г. Хабаровск |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А73-1756/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Аврора"
на решение от 02.04.2018
по делу N А73-1756/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.,
по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Аврора"
к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиакомпания "Аврора" (далее - АО "Авиакомпания "Аврора", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, Управление, административный орган) от 29.01.2018 N 9783/30-18, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 85000 руб.
Заявление общества на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 02.04.2018 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Суд установил факт совершенного обществом - профессиональным участником рынка международных перевозок пассажиров - административного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по предотвращению незаконного проникновения лица - гражданин США LAMB STEPHEN EARL, 15.04.1954 г.р., на транспортное средство (в паспорте гражданина США вырваны листы со страницами N N 13-14, 15-16, то есть паспорт является недействительным на право пересечения государственной границы Российской Федерации).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель жалобы, утверждает о недоказанности совершения обществом, вменяемого ему административного правонарушения, так как: при прохождении гражданином США LAMB STEPHEN EARL пограничного и таможенного контроля в аэропорту г. Сеула уполномоченными работниками соответствующих ведомств не выявлено никаких проблем с его паспортом; факт отсутствия страниц в паспорте указанного гражданина, был установлен только в аэропорту г. Хабаровска; беспрепятственное прохождение гражданином LAMB STEPHEN EARL контрольных процедур свидетельствует о том, что страницы из его паспорта могли быть вырваны после его высадки с воздушного судна и до прохождения им пограничного контроля в аэропорту г. Хабаровска; законом на транспортную компанию не возложена ответственность за обеспечение сохранности документов пассажиров, находящихся при них, после сопровождения на транспортное средство перевозчика.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 14.12.2017 в 17 часов 50 минут в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации "Хабаровск (Новый)" в ходе оформления авиарейса HZ5451, следующего по маршруту "Сеул- Хабаровск", была выявлен гражданин США LAMB STEPHEN EARL, 15.04.1954 г.р., который при прохождении пограничного контроля предъявил паспорт гражданина США N 508283983 на имя LAMB STEPHEN EARL, с вырванными листами со страницами NN 13-14, 15-16, вследствие чего предъявленный паспорт не соответствовал установленному образцу паспорта гражданина США; в результате проведенной специальной проверки установлено, что предъявленный паспорт гражданина США N 508283983 на имя LAMB STEPHEN EARL является недействительным на право пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Авиарейс HZ 5451, которым 14.12.2017 на территорию России прибыл указанный граждан, осуществляла авиакомпания "Аврора".
По факту нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданин США LAMB STEPHEN EARL признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ, в качестве санкции ему назначен административный в штраф в размере 2000 руб.
29.01.2018 по данному факту заместителем начальника отделения пограничного контроля "Хабаровск-аэропорт" Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Черненко С.В. в отношении АО "Авиакомпания "Аврора", в присутствии представителя общества Яровой Е.А., составлен протокол N 9783/30-18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ; о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела общество извещено уведомлениями от 19.01.2018, врученными ему 19.01.2018 под штамп входящей корреспонденции.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 29.01.2018 заместителем начальника отделения пограничного контроля "Хабаровск-аэропорт" Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Костенко А.А., вынесено постановление N 9783/30-18, которым АО "Авиакомпания "Аврора" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, в виде штрафа в размере 85000 руб.
Не согласившись с указанным выше постановлением административного органа, общество обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 18.14 КоАП РФ непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или попытку незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение, или попытку незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного названной нормой, состоит в непринятии транспортной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию.
Таким образом, условием для привлечения к ответственности по части 1 статьи 18.14 КоАП РФ является необходимость доказать факт того, что транспортная организация не приняла входящие в ее обязанности меры по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) физические и юридические лица, содействующие иностранном гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном пребывании в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статей 3, 6 Федерального закона N 114-ФЗ порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и Федеральным законом N 114-ФЗ; иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации; контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации; контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.33 Главы 3 Приложения N 9 к Чикагской Конвенции по международной гражданской авиации эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедиться в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения.
Следовательно, транспортная организация осуществляет контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд только у тех лиц, для которых Российская Федерация является иностранным государством.
