г. Хабаровск |
|
19 июня 2018 г. |
А73-2036/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Курашкина О.Г. по доверенности от 20.02.2018 N 01.1.-1733;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярскторг-2"
на решение от 24.04.2018
по делу N А73-2036/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Хабаровскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярскторг-2"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Красноярскторг-2" (далее - общество, ООО "Красноярскторг-2") по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.04.2018 общество привлечено к административной ответственности по данной норме права, в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что административным органом не представлены доказательства, которые позволяют отнести товары к игрушкам и применения к ним требования ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" и ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", ООО "Красноярскторг-2" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить.
Кроме того, к апелляционной жалобе прикладывает дополнительные документы: копию договора поставки N П-274 от 25.03.2014, копию договора предоставления права на использование "Стандартов сети "Fix Price"" N СТ-274 от 25.03.2014, копию решения по заявке на проведение сертификации продукции N 04-141217 от 15.12.2017, копию уведомления о регистрации декларации соответствия требованиям регламентов Евразийского экономического союза N 489 от 15.12.2017, копию письма от ООО "Трансконсалтинг" исх. N 004-12/17 от 14.12.2017, копию письма от ООО "Трансконсалтинг" исх. N 005-12/17 от 15.12.2017, копию аттестата аккредитации N РОСС RU.0001.11AB29 от 26.01.2016.
24.05.2018 в апелляционный суд от общества поступили дополнения к апелляционной жалобе с ходатайством о принятии в качестве доказательств приложенных к дополнению документов: информационное письмо от ООО "Рационал" N 572/2018 от 28.04.2018, аттестат аккредитации ООО "Рационал" N RA.RU.10РЦ01 от 13.07.2016, письмо от ООО "ОптималТест" N 31 от 28.04.2018.
В отзыве на апелляционную жалобу управление не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. К отзыву приложены дополнительные документы, а именно: письмо от 16.05.2018 N 04.0-4890 о факте реализации продукции, не соответствующе требованиям ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек"; письмо от 16.05.2018 N 04.0-4891 о факте реализации продукции, не соответствующе требованиям ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек".
ООО "Красноярскторг-2", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель управления отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к отзыву.
Рассмотрев заявленные ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительные доказательства, суд апелляционной инстанции протокольным определением:
- удовлетворил ходатайство управления о приобщении писем от 16.05.2018 N 04.0-4890 и N 04.0-4891, так как они представлены против доводов жалобы;
- возвратил ООО "Красноярскторг-2" повторно приложенные к апелляционной жалобе документы;
- отказал в принятии дополнительных доказательств - писем от 28.04.2018 ООО "Рационал" и ООО "Оптима Тест";
- отказал в принятии аттестата аккредитации от 13.07.2016.
Выслушав пояснения представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с 06.12.2017 по 13.12.2017 Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю проведена проверка деятельности ООО "Красноярскторг-2" в помещении магазина "Fix Price", расположенного по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 23.
