г. Красноярск |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А33-3341/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бабенко А.Н.,
Рассмотрев апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска
на резолютивную часть решения Арбитражного суда Красноярского края
от "12" апреля 2018 года по делу N А33-3341/2018,
рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Варыгиной Н.А.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" (ИНН 4701005692, ОГРН 1024700508348, далее - истец) обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Ачинск в лице комитета по управлению имуществом администрации города Ачинска (ИНН 2443005530, ОГРН 1022401153807, далее - ответчик) о взыскании 14 709 рублей 19 копеек задолженности за теплоснабжение, в том числе: 12 291 рубля 70 копеек в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, пр. Лапенкова, зд. 9, за сентябрь, октябрь 2017 года; 2 417 рублей 49 копеек в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, пр. Лапенкова, зд. 9; микрорайон 2, стр. 32, пом. N 2, 7, 8, за октябрь 2017 года.
Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Красноярского края от 12.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе ссылается на то, что между истцом и ответчиком отсутствует договор на оказание жилищно-коммунальных услуг; на отсутствие денежных средств в связи с превышением суммы расчетов в рамках заключенного муниципального контракта N 011930000011700021 от 02.05.2017.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, от 25.04.2018, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
От истца в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
С 01.03.2014 в аренду от МУП "АКС" к ООО "Теплосеть" комплексно переданы объекты недвижимого и движимого имущества, а также оборудование и иное имущество, используемое в своей деятельности для последующей эксплуатации с целью оказания услуг населению города Ачинска по теплу, водоснабжению и очистке сточных вод. МУП "АКС" с 01.03.2014 фактически прекратило производственную, хозяйственную и иную деятельность по оказанию услуг населению города Ачинска по теплу, водоснабжению и очистке сточных вод.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска является собственником нежилых отдельно стоящих помещений, расположенных по адресам:
г. Ачинск, пр. Лапенкова, 9, общ. пл. 660,6 кв.м.,
2 микрорайон, стр. 32, пом. 2, общ. пл. 67,5 кв.м.,
2 микрорайон, стр. 32, пом. 7, общ. пл. 56,6 кв.м.,
2 микрорайон, стр. 32, пом. 8, общ. пл. 33,2 кв.м., что подтверждается письмами КУМИ Администрации г. Ачинска N К-04-19-6413 от 25.09.2017, N К-04-19-6257 от 23.10.2017.
На период май 2017 - сентябрь 2017 между ООО "Теплосеть" и КУМИ Администрации г.Ачинска был заключен муниципальный контракт N 0119300000117000215 от 02.05.2017 на теплоснабжение в отношении указанных нежилых помещений. На следующий период контракт заключен не был.
За период:
сентябрь 2017 Ответчику оказано услуг по теплоснабжению в отношении нежилого помещения: г. Ачинск, пр. Лапенкова, 9 на сумму в размере 2 263 рублей 13 копеек,
октябрь 2017 Ответчику оказано услуг по теплоснабжению в отношении нежилых помещений: г. Ачинск, пр. Лапенкова, 9, микрорайон 2, стр. 32, пом. 2, 7, 8 на сумму в размере 12 446 рублей 06 копеек (Приложение N 1).
Всего за период сентябрь 2017 - октябрь 2017 оказано услуг по теплоснабжению в отношении нежилых помещений: г. Ачинск, пр. Лапенкова, 9, микрорайон 2, стр. 32, пом. 2, 7, 8 на сумму в размере 14 709 рублей 19 копеек.
В адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска выставлены к оплате счета-фактуры: N 00000012959 от 30.09.2017, N 000000144212 от 31.10.2017, N 00000014500 от 31.10.2017, N 00000014501 от 31.10.2017, N 00000014502от31.10.2017.
Согласно иску, за период сентябрь-октябрь 2017 года в отсутствие заключенного договора энергоснабжения в отношении нежилых помещений (находящихся в муниципальной собственности города Ачинска), указанных в расчете задолженности, поставлены коммунальные ресурсы на общую сумму 14 709 рублей 19 копеек (услуги по теплоснабжению).
В адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска направлены претензии N б/н от 17.11.2017 (за период сентябрь 2017) и N б/н от 15.12.2017 (за период октябрь 2017) о необходимости погасить указанную задолженность. Данные требования до настоящего времени не исполнены, в ответе на претензию N б/н от 17.11.2017 (за период сентябрь 2017) ответчик указал на отсутствие денежных средств в связи с превышением суммы расчетов в рамках заключенного муниципального контракта. Ответ на претензию N б/н от 15.12.2017 (за период октябрь 2017) в адрес ООО "Теплосеть" до настоящего времени не поступил.
Согласно расчету истца оплата ответчиком не производилась, задолженность ответчика перед истцом за поставленные в спорный период коммунальные ресурсы составляет 14 709 рублей 19 копеек.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу подпункта 2 пункта 2.2.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска в целях выполнения возложенных на него задач, Комитет в установленном порядке осуществляет функции общего характера, в том числе: в интересах и от имени муниципального образования город Ачинск права собственника в отношении муниципального имущества.
