город Ростов-на-Дону |
|
19 июня 2018 г. |
дело N А32-32552/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-32552/2016, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея,
при участии третьего лица - администрации муниципального образования Выселковский район
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании незаконным отказа от 23.06.2016 N 09/9326 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:05:0205000:897, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:05:0205000:897 и направить проект договора аренды данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Выселковский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается, что лесозащитная полоса, расположенная на спорном земельном участке, входит в состав производственного комплекса ОАО "РЖД" и относится к объектам железнодорожной инфраструктуры; общество имеет право на предоставление ему в аренду земельного участка без торгов на основании п.п.27 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
На основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459 Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае реорганизовано путем присоединения к нему Территориального управления Росимущества в Республике Адыгея. Этим же приказом Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на то, что для эксплуатации объекта недвижимости обществу согласно дополнительному соглашению от 03.02.2010 к договору аренды земельного участка от 04.09.2005 N 77000000187 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:05:0000000:7. Управление также указало, что согласно абз. 3 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" лесонасаждения не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, так как не являются сооружениями.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом. От общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом в результате проведения работ по определению в натуре местоположения границ и (или) площади земельных участков в производственном комплексе N 2 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Энем-1-Меклета, принадлежащем обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2004 серия 23-АБ N 467135, выявлению защитных лесонасаждений, не вошедших в полосу отвода железной дороги, установлено, что часть защитных лесонасаждений в границах Выселковского района располагается за границами полос отвода. Часть участков под лесополосами не укладываются в границы земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 23:05:0000000:7.
Земельный участок с кадастровым номером 23:05:0205000:897 площадью 11 050 кв.м, расположенный в Выселковском районе, был поставлен 10.05.2012 на государственный кадастровый учет.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировано право собственности Российской Федерации на этот земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.09.2017 N 23/132/001/2017-8799 (запись о государственной регистрации права от 20.07.2012 N 23-23-41/026/2012-099).
На земельном участке с кадастровым номером 23:05:0205000:897 кроме объектов ОАО "РЖД" отсутствуют какие-либо объекты третьих лиц.
ОАО "РЖД" письмами от 05.12.2014 N 870, от 09.11.2015 N 855 обращалось в управление с заявлениями о заключении договора аренды спорного земельного участка (т.1 л.д. 17-18).
Общество 19.05.2016 в очередной раз обратилось через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в управление с заявлением о предоставлении участка в аренду (т.1 л.д. 20).
Управление письмом от 23.06.2016 N 09/9326 отказало обществу в предоставлении в аренду указанного земельного участка по причине заключенного между сторонами договора аренды от 04.09.2005 N 7700000187 земельного участка с кадастровым номером 23:05:0000000:7 для его использования в целях обеспечения деятельности организаций и для эксплуатации объектов недвижимости - производственного комплекса N2 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Энем-1-Меклета.
Полагая, что отказ управления в предоставлении земельного участка в аренду противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с абзацем 17 статьи 2 Закона N 17-ФЗ полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Таким образом, земли железнодорожного транспорта представляют собой совокупность земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также иных объектов и целей, непосредственно связанных с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и иными объектами инфраструктуры железных дорог. К числу земель данной категории относятся земельные участки, расположенные на полосах отвода земельных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода - это территория, отводимая для размещения железнодорожного полотна, станций и других железнодорожных сооружений.
Как следует из буквального толкования абзаца 17 статьи 2 Закона N 17-ФЗ лесные полосы также включаются в полосу отвода железной дороги.
В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 504, полосы лесозащитные и другие лесные полосы являются неотъемлемой частью железнодорожных путей общего пользования.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" установлены нормы отвода земельных участков, в том числе, и под защитными лесонасаждениями.
В соответствии с пунктом 13 Норм ширина полосы отвода на снегозаносимых участках путей железнодорожного транспорта, пересекающих лесные массивы, устанавливается, как правило, не более ширины полосы отвода на снегозаносимых участках, защищенных искусственно создаваемыми снегозадерживающими лесными насаждениями.
В силу пункта 14 указанных Норм вдоль трассы железнодорожных путей, пересекающих территории, покрытые песками, необходимо предусматривать полосы отвода для пескозащитных лесных насаждений или фитомелиоративной пескозащиты (закрепление песков древесной, кустарниковой и травянистой растительностью), а также для расположения почвоукрепительных лесных насаждений, обеспечивающих защиту пути и сооружений от оползней, обвалов, осыпей, селей, оврагообразования.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства Российской Федерации лесозащитные полосы, входящие в состав производственных комплексов ОАО "РЖД" относятся к объектам железнодорожной инфраструктуры, которые должны быть расположены на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении обществу государственной услуги (предоставление федерального земельного участка с кадастровым номером 23:05:0205000:897 в аренду) мотивирован уполномоченным органом тем, что обществу ранее был предоставлен земельный участок, необходимый для эксплуатации спорного объекта.