Doc 9957. Руководство по упрощению формальностей в пункте 3.2.1 указало, что в Приложении 9 к Конвенции предусмотрено, что государства требуют от посетителей только те документы, которые перечислены в главе 3 Приложения 9 для въезда и выезда с их территорий; в этой главе приводится определение и описание таких документов (Стандарт 3.5).
Признанными во всем мире документами являются национальные паспорта и визы страны назначения - они считаются достаточными для лиц, въезжающих на территорию другого государства в качестве посетителей; при предъявлении действительного паспорта и действительной визы никакого другого документа, удостоверяющего личность, не требуется (Стандарт 3.6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно статье 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае обществу как транспортной организации, осуществляющей международные перевозки, вменена перевозка на территорию России иностранного гражданина, имеющего документ, не соответствующий установленному образцу, недействительный для пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Согласно положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, в паспорте гражданина США LAMB STEPHEN EARL отсутствовали страницы N N 13-14, 15-16, что подтверждается актом специальной проверки документов у лица, следующего через Государственную границу Российской Федерации от 14.12.2017.
Из объяснений гражданина США LAMB STEPHEN EARL следует, что ошибка в документе была допущена в консульстве, а сам он не знал об отсутствии страниц.
Таким образом, обоснован вывод административного органа о том, что гражданин США LAMB STEPHEN EARL попал на борт судна уже с недействительным паспортом.
Доказательств того, что у гражданина Республики США LAMB STEPHEN EARL, на момент его оформления на рейс HZ 5451, в паспорте присутствовали страницы N N 13-14, 15-16, заявителем не представлено.
Следовательно, обоснован вывод суда о том, что гражданин США LAMB STEPHEN EARL прибыл на территорию Российской Федерации без документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации, то есть нарушил установленные правила пересечения Государственной границы Российской Федерации (ст. 6, ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Таким образом, авиакомпания "Аврора", осуществившая 14.12.2017 международную перевозку гражданина США, нарушила требования: пункта 3.33 главы 3 Приложения N 9 к Конвенции по международной гражданской авиации, статьи 6 Федерального закона N 114-ФЗ, а именно: не приняла входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного въезда указанного гражданина в Российскую Федерацию, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае, вина общества выражается в том, что оно, являясь транспортной организацией, осуществляющей международную перевозку по маршруту Сеул - Хабаровск, не приняло входящие в ее обязанности меры по предотвращению незаконного проникновения лица на транспортное средство и использование его для незаконного въезда в Российскую Федерацию, повлекшее незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации одним нарушителем.
Наличие пограничного контроля не снимает с авиакомпании установленной законом обязанности по осуществлению контроля за наличием у пассажиров действительных российских виз и паспортов при въезде на территорию Российской Федерации.
АО "Авиакомпания "Аврора" является профессиональным участником рынка международных перевозок пассажиров; в связи с тем, что перевозочная деятельность, в том числе в части международных перевозок, является основной уставной деятельностью общества, АО "Авиакомпания "Аврора" должно принимать необходимые меры для соблюдения обязанностей в качестве международного перевозчика по контролю пересечения государственной границы России иностранными гражданами.
Доказательств принятия обществом исчерпывающих мер к недопущению нарушения в материалы дела не представлено.
Вышеустановленное свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ.
Поскольку факт нарушения и вина АО "Авиакомпания "Аврора" подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления административного органа требованиям действующего законодательства, у суда первой инстанции в силу части 3 статьи 211 АПК РФ, не имелось.
Также суд первой инстанции правомерно не установил обстоятельств, свидетельствующих о наличии исключительных оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, а также при наличии отягчающего обстоятельства, (постановление по делу вступило в законную силу 18.11.2017, штраф оплачен 22.11.2017), 01.11.2017 (постановление по делу вступило в законную силу 12.11.2017, штраф оплачен 08.12.2017).
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Ошибочно уплаченная 18.04.2018 государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю жалобы из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02 апреля 2018 года по делу N А73-1756/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Авиакомпания "Аврора" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., как ошибочно уплаченную согласно платежного поручения N 1225 от 18.04.2018. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.