Как выше уже указывалось, в спорный период истец поставлял коммунальные ресурсы в нежилые помещения, находящиеся в собственности ответчика. Данный факт ответчик не опроверг.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий электрическую энергию или иные энергетические ресурсы, и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство вводит в это правоотношение дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации соответствующие коммунальные ресурсы, а с другой, оказывает потребителям коммунальные услуги.
В рассматриваемом случае определяющее значение для установления лица, обязанного оплатить истцу (ресурсоснабжающей организации) поставленную в спорные многоквартирные дома тепловую энергию, имеет правильное разрешение вопроса о том, кто являлся в спорный период исполнителем коммунальных услуг в отношении этих домов, так как именно исполнитель является лицом, предоставляющим коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (потребителям) и лицом, обязанным производить расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленные ею для этих целей коммунальные ресурсы. Статус исполнителя коммунальных услуг предполагает, как наличие права требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей, так и наличие обязанности производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктами 8, 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из приведенных норм следует, что по общему правилу управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является сама ресурсоснабжающая организация.
Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Соответствующие разъяснения изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос N 9).
Таким образом, управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома и, как следствие, лицом, обязанным оплатить поставленный коммунальный ресурс, при наличии договора ресурсоснабжения, заключенного ею в установленном порядке с ресурсоснабжающей организацией, либо в отсутствие такового при наличии доказательств того, что между управляющей и ресурсоснабжающей организациями фактически сложились договорные отношения по снабжению коммунальным ресурсом, а именно - доказательств того, что управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации и что ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
В отношении жилых многоквартирных домов, в которых собственниками выбран способ управления - непосредственное управление, истец является исполнителем коммунальных услуг; по жилым домам, в отношении которых отсутствуют решения собственников о выборе непосредственного способа управления, истец является исполнителем коммунальных услуг в связи с отсутствием договоров ресурсоснабжения с управляющими компаниями и отсутствием с ними фактических договорных отношений по снабжению коммунальным ресурсом.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты, наличие у истца статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении всех спорных жилых домов ответчиком не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по оплате коммунальных услуг на ответчика как собственника нежилых помещений.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик ссылается на то, что между истцом и ответчиком отсутствует договор на оказание жилищно-коммунальных услуг; на отсутствие денежных средств в связи с превышением суммы расчетов в рамках заключенного муниципального контракта N 011930000011700021 от 02.05.2017.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска является собственником нежилых отдельно стоящих помещений, расположенных по адресам:
г. Ачинск, пр. Лапенкова, 9, общ. пл. 660,6 кв.м.,
2 микрорайон, стр. 32, пом. 2, общ. пл. 67,5 кв.м.,
2 микрорайон, стр. 32, пом. 7, общ. пл. 56,6 кв.м.,
2 микрорайон, стр. 32, пом. 8, общ. пл. 33,2 кв.м., что подтверждается письмами КУМИ Администрации г. Ачинска N К-04-19-6413 от 25.09.2017, N К-04-19-6257 от 23.10.2017.
На период май 2017 - сентябрь 2017 между ООО "Теплосеть" и КУМИ Администрации г.Ачинска был заключен муниципальный контракт N 0119300000117000215 от 02.05.2017 на теплоснабжение в отношении указанных нежилых помещений. На следующий период контракт заключен не был.
За период:
сентябрь 2017 Ответчику оказано услуг по теплоснабжению в отношении нежилого помещения: г. Ачинск, пр. Лапенкова, 9 на сумму в размере 2 263 рублей 13 копеек,
октябрь 2017 Ответчику оказано услуг по теплоснабжению в отношении нежилых помещений: г. Ачинск, пр. Лапенкова, 9, микрорайон 2, стр. 32, пом. 2, 7, 8 на сумму в размере 12 446 рублей 06 копеек (Приложение N 1).
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30) разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
В соответствии с Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в том числе в случае отсутствия в точках учета средств измерений. В нежилых помещениях, указанных в исковом заявлении отсутствуют введенные в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии. Таким образом, истец при определении объема тепловой энергии применил расчетный метод определения тепловой энергии по наружному объему здания и температуре наружного воздуха.
Данная методика согласована при заключении муниципального контракта на период июнь 2017 - сентябрь 2017 N 0119300000117000215 от 02.05.2017. В Приложениях N 1, 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д к муниципальному контракту сторонами согласованы расчетные договорные нагрузки, которые Истец применил при определении количества тепловой энергии в период октябрь 2017. (расчеты начислений NN 1а, 1-4).
Факт получения и использования коммунальных услуг в спорный период подтверждается материалами дела.
Обязанность по оплате фактически потребленной электроэнергии на основании показаний приборов учета предусмотрена статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
При указанных обстоятельствах ссылка ответчика на отсутствие денежных средств в связи с превышением суммы расчетов в рамках заключенного муниципального контракта N 011930000011700021 от 02.05.2017, не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате потребленной электроэнергии.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации муниципальное образование город Ачинск в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Красноярского края от "12" апреля 2018 года по делу N А33-3341/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.