетельствуют расписки (л.д. 117, 136, 156, 174 т.1).
17.05.2017 Госкомрегистром до 16.08.2017 по этим заявлениям приостановлена государственная регистрация права в связи с сомнениями о переходе права собственности на имущество к ООО "Аквавита", так как в акте передачи от 28.02.2010 это имущество не указано. О приостановлении Госкомрегистром заявителю направлены соответствующие уведомления (л.д. 118-119, 137-138, 157-158, 175-176 т.1).
16.08.2017 государственным регистратором Госкомрегистра Евстратовой Н.Г. приняты решения об отказе в государственной регистрации права собственности за ООО "Аквавита" на объекты недвижимого имущества, расположенные в г. Алушта, с. Виноградное, ул. 5 км Ялтинского шоссе, дом 5А:
1) N 900/0001/001/2017-2028 на административный корпус, кадастровый N90:15:050201:134 (л.д. 39, 122 т.1),
2) N 900/0001/001/2017-2029 на склад, кадастровый N 90:15:050201:168 (л.д. 40, 140 т.1),
3) N 900/0001/001/2017-2030 на склад, кадастровый N 90:15:050201:167 (л.д. 41, 160 т.1),
4) 900/0001/001/2017-2032 на мастерскую кадастровый N 90:15:050201:158 (л.д. 42, 178 т.1).
Эти решения мотивированы тем, что объекты недвижимого имущества по договору купли-продажи от 21.08.2008 купило ЧП "Оберег", после реорганизации этого юридического лица в ООО "Аквавита" по акту приема-передачи от 28.02.2010 имущество передано заявителю, но названные выше административный корпус, склады и мастерская не указаны.
Действительно, из нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 21.08.2008 следует, что Маломаякский сельский совет в порядке приватизации коммунального имущества путем выкупа передал в собственность частного предприятия "Оберег" (ИНН по ЕГРЮЛ Украины 32322633) нежилые здания, расположенные по адресу: г. Алушта, поселок Виноградное, ул. Ялтинское шоссе, дом 5-А, в том числе административный корпус (литера Г) площадью 182,2 кв. м., два склада (литеры К и Л), мастерская (литера Н) (л.д. 44-48, 67-78 т.1).
В последующем названные объекты поставлены на кадастровый учет в Российской Федерации:
1) 28.01.2016 - двухэтажный с одним подземным этажом административный корпус площадью 182,2 кв.м, особые отметки - литера Г, с кадастровым N 90:15:050201:134 (л.д. 57 т.1),
2) 27.07.2016 - склад площадью 76,7 кв.м, особые отметки - литера К, с кадастровым N 90:15:050201:168 (л.д. 58 т.1),
3) 26.07.2016 - склад площадью 95,7 кв.м, особые отметки - литера Л, с кадастровым N 90:15:050201:167 (л.д. 56 т.1),
4) 05.04.2016 - мастерская площадью 129,7 кв.м, особые отметки - литера Н, с кадастровым N 90:15:050201:158 (л.д. 59 т.1).
21.08.2008 (в день заключения сделки) осуществлена государственная регистрация договора и 21.10.2008 после полной уплаты стоимости приобретенного имущества названные объекты переданы от продавца покупателю, что подтверждают выписка из Государственного реестра правочинов Украины и подписанный сторонами договора акт приема-передачи (л.д. 49, 50, 73, 78 т.1).
Согласно пунктам 3.1 и 1.2 названного договора право собственности у покупателя возникает с момента полной уплаты цены приобретенного объекта приватизации.
Как следует из ответов на межведомственные запросы Госкомрегистра по сведениям органа БТИ государственная регистрация перехода права собственности к покупателю по законодательству Украины осуществлена не была; по данным органа БТИ (осуществлявшего такую регистрацию до 01.01.2013) право собственности по свидетельству о праве собственности, выданному по решению исполкома Алуштинского городского совета N 223 от 11.10.2007, осталось за продавцом - Маломаякским сельским советом (л.д. 121 т.1).
Эти сведения о правоподтверждающем документе продавца соответствуют сведениям договора купле-продажи (пункт 1.1) - право собственности продавца подтверждается выданным 05.02.2008 на основании решения Маломаякского сельского совета г. Алушты от 11.10.2007 N 223 свидетельством о праве собственности.
