г. Самара |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А65-38873/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Кувшинова В.Е., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Бетар-НК"- Салахутдинов И.Ш. (доверенность от 01.04.2018),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Павлов И.Н. (доверенность от 09.01.2018),
от Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Салахутдинова А.И - Салахутдинов А.И. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.03.2018 по делу N А65-38873/2017 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бетар-НК", г.Нижнекамск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третьи лица:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г.Нижнекамск,
Салахутдинов А.И., г.Нижнекамск,
о признании недействительным решения от 03.08.2017 по делу N 08- 116/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бетар-НК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 03.08.2017 по делу N 08-116/2017.
Определением от 18.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечен Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Определением от 09.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Салахутдинов А.И.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Бетар-НК".
В апелляционной жалобе указывает, что исходя из имеющихся в деле документов следует, что собственник помещения и директор ООО "Бетар-НК" одно и то же лицо - Салахутдинов Р.И. Следовательно, собственник помещения и ООО "Бетар-НК" аффилированные лица. Исходя из открытых источников, Салахутдинов Р.И. не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель (данные ФНС России) и не является учредителем либо директором в каких-либо других юридических лицах, кроме ООО "Бетар-НК", а, значит, в силу закона (ст. 23 ГК РФ) не может вести самостоятельную деятельность по продаже пива, как утверждает его отец и представитель ООО "Бетар-НК". Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Бетар-НК", помимо санитарно-технических и прочих работ, ведет деятельность по оптовой и розничной продаже напитками, пищевыми продуктами и табачными изделиями. В материалах дела УФАС имеется письмо именно от ООО "Бетар-НК", в котором он сообщает, что ликвидировал объект правонарушения (табличку с текстом "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО"), что также косвенно свидетельствует, что ООО "Бетар-НК" имеет прямое отношение к этой рекламе. Из материалов дела Татарстанского УФАС России следует, что Исполнительный комитет Нижнекамского района именно ООО "Бетар-НК" выдал разрешение на установку вывески "Холод да солод" над помещением, которое также свидетельствует об интересе именно ООО "Бетар-НК" в реализации пива в занимаемом им помещении. Слово "солод", представленное на рекламной вывеске, у обычного потребителя вызывает ассоциации с пивом, т.к. солод является основным ингредиентом в процессе варения пива. На основании изложенного Управление считает, что решение комиссии Управления по делу N А08-296/2016 является законным и обоснованным.
ООО "Бетар-НК" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Бетар-НК" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании третье лицо - Салахутдинов А.И. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга средств наружной рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и представленных Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района сведений (вх. N 9685 от 01.06.2017) установлен факт распространения алкогольной продукции - пива, содержащая слово "пиво" путем размещения рекламной конструкции с надписью "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО.." и изображение пивных кружек с использованием образов людей по адресу: г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, пом. 1000.
В связи с указанными обстоятельствами Управлением было возбуждено дело N 08-116/2017 (т. 1 л.д. 8-14).
При рассмотрении дела Управление сделало вывод, что в рассматриваемом случае рекламодателем, рекламораспространителем является ООО "Бетар-НК".
03.08.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вынесено решение по делу N 08-116/2017, по которому реклама алкогольных напитков - пива, содержащая слово "пиво", путем размещения на рекламной конструкции с надписью "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО.." и изображение пивных кружек с использованием образов людей, распространяемая и размещенная ООО "БЕТАР - НК", признана ненадлежащей и не соответствующей требованиям пункта 6 части 1, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ), в части рекламирования алкогольной продукции - пива, реализуемого в магазинах (заведении) "Хмель и Солод" (т. 1 л.д. 16-22).
Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что не является рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы.
Удовлетворяя заявленные требования Общества и признавая недействительным решение Управления, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (далее - Положение от 30.06.2004 N 331) одной из функций ФАС России является осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (пункт 5.3.10 Положения).
В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при этом право антимонопольного органа организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе органами государственной власти, органами местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели) закреплено в пункте 11 части 2 этой же статьи Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
При осуществлении государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, территориальные органы ФАС России руководствуются, в том числе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Административный регламент), и Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы России по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статьей 3 Закона N 38-ФЗ определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).
Главой 3 Закона о рекламе установлены особенности рекламы отдельных видов товаров.
Статьей 21 Закона о рекламе установлены особые требования к рекламе алкогольной продукции.
Пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе закреплено, что реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга средств наружной рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и представленных Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района сведений (вх. N 9685 от 01.06.2017) установлен факт распространения алкогольной продукции - пива, содержащая слово "пиво" путем размещения рекламной конструкции с надписью "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО.." и изображение пивных кружек с использованием образов людей по адресу: г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, пом. 1000.
Управлением из представленных Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района РТ фотоматериалов установлено, что по адресу: г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, пом. 1000, имеется вывеска "Хмель да Солод" и рекламная конструкция с надписью "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО.." и изображение пивных кружек с использованием образов людей (размещен плакат на внутренней стороне двери - входа в помещение).
Антимонопольным органом установлено, что Исполнительным комитетом Нижнекамского района Республики Татарстан ранее было выдано разрешение ООО "Бетар-НК" на установку вывески "Хмель да Солод".
