г. Самара |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А72-1141/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Садило Г.М., Александрова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - Трубецкой В.М., доверенность от 17 июня 2018 года,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубикон" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2018 года по делу N А72-1141/2018 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рубикон" (ИНН 7329021230, ОГРН 1167325056271), р.п. Мулловка Мелекесского района Ульяновской области,
к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ИНН 7325067064, ОГРН 1077325000257), город Ульяновск,
о признании незаконными действий и обязании принять лесную декларацию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рубикон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - ответчик, министерство) о признании незаконными действий министерства по непринятию лесной декларации N 5 от 22 декабря 2017 года и обязании министерства принять данную декларацию.
Решением суда от 09.04.2018 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем просил в судебном заседании и представитель общества.
Министерство, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.07.2016 г. между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 812 аренды лесного участка, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, определенные в п. 2 договора, в целях использования лесов для заготовки древесины.
В соответствии со ст. 26 ЛК РФ, п.п. "Д" п. 12 договора аренды арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
22.12.2017 г. общество подало в министерство лесную декларацию N 5 от 10.01.2018 г., однако министерство 11.01.2018 г. приняло решение об отказе в её приеме, которое изложило в письме N 73-ИОГВ-07-01/65, мотивированное тем, что в квартале 58, выделе 23 лесосеке 1 Мулловского участкового лесничества заявленный объем по хвойному хозяйству составляет 70 кубометров, что не соответствует объему, выявленному при натурном обследовании, тем самым нарушен абз. 2 п. 26 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 г. N 474 (далее - Правила заготовки древесины).
Считая отказ министерства незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 198 и 200 АПК РФ ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В рассматриваемом случае общество считает, что министерство не имело права проводить натурное обследование, так как лесная декларация должна проверяться на соответствие проекту освоения лесов, на который выдано положительное заключение, и министерство незаконно провело проверку в соответствии с Законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г., а также нарушены права общества в сфере предпринимательской деятельности, т.к. оно не может осуществлять заготовку древесины.
Проверив указанные доводы заявителя, суд правильно посчитал их необоснованными по следующим основаниям.
В силу ст. 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды РФ от 16.01.2015 г. N 17 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве аренды, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Из лесной декларации общества N 5 от 22.12.2017 г. следует, что в период с 01.01 по 31.12.2018 г. общество будет использовать леса для заготовки древесины на предоставленных в аренду лесных участках Мелекесского лесничества Ульяновской области в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную (муниципальную) экспертизу, утв. экспертной комиссией Министерства, согласно приложению 1 к настоящей лесной декларации.
Из приложения N 1 к лесной декларации следует, что в выделе 23 квартала 58 Мулловского участкового лесничества Мелекесского лесничества указан общий объем рубок 87 куб.м., при этом хвойной - 70 куб.м., при этом согласно государственному лесному реестру и договору аренды лесного участка данные участки относятся к мягколиственному хозяйству.
Согласно п. 111 Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 г. N 23413) при таксации лесов осуществляется отнесение лесных насаждений к хвойному, твердолиственному или мягколиственному хозяйствам и определение преобладающей древесной породы лесного насаждения (яруса).
Лесное насаждение относится к хвойному или твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда суммарная доля участия в его составе древесных пород соответствующей группы (хвойных или твердолиственных) составляет не менее 5 единиц.
Если в лесном насаждении смешаны хвойные и твердолиственные древесные породы с участием мягколиственных с долей 5 и менее единиц, хозяйство определяется по преобладанию хвойных или твердолиственных пород. Если доли хвойных и твердолиственных пород равны, хозяйство определяется по большей хозяйственной ценности или лучшему соответствию древесных пород типу лесорастительных условий. Мягколиственное хозяйство определяется при наличии в составе мягколиственных пород 6 и более единиц.
Данное условие не соблюдается при отнесении лесотаксационного выдела к твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда в составе древостоя преобладают низкотоварные дуб порослевого происхождения, ильмовые, все виды клена (за исключением клена остролистного и явора) и ясень зеленый.
Судом правильно установлено, что согласно лесной декларации N 5 обществом планировалась выборочная рубка спелых и перестойных насаждений (ЧПР-чересполосная рубка).
В соответствии с п. 41 Правил заготовки древесины при проведении чересполосных постепенных рубок древостой вырубается в течение периода, равного одному классу возраста, в два - четыре приема. Рубка древостоя осуществляется в полосах шириной, не превышающей полуторной высоты древостоя, а в дубравах - двойной высоты древостоя при условии последующего создания лесных культур дуба с периодом повторяемости приемов 4 - 8 лет.
В мягколиственных ветроустойчивых насаждениях допускается проведение чересполосных постепенных рубок в течение периода, равного двум классам возраста.
В силу п. 26 Правил заготовки древесины, таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.
Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 % по общему объему и 12 % по отдельным породам.
В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины.
Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек.
При отводе и таксации лесосек для заготовки древесины выборочными рубками (кроме чересполосных постепенных рубок), осуществляемыми на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, производится отметка деревьев (яркая лента, скотч, краска, затески), назначаемых в рубку.
Согласно п. 27 Правил заготовки древесины, учет по площади производится при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках следующими методами: а) сплошного перечета; б) ленточного перечета; в) круговых реласкопических площадок; г) круговых площадок постоянного радиуса.
Таким образом, вырубается 25 % древесины на участке за один прием сплошным способом.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что министерством было проведено натурное обследование лесного участка (выдел 23 квартал 58 Мулловского участкового лесничества Мелекесского лесничества), в ходе которого установлено, что декларируемый объем леса не соответствует его фактическому объему на конкретной делянке и превышает установленные п. 26 Правил заготовки древесины погрешности измерения объема древесины при таксации.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (п. 6 Порядка N 17).
Доводы общества о том, что министерство обязано было проверить лесную декларацию N 5 на соответствие проекту освоения лесов, на который министерством было выдано положительное экспертное заключение, поэтому незаконно провело проверку в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г., подлежат отклонению, поскольку министерство - арендодатель по договору аренды лесного участка, провело натурное обследование федерального имущества, что предусмотрено пп. а, в п. 9 договора аренды лесного участка от 22.07.2016 г. N 812.
Доводы общества о нарушении его прав отказом в принятии лесной декларации, министерство 03.04.2018 г., проверены апелляционным судом, но подлежат отклонению, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде было установлено, что министерством уже принята другая декларация общества за вычетом спорной делянки и заявитель осуществляет заготовку древесины на арендуемых участках.
Исходя из положений ст. ст. 198, 201 АПК РФ, п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8, оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны судом незаконными, при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае суд правильно посчитал, что оспариваемые действия министерства не противоречат вышеприведенным нормам, а поэтому отсутствует совокупность 2-х условий для признания их незаконными.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд правильно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает заявителю, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 142 от 27.04.2018 г.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2018 года по делу N А72-1141/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рубикон" (ИНН 7329021230, ОГРН 1167325056271), р.п. Мулловка Мелекесского района Ульяновской области, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 142 от 27 апреля 2018 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Г.М. Садило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1141/2018
Истец: ООО Рубикон
Ответчик: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области