В результате проверки установлен факт реализации следующей продукции с нарушением требований пункта 1 статьи 4, пунктов 5.3, 5.4 статьи 4, статьи 6 TP ТС 008/2011:
- декорация на дверь "Хеллоуин" 55x125 см двух видов с изображением скелета человека, изготовитель: Юнион Соурс Ко, ЛТД, эт.20 N 1, Билдинг Нинбо Рисеч Девелопмент Парк, 399 Цзюсянь Роуд Хай-Тэк Зоун, Нинбо, 315103, КНР, импортер: ООО "Бэст Прайс", РФ, 141101, Московская область, г. Химки, ул. Победы, д. 11, по цене 59 рублей/1 шт.;
- украшение подвесное бумажное "Хеллоуин" 130 см, изготовитель: Нинбо, Б&Б, Интернейншл Трейдинг Ко, ЛТД, Нинбо, Хуалоусян, 21, бизнес-центр Тяньи, эт. 10, КНР., импортер: ООО "Бэст Прайс", РФ, 141101, Московская область, г. Химки, ул. Победы, д. 11 по цене 59 руб./1 шт.;
- очки "Хеллоуин" арт.ЕЕ-17030405, изготовитель: Нинбо, Б&Б, Интернейншл Трейдинг Ко, ЛТД, Нинбо, Хуалоусян, 21, бизнес-центр Тяньи, эт.10,КНР., импортер: ООО "Бэст Прайс", РФ, 141101, Московская область, г. Химки, ул. Победы, д. 11, по цене 59 руб./1 шт.;
- светящиеся в темноте пальцы арт. JJ1144, изготовитель: Нинбо, Б&Б, Интернейншл Трейдинг Ко, ЛТД, Нинбо, Хуалоусян, 21, бизнес-центр Тяньи, эт.10, КНР., импортер: ООО "Бэст Прайс", РФ, 141101, Московская область, г. Химки, ул. Победы, д. 11, по цене 59 рублей;
- маски карнавальные "Хеллоуин" арт. JZ140308- по цене 59 руб. 1 шт., арт. JZ140307 - по цене 59 руб. 1/шт., изготовитель: Юнион Соурс Ко, ЛТД, эт.20 N 1, Билдинг Нинбо Рисеч Девелопмент Парк, 399 Цзюсянь Роуд Хай-Тэк Зоун, Нинбо, 315103, КНР, импортер: ООО "Бэст Прайс", РФ, 141101, Московская область, г. Химки, ул. Победы, д. 11.
12.12.2017 произведен арест находящихся в обороте вышеуказанных игрушек, составлен протокол о наложении ареста на товары, сохранная записка.
Уведомлением от 22.12.2017 общество извещено о том, что составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 29.01.2018 г. в 11-00.
Уведомление вручено обществу 22.12.2017, что подтверждается подписью получившего лица. Кроме того, указанное уведомление направлено в адрес ООО "Красноярскторг-2" по его юридическому адресу посредством почтовой связи и вручено 16.01.2018 согласно сведениям официального сайта ФГУП "Почта России".
29.01.2018 главным специалистом-экспертом управления Макаровой М. М. в присутствии представителя общества Труктанова Н. А. по доверенности N 4-12 от 04.12.2017, в отношении ООО "Красноярскторг-2" составлен протокол N 199 за совершение последним административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи. 14.43 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
С учетом требований части 1 статьи 7 Закона N 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 7 Закона N 2300-1).
Единые санитарные требования от 28.05.2010 N 299 устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - товары) (далее - Требования N 299).
В соответствии с пунктом 1.3 Требований N 299 единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
На основании пункта 3.1 Требований N 299 подконтрольные товары не должны оказывать вредного влияния на здоровье настоящего и будущего поколений, имущество граждан, среду обитания человека и окружающую среду.
Информация для потребителя по содержанию и способу предоставления должна позволять идентифицировать товар и его изготовителя, удовлетворять требованиям к маркировке товаров, установленным в нормативных правовых документах государств-членов и нормативных документах в области технического регулирования на конкретный вид товара (пункт 3.2 Требований N 299).
В соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД), реализуемая обществом продукция входит в группу N 95 "Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности" и по своему назначению соответствует коду ТН ВЭД N 9505 "Изделия для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, включая предметы для показа фокусов и шуток".
В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) - Приложение N 1 к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07 ноября 2017 N 21, в группу 95 "Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности" входит товарная позиция 9505 - Изделия для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, включая предметы для показа фокусов и шуток", в которую включаются: изделия для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, в том числе праздничные украшения для комнат, столов и т.д., товары, традиционно используемые на праздниках, маскарадные принадлежности; предметы для показа фокусов, шуток.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.01.2013 N 11 "Об утверждении перечня продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (TP ТС 008/2011) в отношении изделий для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, включая предметы для показа фокусов и шуток (товарная позиция 9505) подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (TP ТС 008/2011).
