город Воронеж |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А64-9384/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Ушаковой И.В., Кораблевой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2018 по делу N А64-9384/2017 (судья Истомин А.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (ОГРН 1066829053752, ИНН 6829027164) к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1066829055732, ИНН 6829028489) о взыскании 41 546 руб. 28 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (далее - ООО "ЖилТехСервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - ответчик) о взыскании за счёт муниципальной казны задолженности, образовавшейся в связи с установкой узла учета тепловой энергии системы отопления в домах N 40, 28, 48 по ул. Чичерина города Тамбова, в размере 41 546 руб. 28 коп.
Определением суда от 16.01.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон.
15.03.2018 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2018 по делу N А64-9384/2017 исковые требования ООО "ЖилТехСервис" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили.
14.08.2018 через электронный сервис "Мой арбитр" от истца поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖилТехСервис" и собственниками жилья многоквартирных домов N 40, 28, 48 по ул.Чичерина города Тамбова (многоквартирные дома) были заключены договоры управления многоквартирным домом N 103 от 01.08.2012, N131 от 01.09.2012, N130 от 01.09.2012 (договоры управления).
18.08.2016 между ООО "ЖилТехСервис" и ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт" заключены подрядные договоры N 0810003П/16 на установку узла учета тепловой энергии системы отопления в доме N 40, по ул. Чичерина и подрядный договор N0810002П/16 на установку узла учета тепловой энергии системы отопления в доме N 28 по ул.Чичерина.
30.01.2017 между истцом и ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт" заключен подрядный договор N 301001П/17 на установку узла учета тепловой энергии системы отопления в доме N 48, по ул.Чичерина.
Работы по установке приборов учета тепловой энергии в указанных многоквартирных жилых домах, выполненные ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт", приняты ООО "ЖилТехСервис" и уполномоченным лицом от собственников помещений, что подтверждается актами выполненных работ по форме КС-2.
В перечисленных многоквартирных домах, имеются квартиры, принадлежащие на праве собственности ответчику, по адресу: ул.Чичерина, дом N 28 - квартиры 8, 45, 69, 70, 76, 79, 118 общей площадью 383,5 кв.м, дом N 40 - квартиры 85, 9, 32, 70, 118 общей площадью 266,1 кв.м, дом N 48 - квартиры 36, 49, 58, 71, 73, 80 общей площадью 341,7 кв.м.
Письмами N 286 от 07.02.2017, N 734 от 20.03.2017 в адрес Жилищного комитета администрации города Тамбова направлены расчет и документы для оплаты доли по установке приборов учета коммунальных ресурсов в размере по дому N 28 ул. Чичерина- 13 648 руб. 77 коп., по дому N 40- 9 076 руб. 67 коп., по дому N 48 - 18 820 руб. 84 коп.
Неоплата образовавшейся задолженности в размере 41 546 руб. 28 коп., оставление претензионного письма N 3393 от 23.10.2017 без удовлетворения, послужили основанием для обращения ООО "ЖилТехСервис" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Материалами дела подтверждается, что истец является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных жилых домов на основании договоров управления многоквартирными домами N 103 от 01.08.2012, N 131 от 01.09.2012, N 130 от 01.09.2012.
Положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Решение об установке общедомового прибора учета на отопление принято собственниками многоквартирного дома на общем собрании.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29 Правил N 491).
Выполнение работ ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт" по установке прибора учета подтверждено договорами подряда N 0810003П/16, N 0810002П/16 от 18.08.2016, N 301001П/17 от 30.01.2017 на выполнение работ по установке прибора учета, актами о приемке выполненных работ (форма КС 2) от 15.10.2016 и 15.02.2017 и справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
Согласно пункту 38 (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Размер платы за установку общедомового прибора учета тепла определен истцом в установленном порядке и составляет 41 546 руб. 28 коп., с учетом площади муниципальных жилых помещений.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключение случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Суд области, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи согласно статье 71 АПК РФ, учитывая отсутствие доказательств несения ответчиком расходов на установку общедомового прибора учета, правомерно счел исковые требования обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что Жилищный комитет администрации города Тамбова является бюджетной организацией и возмещение затрат по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов производится в рамках заключенного договора в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации города Тамбова от 22.08.2016 N 5237 "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг на долевое финансирование работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах за муниципальные жилые помещения за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2016 год", отклонен судебной коллегией.
Тот факт, что Жилищный комитет администрации города Тамбова является бюджетной организацией, не имеет значения при разрешении данного спора.
Довод ответчика об отсутствии договорных отношений отклоняется апелляционным судом, так как в силу положений статьи 210 ГК РФ, части 1 статьи 39, частей 1 и 3 статьи 158 ЖК РФ, пункта 28 Правил N 491 данное обстоятельство не освобождает собственника помещений в многоквартирном доме от бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного суд области верно посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2018 по делу N А64-9384/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.