г. Москва |
|
18 июня 2018 г. |
Дело N А40-6522/18 |
Резолютивная часть постановления подписана 18 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Н.В. Юрковой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Раменки",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2018 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-6522/18, принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи 149-51),
по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ОГРН 1037704036974, адрес: 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, корп. 1, оф. 1205)
к государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Раменки" (ОГРН 5137746236788, адрес: 119607, г. Москва, проспект Мичуринский, 25, 5)
о взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде, в размере 446 107 руб.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Раменки" (далее - ГБУ "Жилищник района Раменки", ответчик) о взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде, в размере 446 107 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2018 г. иск удовлетворен.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. 266 и 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что 11.07.2017 в 13-00 час. на придомовой территории по адресному ориентиру: Москва, ул. Винницкая, д. 7, д. 9 ГБУ "Жилищник района Раменки" совершило незаконное уничтожение зеленых насаждений, а именно, уничтожено 3 дерева лиственной породы за домом N 7 (клен ясенелистный - 2 шт), у дома N 9 (береза - 1 шт.), что является нарушением требований, установленных ст. ст. 2, 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений".
В соответствии с п.2.2.10 Устава целью деятельности ГБУ "Жилищник района Раменки" является благоустройство и содержание территорий общего пользования, в том числе дворовых территорий. Кроме того, ГБУ "Жилищник района Раменки" осуществляет содержание зеленых насаждений (п.2.6.9 Устава).
Согласно титульному списку придомовая территория по адресу: ул. Винницкая, д. 7, д. 9 обслуживается ГБУ "Жилищник района Раменки".
В ответ на определение об истребовании сведений от 11.07.2017 N 1303-517/2017 истцом представлены документы: акт о наличии сухостойного дерева (без числа и номера) по адресу: ул. Винницкая, д. 7 со схемой и фото, акт от 29 мая 2017 г. об обследовании упавшего дерева по адресу: ул. Винницкая, д. 9. Сотрудниками отдела экологического контроля ЗАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы указанные документы не подписаны и предписание на удаление сухостойного дерева не оформлялось.
Таким образом, незаконное уничтожение зеленых насаждений на указанной территории, зафиксированное актом обследования территории от 11.07.2017 N 1303- 517/2017, совершено ГБУ "Жилищник района Раменки".
25.07.2017 вынесено постановление по делу N 1303-517/2017 о привлечении ГБУ "Жилищник района Раменки" к административной ответственности на основании ст. 4.19 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Штраф оплачен в добровольном порядке платежным поручением от 15.09.2017 N 3835.
Согласно ст. 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрено, что зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
В силу ст. 2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Исходя из ст. 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
Ст. 4 настоящего Закона предусмотрено, что компенсационное озеленение производится за счет средств юридических лиц, в интересах которых нарушены требования по защите зеленых насаждений.
По правилам ст. 7 названного Закона на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами. Граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, возмещать вред, причиненный повреждением и уничтожением зеленых насаждений.
В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
Требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде направлено в адрес ГБУ "Жилищник района Раменки" - 05.10.2017.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке компенсация вреда не произведена, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"). Расчет вреда произведен на основании такс и методик, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 273 от 08.05.2007 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлением Правительства Москвы N 630-ПП от 31.07.2007 "Об исчислении размера вреда, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам". Указанные Постановления недействующими в установленном порядке не признаны.
Расчет ущерба, причиненного окружающей среде, произведен Старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы Г.В. Гараниной которая уполномочена проводить указанные расчеты.
Приложением N 1 Закона г. Москвы от 23.11.2016 N 42 "О бюджете г. Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде поступают в бюджет г. Москвы.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что доказательств возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в отыскиваемом размере ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск.
В апелляционной жалобе ГБУ "Жилищник района Раменки" ссылается на часть 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которой на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции должен был обязать ответчика возместить вред посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом, так как устранение виновным лицом последствий нарушения Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями.
Проведение соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений не может рассматриваться как стадия реализации юридической ответственности, а именно имущественной (гражданско-правовой). Поэтому требование о возмещении вреда окружающей среде (т.е. привлечение виновного лица к имущественной ответственности) не может заменяться обязанностью по устранению выявленного нарушения, а обязанность по устранению нарушения не может заменить возмещаемый окружающей среде вред.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2018 по делу А40-6522/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Раменки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.