город Омск |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А46-23274/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4850/2018) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.03.2018 по делу N А46-23274/2017 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лаптевой Елены Геннадьевны (ИНН 550710784919, ОГРН 311554302800207) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (ИНН 5503060781, ОГРН 1025500517866) о взыскании 13706 руб.,
при участии в деле третьего лица, - Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Лаптевой Елены Геннадьевны Гаевого И.А. по доверенности N 55 АА 1488944 от 06.02.2017 сроком действия 10 лет;
в отсутствие представителей Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска, Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
индивидуальный предприниматель Лаптева Елена Геннадьевна (далее - ИП Лаптева Е.Г., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее - ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска, учреждение, пенсионный орган, заинтересованное лицо) 13 706 руб. процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.03.2018 по делу N А46-23274/2017 требования предпринимателя удовлетворены. На ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска возложена обязанность по принятию решения о выплате ИП Лаптевой Е.Г. процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 13 706 руб. Этим же судебным актом с заинтересованного лица в пользу предпринимателя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. ИП Лаптевой Е.Г. из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1700 руб.
Возражая против принятого по делу судебного акта, пенсионный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении предъявленных ИП Лаптевой Е.Г. требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в соответствии с действующими нормами при наличии оснований для расчета с плательщиком страховых взносов за периоды, предшествующие 01.01.2017, Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных взносов. Согласно доводам жалобы ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска примененный судом первой инстанции Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017, тогда как действующие в настоящее время положения Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ не предусматривают возможности уплаты процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных сумм взносов.
Письменные отзывы на жалобу в суд не поступили.
ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска и ИФНС по САО г. Омска, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ИП Лаптевой Е.Г. приведены возражения по доводам жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя предпринимателя, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ИП Лаптева Е.Г. (ОГРН 311554302800207; ИНН 550710784919) является плательщиком страховых взносов.
10.02.2017 предпринимателем в ГУ-УПФ в САО г. Омска подано заявление о перерасчете страховых взносов за период 2014 и 2015 годов, мотивированное тем, что страховые взносы за 2014 и 2015 годы уплачены предпринимателем без учета расходов.
В связи с оставлением пенсионным органом требований без исполнения ИП Лаптева Е.Г. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска излишне уплаченных страховых взносов за поименованный выше период.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.08.2017 по делу N А46-4681/2017 требования ИП Лаптевой Е.Г. удовлетворены, в ее пользу с ГУ-УПФ в САО г. Омска взысканы излишне уплаченные суммы страховых взносов и пени в размере 176 783 руб. 54 коп.
Указав, что фактически возврат суммы осуществлен ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска 22.11.2017, ИП Лаптева Е.Г. обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), действовавшего в период до 01.01.2017, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно пунктам 3 и 4 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ доход плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (доходы от реализации и внереализационные доходы, далее - НК РФ).
Согласно статье 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
В силу статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения которых установлен в статье 346.16 Кодекса.
Ввиду того, что часть 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ при определении дохода отсылает к статье 227 НК РФ, а последняя через статью 225 к статье 210 НК РФ, при толковании понятия "доход" для целей применения Федерального закона N 212-ФЗ необходимо учитывать налоговую базу, указанную статье 210 НК РФ, а именно - доходы, уменьшенные на величину расходов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" разъясняется, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Данным Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается их толкование. Федеральным законом N 212-ФЗ изначально не предусматривалось начисление страховых взносов на доходы предпринимателя без учета расходов, связанных с получением дохода.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 17 статьи 26 указанного Федерального закона предусматривается, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Начисление процентов в случае возврата платежей, излишне уплаченных, является компенсацией причиненного предпринимателю ущерба, дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Вопреки доводам апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска, начисление процентов на излишнюю уплату страховых взносов не отменено в связи с утратой с 01.01.2017 силы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В соответствии с правилами статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (часть 10 указанной статьи НК РФ).
Наличие оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А46-4681/2017.
Согласно положениям части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А46-4681/2017 определено лицо, на которое возлагается обязанность по возврату излишне уплаченных предпринимателем сумм страховых взносов. Следовательно, ненадлежащее исполнение этим лицом указанной обязанности влечет возникновение у ИП Лаптевой Е.Г. права требовать уплаты процентов.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01.01.2017, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) действия по возврату процентов осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации и подлежит применению порядок, предусмотренный Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно статье 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Из положений статей 19-21 и иных положений Федерального закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если требования заявителя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
В связи с тем, что решение о возврате взносов принимается органом Пенсионного фонда, то в силу прямого указания статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ, именно на него возлагается обязанность по начислению процентов. При этом, разрешение вопроса кассового исполнения решения органа Пенсионного Фонда о фактической выплате начисленных процентов в отсутствие данного решения не может быть возложено на налоговый орган в силу вышеприведенных императивных норм законодательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив требования ИП Лаптевой Е.Г., суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 19.03.2018 по делу N А46-23274/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.