Согласно решения от 31.01.2013 N 11 в Перечень продукции (изделий), которая не рассматривается как игрушки и на которую не распространяется технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (TP ТС 008/2011) входят: елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды; масштабные модели для коллекционирования, не предназначенные для детей в возрасте до 14 лет; оборудование для детских игровых площадок; спортивный инвентарь, в том числе подводный; фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей в возрасте до 14 лет; профессиональные игрушки, установленные в общественных местах для общего пользования; игровые автоматы; головоломки, содержащие более 500 деталей; пневматическое оружие; катапульты и устройства для метания; снаряды для метания с металлическими наконечниками; трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей, в том числе поставляемые вместе с игрушкой; изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для использования в учебном процессе под наблюдением взрослых; транспортные средства, предназначенные, для детей в возрасте до 14 лет, с двигателями внутреннего сгорания; игрушечные машины с паровыми двигателями; велосипеды, предназначенные для движения по дорогам общего пользования; игры и игрушки, работающие при номинальном напряжении свыше 24 В; точные копии огнестрельного оружия; бижутерия для детей; приспособления для плавания (например, надувные манжеты, надеваемые на руки); средства защиты (очки для плавания, солнцезащитные очки, велосипедные шлемы, шлемы для скейтборда); летающие игрушки, которые запускаются ребенком с помощью резинового шнура; луки для стрельбы, длина которых в ненатянутом состоянии превышает 1200 мм; санитарно-гигиенические изделия из латекса, резины и силиконовых эластомеров для детей.
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (далее - TP ТС 008/2011) распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
В соответствии с TP ТС 008/2011 игрушка - изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.
Вместе с тем, настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на изделия, указанные в приложении 1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, которые не рассматриваются как игрушки, а также на игрушки, изготовленные по индивидуальному заказу, выставочные образцы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 TP ТС 008/2011 игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей, и лиц присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска: обусловленного конструкцией игрушки; обусловленного применяемыми материалами; связанного с использованием игрушки, который невозможно исключить при изменении конструкции игрушки без изменения ее функции и основных характеристик, замене материала. Риск при использовании игрушек должен соотноситься с возрастными особенностями детей.
Маркировка игрушек должна содержать, в том числе следующую информацию: минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка (пункт 5.3 статьи 4 TP ТС 008/2011).
В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке (пункт 5.4 статьи 4 TP ТС 008/2011).
Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании в соответствии с приложением 3 настоящего технического регламента Таможенного союза.
На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно быть нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы.
Перед выпуском в обращение на рынке игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза (статья 6 TP ТС 008/2011).
Подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (статья 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, на маркировке реализуемой обществом продукции, в нарушение требований TP ТС 008/2011 отсутствовала информация о минимальном возрасте ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка, а также на данные товары не представлены сертификаты соответствия, подтверждающие их соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ, предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если такие действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона правонарушения, применительно к рассматриваемому делу, заключается в нарушении обязательных требований технических регламентов к продукции и требованиям к процессам ее реализации, которые могут повлечь угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности ООО "Красноярскторг-2" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушения обществом требований технических регламентов, создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 29.01.2018 N 199, протоколом осмотра от 06.12.2017, фотоматериалами, письменными объяснениями и иными материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, материалы дела не содержат.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судом установлено событие административного правонарушения, факт его совершения обществом, а также наличие вины ООО "Красноярскторг-2" в совершении правонарушения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд первой инстанции назначил наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., ниже низшего предела, руководствуясь принципами соразмерности и справедливости наказания.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности по признакам малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется, так как правонарушение является существенным по своему характеру, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Правомерно отклонен довод общества о том, что рассматриваемая продукция не была предназначена для детей, поскольку данное утверждение противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам. Наоборот, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.01.2013 N 11 вышеуказанные товары относит к товарам для детей без учета её назначения указанного производителем. К исключениям, содержащимся в данном решении, реализуемая обществом продукция не относится.
Приведенные доводы заявителя жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку они выводов суда первой инстанции они не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного органа и привлек ООО "Красноярскторг-2" к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина в размере 3 000 руб., в силу части 4 статьи 208 АПК РФ, подлежит возвращению как ошибочно уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 24.04.2018 по делу N А73-2036/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Красноярскторг-2" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.