Вместе с тем из материалов дела следует, что общество является собственником производственного комплекса N 2 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Энем-1-Меклета.
В состав производственного комплекса N 2 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Энем-1-Меклета входят производственно - бытовое помещение, площадью 109,00 кв. м, расположенное ст. Бурсак; гараж, площадью 95,00 кв. м, расположенный по адресу ст. Пластуновская, пер. Вокзальный, 4; душевая, площадью 34,00 кв. м, расположенная по адресу ст. Пластуновская, пер. Вокзальный, 4; гараж, площадью 88,00 кв. м, расположенный по адресу ст. Пластуновская, пер. Вокзальный, 4; Оградительные снегозадерживающие, ветрозащитные объекты, площадью 527,30 га, протяженностью 154 000 м, расположенные перегон Волгоград - Новороссийск 454-530 км; сауна, площадью 37,00 кв. м, расположенная ст. Бурсак; оградительные, снегозадерживающие объекты, площадью 908,38 кв. м, протяженностью 292 000 м, расположенные перегон Тихорецкая-Энем 542-686 км; склад подвал, площадью 26,50 кв. м, расположенный по адресу: ст. Пластуновская, пер. Вокзальный, 4; здание конторы, площадью 68,00 кв. м, расположенное по адресу: ст. Пластуновская, пер. Вокзальный, 4; гараж, площадью 32,00 кв. м, расположенный по адресу: ст. Пластуновская, пер. Вокзальный, 4; гараж, площадью 50,00 кв. м, расположенный по адресу: ст. Бурсак; гараж, площадью 136,00 кв. м, расположенный в ст. Бурсак; оградительные, снегозадерживающие, ветрозащитные объекты, площадью 445,53 га, протяженностью 254 000,00 м, расположенные: перегон Кавказская - Краснодар 10-137 км; гараж, площадью 152,00 кв. м, расположенный в ст. Порошинская.
Из материалов дела, в том числе технического паспорта на производственный комплекс N 2 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Энем - 1 - Меклета, 686-455 км, следует, что лесозащитная полоса, расположенная на спорном земельном участке, входит в состав производственного комплекса ОАО "РЖД" и относится к объектам железнодорожной инфраструктуры.
Для эксплуатации указанного объекта недвижимости управлением на основании договора аренды от 14.09.2005 N 7700000187 обществу предоставлен участок с кадастровым номером 23:05:0000000:7.
При этом, часть защитных лесонасаждений, входящих в состав производственного комплекса N 2 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Энем-1-Меклета, располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 23:05:0205000:897 и не входит в земельный участок с кадастровым номером 23:05:0000000:7, предоставленный по договору аренды от 14.09.2005 N 7700000187, что подтверждается заключением кадастрового инженера (т.1 л.д. 15-16).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что общество имеет право на предоставление ему в аренду спорного земельного участка без торгов на основании п.п.27 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
Поскольку обществом соблюден порядок при обращении с заявлением о предоставлении спорного участка в аренду, в управление представлены все предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1, документы, соответственно, у управления имелись основания для направления заявителю проекта договора аренды для его подписания, однако в нарушение подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации управление проект договора заявителю не направило.
Таким образом, отказ управления в предоставлении спорного земельного участка не соответствует положениям земельного законодательства и нарушает права и интересы общества, поскольку лишает общество надлежащего содержания и обслуживания объектов железнодорожной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно обязал управление направить заявителю проект договора аренды спорного земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Довод управления об отсутствии оснований для предоставления обществу в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что защитные лесонасаждения не относятся к объектам инфраструктуры, судебной коллегией отклоняется.
По смыслу норм Закона N 17-ФЗ, а также иных нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, защитные лесонасаждения (лесные полосы), входящие в состав производственных комплексов общества относятся к объектам железнодорожной инфраструктуры. Такие объекты должны располагаться на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации. Пользование федеральным земельным участком, на котором располагается объект железнодорожной инфраструктуры, осуществляется на основании договора аренды, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) обществом в соответствии с Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264. Следовательно, общество имеет право на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка без торгов на основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу А32-32552/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.