г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А42-8798/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Аносовой Н.В., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самарчук Ю.В.
при участии:
от заявления: Осадачий А.Л. (доверенность от 09.01.2018)
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11425/2018) Межрегионального ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.01.2018 по делу N А42-8798/2017 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"
заинтересованное лицо: Межрегиональное ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
3-е лицо: ФГУП "Радиочастотный центр Центрального Федерального округа"
о признании недействительным распоряжения
установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (далее - заявитель, Учреждение, ФБУЗ "Центр 2 гигиены и эпидемиологии в Мурманской области") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) от 11.10.2017 N М 249 "Об отмене распоряжения от 03.08.2017 N 185" в части отмены пункта 1 распоряжения от 03.08.2017 N 185; об обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия прекратить право оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 941,5кв.м, расположенное по адресу: Мурманская область, Театральный бульвар, д. 3, кадастровый номер 51:20:0002082:246.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Центрального Федерального округа" (далее - третье лицо, ФГУП "РЧЦ ЦФО").
Решением от 30.01.2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, Межрегиональное ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что изъятие излишнего имущества, не используемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за Учреждением, является правом Управления, а не его обязанностью. Управление полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует нарушение прав и законных интересов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области. Управление указало на противоречие оспариваемого решения сложившейся судебной практике.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, распоряжением Управления от 09.02.2006 N 25 за Учреждением на праве оперативного управления закреплено находящееся у него на учете федеральное имущество (свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 22.10.2012 серии 51-АВ N 329213) в соответствии с перечнем, являющимся приложением к указанному распоряжению, в том числе в оперативное управление передано нежилое помещение общей площадью 941,5 кв.м, номера на поэтажном плане I, III, IV, VI, VII, XIII, XIX, расположенное по адресу: г.Мурманск, Театральный бульвар, д. 3, условный номер 51-51-01/038/2008-189.
Право оперативного управления на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2013 серии 51-АВ N 363388).
Решением от 21.12.2016 N 01/17077-16-27 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), рассмотрев обращение заявителя, согласовало Учреждению прекращение права оперативного управления с последующей передачей в казну Российской Федерации неиспользуемого объекта недвижимого имущества общей площадью 941,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Мурманск, Театральный бульвар, д. 3, условный номер 51-51-01/038/2008-189.
01.03.2017 Учреждение обратилось к ответчику с заявлением N 10 о прекращении права на указанный объект недвижимости в связи с отказом от прав на недвижимое имущество (здание, сооружение).
03.08.2017 Управление издало Распоряжение N 185 "О передаче имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", федеральному государственному унитарному предприятию "Радиочастотный центр Центрального Федерального округа" (далее - Распоряжение N 185), в котором определило:
1. Изъять из оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" имущество согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Закрепить на праве хозяйственного ведения ФГУП "РЧЦ ЦФО" имущество согласно приложению к настоящему распоряжению.
3. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" передать, а ФГУП "РЧЦ ЦФО" принять по акту приема-передачи имущество согласно приложению к настоящему распоряжению.
4. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области":
- с даты утверждения акта приема-передачи имущества в сроки, установленные действующим законодательством, обеспечить государственную регистрацию прекращения права оперативного управления на указанное в приложении к настоящему распоряжению имущество;
- в двухнедельный срок с момента государственной регистрации прекращения права оперативного управления на указанное в приложении к настоящему распоряжению федеральное имущество внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества.
5. ФГУП "РЧЦ ЦФО":
- с даты утверждения акта приема-передачи имущества в сроки, установленные действующим законодательством, обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанное в приложении к настоящему распоряжению федеральное имущество;
- в двухнедельный срок с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанное в приложении к настоящему распоряжению федеральное имущество внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Д.Н. Евдокимова.
Согласно приложению к Распоряжению N 185 в перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", передаваемого ФГУП "РЧЦ ЦФО", входило помещение: этаж (номер на поэтажном плане) - подвал, этаж N 01, этаж N 02. Кроме того пристройки: Лит.Б - S = 1,4 кв.м; Лит.Б2 - S = 5,2 кв.м; Лит. БЗ - S = 9,1 кв.м (по внутренним размерам); общая площадь 941,50 кв.м; кадастровый (условный) номер объекта: 51:20:0002082:246, РНФИ П13520002696, расположенное по адресу: г.Мурманск, Театральный бульвар, д. 3.
В соответствии с обращением ФГУП "РЧЦ ЦФО" от 25.09.2017 N 01-00-1303/2698 Распоряжением Управления от 11.10.2017 N М249 Распоряжение N 185 отменено.
Посчитав принятие Управлением Распоряжения от 11.10.2017 N М249, отменяющего в полном объеме Распоряжение N 185, неправомерным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 236 Гражданского кодекса юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Учреждение в рассматриваемом случае обратилось в Управление с соответствующим заявлением, свидетельствующим об отказе от права оперативного управления неиспользуемого им по назначению спорного имущества. Данный отказ был согласован надлежащим образом с Роспотребнадзором и мотивирован тем, что Учреждение продолжительное время не пользуется имуществом, необходимость в спорном имуществе у заявителя отсутствует. В ходе проверки, проведенной комиссией, созданной распоряжением Управления от 03.04.2017 N 89, установлено, что Учреждением не используется объект недвижимого имущества "помещение", площадью 941,5 кв.м (г.Мурманск, Театральный бульвар, д. 3). Визуальный осмотр объектов недвижимого имущества проводился в отношении объектов, расположенных на территории города Мурманска, в ходе которого установлено, что имущество находится в удовлетворительном техническом состоянии. (Акт проверки использования по назначению и сохранности федерального имущества от 26.04.2017, подписанный с возражениями со стороны заявителя.).
Кроме того, заявитель с июля 2016 года предпринимал меры по прекращению права оперативного управления зданием, расположенным на земельном участке; кадастровые работы не проводил; с заявлением о предоставлении земельного участка в Управление не обращался. Проведение кадастровых работ в план хозяйственной деятельности Учреждения на 2017 год не включалось. Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд, с учетом того, что Учреждение неоднократно обращалось с заявлениями об отказе от права оперативного управления неиспользуемого им по назначению спорного имущества, отказ был согласован надлежащим образом с Роспотребнадзором, руководствуясь статьями 236, 299 ГК РФ пришел к обоснованному выводу, установив, что Учреждение реализовало свое право на отказ от оперативного управления спорным имуществом надлежащим образом. При этом оспариваемое распоряжение Управления не соответствует закону и нарушает права Учреждения, в связи с чем заявленные требования обоснованно удовлетворены.
Доводы жалобы отклонены апелляционным судом, поскольку были предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают его выводов, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.01.2018 по делу N А42-8798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.