Вместе с тем, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым на межведомственный запрос Госкомрегистра сообщило о том, что в Реестре имущества Республики Крым данное имущество не числится (л.д. 120, 139, 159, 177 т.1).
По решению единственного учредителя частного предприятия "Оберег" - общества с ограниченной ответственностью "Аквавита", от 17.11.2009 было решено прекратить деятельность частного предприятия "Оберег" путем присоединения к ООО "Аквавита" (л.д. 51-54, 79-82 т.1).
Это решение исполнено и 10.08.2010 за N 8821120013009602 в Единый государственный реестр юридических лиц Украины внесены сведения о прекращении деятельности ЧП "Оберег" (ИНН 32322633), правопреемником указано ООО "Аквавита" (ИНН 32063318). Эти сведения являются общедоступными в системе "Интернет" (л.д. 69-71 т.2).
В рамках проведения процедуры реорганизации ЧП "Оберег" по передаточному акту от 28.02.2010 ЧП "Оберег" передало ООО "Аквавита" основные фонды, в том числе нежилые помещения с литерами Г, К, Л, Н (л.д. 83-84, 89-96 т.1).
Также факт наличия у ООО "Аквавита" на бухгалтерском учете названных объектов за литерами Г, К, Л, Н подтвержден актом приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (л.д. 60-63 т.1).
Госкомрегистр не оспаривает факта возникновения у покупателя ЧП "Оберег" права собственности на названные объекты и реорганизацию ЧП "Оберег" путем присоединения к ООО "Аквавита", но полагает, что препятствием к осуществлению государственной регистрации права собственности на эти объекты за ООО "Аквавита" является не указание в передаточном акте от 28.02.2010 нежилых зданий.
В соответствии со статьей 27, пунктами 5 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016, далее - Закон N 218-ФЗ) в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в том числе, если не представлены на государственную регистрацию документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, и/или не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Части 1, 4 (пункт 2), 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусматривают, что для государственной регистрации права в орган регистрации прав в установленном порядке подается заявление, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ устанавливающие наличие или возникновение права на недвижимое имущество документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; они должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016, действовавшая на дату отказов в государственной регистрации, далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым; до 01.01.2019 особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такими нормативными правовыми актами на территории Республики Крым являются Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 30.12.2016, действовавшая на 22.02.2017, далее - Закон N 38-ЗРК) и Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 (ред. от 14.03.2016, далее - Перечень N 264).
Так, согласно пункта 1 части 1 и части 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК право частной собственности на имущество, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признается правом частной собственности, установленным законодательством Российской Федерации, и сохраняется.
В пункте 1 Перечня N 264 перечислены виды документов, которые подтверждают наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимы для государственной регистрации права. Это документы, изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16.03.2014. В том числе, подпункт 18 пункта 1 Перечня N 264 к таким документам относит договоры купли-продажи, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Как установлено, заявитель представил для государственной регистрации права собственности правоустанавливающий документ - договор купли-продажи, который содержит описание недвижимого имущества, соответствующее сведениям кадастрового учета на нежилые здания по законодательству Российской Федерации.
Предоставление таких документов является достаточным для государственной регистрации ранее возникшего у заявителя права. Отсутствие государственной регистрации такого права по законодательству Украины не является основанием для отказа в государственной регистрации права по законодательству Российской Федерации.
Такая позиция приведена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2016 N 310-КГ16-17249 по делу N А84-204/2016 и в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа по делам N А84-1247/2016 и N А84-5007/2016.
Статьями 104-107 Гражданского кодекса Украины (Закон N 435-IV от 16.01.2003, вступившего в действие с 01.01.2004, далее - ГК Украины 2003 г.) было предусмотрено, что с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о прекращении (в том числе путем присоединения) такое юридическое лицо считается прекращенным; в рамках процедуры прекращения юридического лица путем раздела составляется передаточный баланс.
Заявитель представил Госкомрегистру передаточный акт (баланс), который не был обязан составлять, поскольку юридическое лицо прекращалось путем присоединения. В этом передаточном акте (балансе) указано на передачу от ЧП "Оберег" к ООО "Аквавита" нежилых зданий, в том числе за литерами Г, К, Л, Н. Ссылка Госкомрегистра на отсутствие в этом передаточном акте названных зданий не соответствует обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2018 года по делу N А83-18855/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.