Из оспариваемого решения следует, что антимонопольный орган спорную рекламную информацию "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО..." квалифицировал как рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей (граждан) к алкогольной продукции-пиву, реализуемой в заведении "Хмель и Солод", формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке среди аналогичных (однородных) товаров, в связи с чем сделал вывод, что рекламная информация "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО...", является рекламой алкогольной продукции - пива, реализуемого в заведении "Хмель и Солод", и посчитал рекламодателем, рекламораспространителем спорной рекламы ООО "Бетар-НК".
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанные выводы антимонопольного органа являются ошибочными и указанные обстоятельства не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Как установлено судом первой инстанции, помещение по адресу: г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, пом. 1000 общей площадью 72.2 кв.м, на праве собственности принадлежит гр. Салахутдинову Р.И. (т. 1 л.д. 108).
03.09.2013 между Салахутдиновым Р.И. (Арендодатель) и ООО "Бетар-НК" (Арендатор) был заключен договор аренды нежилого помещения расположенного по адресу: г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, пом. 1000 площадью 41,70 кв.м. - 1 этаж (т. 1 л.д. 103-107).
22.08.2016 между Салахутдиновым Р.И. (Арендодатель) и ИП Салахутдиновым А.И. (Арендатор) был заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, пом. 1000, площадью 15 кв.м. - 1 этаж (т. 1 л.д. 109-113).
Из представленного заявителем плана 1 этажа здания по адресу г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, спорное помещение N 1000, разделено на 2 обособленных помещения, имеющим единый вход (через крыльцо, на двери которого размещена спорная реклама).
Кроме этого, помещение, занимаемое заявителем, имеет также отдельный вход с другой стороны здания (т. 1 л.д.102).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ИП Салахутдинов А.И. пояснил, что спорная вывеска принадлежит ему, а также, что им осуществляется реализация пивной продукции по спорному помещению, арендуемому у Салахутдинова Р.И.
В подтверждение данных обстоятельств им представлены следующие документы: акт приема-передачи от 19.08.2016 о передаче оборудования и комплектующих для проведения операций по оплате (работ, услуг) с использованием Карт в качестве платежного средства, согласно которым Банк установил ИП Салахутдинову А.И. терминал оплаты по адресу г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13; квитанции о реализации товара с указанием адреса магазина; выписки по лицевому счету из обслуживающего банка, подтверждающие поступление денежных средств через терминал; расходные накладные по закупке товара (Пиво) за спорный период; декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2 квартал 2017 года.
Представленные документы подтверждают факт реализации пивной продукции по спорному адресу третьим лицом.
В арбитражном апелляционном суде Салахутдинов А.И. также подтвердил названные обстоятельства.
Из пояснений ООО "Бетар-НК" следует, что Общество реализацией алкоголя не занимается. Основной вид деятельности - установка и обслуживание приборов учета.
Антимонопольный орган данное обстоятельство не опроверг, доказательств, подтверждающих обратное, не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности антимонопольным органом факта того, что ООО "Бетар-НК" является рекламодателем, рекламораспространителем спорной рекламы.
При вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган должен был установить факт распространения спорной рекламы именно заявителем.
В представленных материалах антимонопольного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о причастности заявителя к спорной рекламе (распространения заявителем рекламы). Выводы антимонопольного органа сделаны лишь на основании своих выводов о том, что по спорному адресу имеется вывеска "Хмель да Солод", принадлежащая ООО "Бетар-НК", и рекламная информация "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО...", которая является рекламой алкогольной продукции - пива, реализуемого в заведении "Хмель и Солод".
Проверочные мероприятия по установлению собственника помещения, истребование у собственника помещения информации с целью установления рекламодателя, рекламораспространителя не проводились.
Кроме того, как указано в протоколе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России от 19.07.2017, представитель ООО "Бетар-НК" пояснил, что не торгует пивом, вывеску повесили арендаторы (т. 1 л.д. 44-45).
Однако данные обстоятельства не нашли своего отражения в оспариваемом решении и не были проверены в установленном порядке.
Между тем в полномочия антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела входит, в том числе, запрос в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых документов для ознакомления, получение объяснения сторон по фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения, привлечение к участию в деле иных лиц.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что при выявлении в ходе судебного разбирательства факта отсутствия вины заявителя в совершении вменяемого нарушения (совершения правонарушения иным лицом) оспариваемое решение может быть признано незаконным лишь частично, поскольку факт наличия самого нарушения установлен антимонопольным органом правильно.
Оспариваемое решение вынесено в отношении заявителя, заявитель признан нарушившим требования Закона о рекламе и признан лицом, распространяющим рекламу с нарушением установленных требований, заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также указано о передаче материалов для возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку оспариваемое решение в целом нарушает права и законные интересы заявителя. Решение административного органа, которым установлено нарушение, но не установлено лицо, совершившее нарушение (либо установлено ненадлежащее лицо), не может быть признано законным в части.
Арбитражный апелляционный суд признает названный вывод суда первой инстанции обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Доводы УФАС, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются, поскольку не свидетельствуют о том, что ООО "Бетар-НК" совершены действия, результатом которых явилось распространение спорной рекламной конструкции с надписью "КВАС, ЛИМОНАД, ПИВО.." и изображение пивных кружек с использованием образов людей по адресу г. Нижнекамск, ул. Тихая Аллея, д. 13, пом. 1000, и однозначно не подтверждают, что рекламодателем, рекламораспространителем спорной рекламной информации является заявитель.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО "Бетар-НК", признав решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 08-116/2017 от 03.08.2017 недействительным и обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.03.2018 по делу N А65-38873/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.