г. Пермь |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А71-15352/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васевой Е.Е., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
от заявителя - Публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице Филиала "Удмуртский" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350): не явились;
от заинтересованного лица - Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице Филиала
"Удмуртский"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 января 2018 года
принято судьей Зориной Н.Г.,
по делу N А71-15352/2017
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице Филиала
"Удмуртский" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании незаконным предписания
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице Филиала "Удмуртский" (далее ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска (далее управление, ответчик) от 01.08.2017 N 1261/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 31.01.2018 (резолютивная часть решения объявлена 29.01.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права; суд не учел разъяснения, данные в п. 1 письма Минстроя РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 о применении п. 59 (1) и 60 (1) Правил N 354 независимо от способа оплаты (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 16.05.2018 на основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 23 мая 2018 года 11 час. 15 мин.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 судебное разбирательство на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 20 июня 2018 года на 12 час. 00 мин.
После отложения судебное заседание 20.06.2018 проведено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание после отложения судебного разбирательства не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.06.2017 в управление поступило предписание Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 14.06.2017 N И5-91-1965 о проведении в рамках государственного жилищного надзора внеплановой проверки по обращению Полтановой Т.А. в отношении ПАО "Т Плюс" по соблюдению обязательных требований к определению размера платы за коммунальные услуги в части установления размера платы за отопление за 2015, 2016 гг. (л.д. 30-31).
На основании приказа управления от 07.07.2017 N 1261/06-02 (л.д. 33) в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки управлением установлено, что договор ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии, заключенный между управляющей компанией - ООО "УК "Колтома" и ПАО "Т Плюс" отсутствует, ПАО "Т Плюс" является исполнителем коммунальной услуги "отопление" для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 37 по ул. Фруктовая г. Ижевска.
Указанный многоквартирный дом имеет централизованное отопление, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии: тип прибора Магика 2010гв, заводской номер 003016, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 07.12.2015, в жилых помещениях индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют.
В платежном документе за февраль 2017 года ПАО "Т Плюс" проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с октября 2015 года по декабрь 2016 года.
При анализе поступившей информации (письмо ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" от 17.07.2017 N 71404-06-06264 (л.д. 40)) по расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" потребителям многоквартирного дома N 37 по ул. Фруктовой г. Ижевска управлением установлено, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за октябрь 2015 г. и октябрь, ноябрь, декабрь 2016 г., определен исходя из положений п. 59 (1), 60 (1), 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354).
При этом в период корректировки с октября 2015 года по декабрь 2016 года показания для коммерческого учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствовали: в октябре 2015 года - показания не передавались; в ноябре 2016 года - узел учета тепловой энергии был забракован с 09.11.2016 по причине: вычислитель производит вычисления за пределами норм точности.
По результатам проверки управлением составлен акт от 01.08.2017 N 1261/06-02 (л.д. 35-36), в котором указано, что потребителям кв. 66, 87 по ул. Фруктовая, д. 37 в г. Ижевске излишне предъявлена плата за коммунальную услугу "отопление" в платежном документе за февраль 2017 г. Определение ПАО "Т Плюс" размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из положений п. 59 (1), 60 (1), 42 (1) Правил N 354 является нарушением действующего законодательства.
ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 1261/06-02 об устранении в срок до 31.08.2017 выявленных нарушений. Согласно предписанию обществу необходимо привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствие с установленными требованиями: 1. Выполнить перерасчет (снизить) размера платы за "отопление" по квартире N 66, 87 дома N 37 по ул. Фруктовой города Ижевска; 2. Принять меры для проведения проверки правильности начисления размера платы за "отопление" жителям вышеуказанного дома (л.д. 37).
ПАО "Т Плюс", считая предписание управления незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении судом дел о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания положениям законодательных и иных нормативных актов, нарушение прав заявителя оспариваемым предписанием.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом по результатам проведенной внеплановой документарной проверки на основании приказа от 28.06.2017.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением п. 15 - 28 данных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и п. 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 01.07.2016.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (п. 1).
В части расчета размера платы за отопление в спорный период правоотношения до 01.07.2016 регулировались Правилами N 307, с 01.07.2016 - Правилами N 354.
Названные правила предусматривают корректировку расчета размера платы за отопление.
С учетом требований п. 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно Правилам N 354 корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формуле 3(1), производится исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3(2):
,
где:
Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Для показателя Pk.пр - размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, требуются показания прибора учета за данный период.
В соответствии с п. 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и 3(3) из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354 (письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Исчисленные таким образом показатели объема потребления коммунальной услуги отопления и платы за данную коммунальную услугу принимаются при корректировке размера платы за коммунальную услугу отопления в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме.
Отсутствие в ноябре 2016 года (один месяц отопительного периода, в который прибор учета не работал, что следует из акта проверки от 01.08.2017) показаний общедомового прибора учета с учетом приведенных норм Правил N 354 не лишает права потребителей на корректировку платы за период с октября 2015 года по декабрь 2016 года.
Судом апелляционной инстанции установлено, что за указанный период обществом произведен расчет исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, предшествующий отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета, который составил не менее 3х месяцев отопительного периода.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о неправомерности требования заинтересованного лица привести порядок определения размера платы за отопление в соответствие с установленными требованиями - выполнить перерасчет (снизить) размера платы за "отопление" по квартире N 66, 87 дома N 37 по ул. Фруктовой города Ижевска.
Возражения управления и выводы суда первой инстанции о том, что с января 2017 года по спорному многоквартирному дому для расчета размера платы по отоплению следует применять норматив потребления тепловой энергии, судом отклоняются и признаются ошибочными по изложенным выше мотивам.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что заявитель правомерно произвел корректировку платы за отопление на основании Правил N 354 и отразил ее в платежных документах в 2017 году.
В связи с этим требования общества подлежат удовлетворению, а оспариваемое предписание - признанию недействительным как несоответствующее Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оспариваемым предписанием на заявителя возлагаются незаконные требования.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ на заинтересованное лицо подлежит возложению обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), апелляционная жалоба заявителя по делу подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по оплате госпошлины в силу ст. 110 АПК РФ подлежат распределению путем взыскания с заинтересованного лица в пользу заявителя 4500 руб. (3000 руб. - по заявлению и 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы).
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 января 2018 года по делу N А71-15352/2017 отменить.
Признать недействительным предписание N 1261/06-02 от 01.08.2017 как несоответствующее Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909) в пользу Публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице Филиала "Удмуртский" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) в возмещение расходов по уплате госпошлины 3000 (Три тысячи) рублей при подаче заявления и 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей при подаче апелляционной жалобы, всего 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.