г. Владивосток |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А51-31142/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю",
апелляционное производство N 05АП-3115/2018
на решение от 22.03.2018
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-31142/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Федеральному казенному учреждению "Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю"
о взыскании 27 387 рублей 84 копеек,
при участии:
от истца - не явились, извещен;
от ответчика - Белкина Л.С., по доверенности от 18.08.2017, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - истец, ПАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Федеральному казенному учреждению "Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (далее - ответчик, ФКУ) о взыскании 27 387 рублей 84 копейки пени, начисленной на просроченные платежи за поставленную с января 2016 года по июль 2016 года, с января 2017 года по апрель 2017 года электроэнергии, за период с 20.02.2016 по 09.06.2017.
Решением суда от 22.03.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с судебным актом не согласился и обжаловал его в Пятый арбитражный апелляционный суд, указывая в жалобе на принятие колонией всех разумных мер к своевременной оплате потребленного ресурса и отсутствие вины ответчика в допущенной просрочке, наличии оснований для снижения неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, на ошибочность определения размера неустойки с применением положений Федерального закона "Об электроэнергетике", оспаривает выводы суда относительно порядка распределения судебных расходов.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания истец явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о причине неявки не сообщил, письменный отзыв по доводам жалобы не представил, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного кодекса Российской Федерации Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что истцом во исполнение договоров энергоснабжения (государственным контрактам) N Н3064 от 16.02.2016, от 16.12.2016, от 22.08.2017, в период с января 2016 года по апрель 2017 года осуществлено электроснабжение объектов ответчика.
Оплата за отпущенную электрическую энергию в соответствующие периоды производилась ответчиком несвоевременно, в связи чем, истцом начислена пеня в сумме 27 387 рублей 84 копейки за период с 20.02.2016 по 09.06.2017.
Оставление ответчиком претензии об уплате пени без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, исходя из доказанности факта поставки истцом ответчику ресурсов в указанных в расчете объемах, а также подтвержденного доказательствами факта несвоевременного исполнения по спорным контрактам денежного обязательства, признал наличие на стороне истца права на начисление законной неустойки и его обращение с соответствующими требованиями правомерным.
Суд апелляционной инстанции выводы суда поддерживает в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт электроснабжения объектов ответчика, объем ресурса и его стоимость, дата и размер внесенных ответчиком оплат за потребленную энергию подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, колонией не оспорены.
Поскольку доказательств оплаты стоимости потребленного ресурса в полном объеме в установленные сроки ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что факт просрочки оплаты потребленных ресурсов подтвержден представленными в материалы дела документами.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. На основании пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с абз. 8 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательства по сроку оплаты энергоресурса судом установлен и ответчиком не оспорен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование истца о взыскании пени за нарушение сроков оплаты по договорам заявлено правомерно.
Возражения ответчика относительно отсутствия вины в просрочке подлежит отклонению в силу следующего.
Частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
При этом согласно пунктам 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, не исполнившая обязательство, признается невиновной, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Отсутствие бюджетного финансирования либо недофинансирование ответчика, который по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а, следовательно, лишен иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты поставленной электрической энергии, лишь при представлении доказательств принятия им всех необходимых мер для получения денежных средств.
Вместе с тем, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком указанных мер. Сам по себе факт обращения в ГУФСИН Российской Федерации за дополнительным финансированием о таких действиях не свидетельствует.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности в силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также, изложенные доводы не могут являться основанием для снижения размера неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума ВС Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Вышеуказанных оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшения размера неустойки суд не нашел, поскольку несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации не доказана. Не усматривает таковых и суд апелляционной инстанции.
Таким образом, оснований для освобождения либо уменьшения гражданско-правовой ответственности ответчика за ненадлежащее исполнение обязательства, не установлено.
Расчет неустойки проверен судом и признан верным, в результате чего, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования об уплате неустойки в полном объеме.
В части возражений ответчика относительно неприменения в рассматриваемом случае размера неустойки, предусмотренного частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ судебная коллегия доводы колонии отклоняет, поскольку положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" носят специальный характер по отношению к положениям Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, устанавливающим общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, без учета специфики отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Соответствующее разъяснение по вопросам, возникающим в судебной практике, дано Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
Заявитель жалобы ссылается на то, что в соответствии с п. п. 1, п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации ФКУ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений вышеуказанной нормы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Следовательно, для возникновения права на льготу требуется единовременное выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты публичных интересов, закрепленное законодательством: выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Поскольку рассматриваемый спор возник не из публичных, а из гражданско-правовых отношений в связи с неисполнением учреждением как хозяйствующим субъектом своих обязательств, ФКУ выступает в качестве стороны по государственному контракту, действуя от своего имени и в своем интересе, основания для освобождения ответчика в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины отсутствуют.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося спора - истцом и ответчиком, и взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов, напротив, частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
С учетом предоставленной при принятии апелляционной жалобы отсрочки по оплате государственной пошлины, с ФКУ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2018 по делу N А51-31142/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.