г. Вологда |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А05-175/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от общества Воронова М.Б. по доверенности от 16.04.2018, Кожуховского А.В. по доверенности от 31.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ватамановская" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 апреля 2018 года по делу N А05-175/2018 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
закрытое акционерное общество "Ватамановская" (ОГРН 1022901295845, ИНН 2911003352; место нахождения: 164133, Архангельская область, Каргопольский район, деревня Ватамановская; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) о признании недействительным распоряжения от 08.11.2017 N 1849р "Об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов".
Решением суда от 09 апреля 2018 года распоряжение Министерства от 08.11.2017 N 1849р признано недействительным в части указания в нем на несоблюдение пунктов 3 и 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). В удовлетворении остальной части заявления общества отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно не учел факт обращения общества в Министерство с заявкой на участие в инвестиционном проекте в области освоения лесов, что в соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ является основанием заключения нового договора аренды леса без проведения торгов.
Министерство в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отношении довода общества об участии в инвестиционном проекте по освоению леса указывает, что письмом Министерства от 21.12.2012 заявка общества на реализацию инвестиционного проекта отклонена.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.08.2003 между Каргопольским сельским лесхозом и обществом заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда в Каргопольском районе, расположенном на территории Печниковского сельского совета, для заготовки древесины.
На основании заявления общества от 22.11.2007 в целях приведения договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ Департаментом лесного комплекса Архангельской области и обществом 12.12.2007 в целях заготовки древесины заключен договор N 151 аренды лесного участка общей площадью 10 973 га, расположенного на территории Печниковского лесничества в Каргопольском муниципальном районе (кадастровый номер: 29:05:00 00 00:0096) на срок до 24.05.2009.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 26.02.2008, лесной участок передан арендатору по акту от 12.12.2007.
Дополнительными соглашениями от 30.06.2008 и от 15.10.2012 срок аренды продлевался до 19.08.2013 и до 11.12.2017 соответственно.
Общество 09.10.2017 обратилось в Министерство с заявлением о заключении в отношении предоставленного ему ранее в аренду лесного участка, указанного в договоре от 12.12.2007 N 151, нового договора аренды лесного участка сроком на 49 лет.
Распоряжением Министерства от 08.11.2017 N 1849р обществу отказано в заключении нового договора аренды без проведения торгов по продаже права на заключение такого договора в связи с несоблюдением пунктов 3, 4, 7 части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Не согласившись с указанным распоряжением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование в части указания в распоряжении на несоблюдение обществом пунктов 3 и 4 части 2 статьи 74 ЛК РФ. В удовлетворении остальной части заявления общества отказано.
Общество не согласилось с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в части отказа в удовлетворении заявления общества в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы общества исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В соответствии с положениями части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Следовательно, заключение на новый срок договора аренды лесного участка, ранее предоставленного по договору аренды без проведения торгов, возможно только для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (статья 36 ЛК РФ), для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 ЛК РФ), для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (статья 44 ЛК РФ), для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 ЛК РФ), для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (статья 46 ЛК РФ), а также при нахождении на таких лесных участках зданий, сооружений.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку на момент обращения общества с заявлением о заключении нового договора аренды условия, предусмотренные частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, отсутствовали, у заявителя не возникло право на заключение договора аренды лесных участков без проведения торгов.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что оно соответствует условию заключения договора без проведения торгов, установленному в пункте 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, поскольку у него имеется право на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в связи с подачей соответствующей заявки в Министерство в 2012 году.
В соответствии со статьей 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
На момент подачи обществом заявки на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в 2012 году действовал Порядок отбора и утверждения заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2011 N 243-пп.
В силу пункта 17 названного Порядка основанием для отказа в утверждении заявки коммерческой организации является ее несоответствие требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта и рекомендациям Рослесхоза.
Министерство предоставило письмо от 21.12.2012 N 204-02/5180, в котором обществу отказано во включении заявки в инвестиционный проект.
Также в рамках рассмотрения данного дела суд не имеет право признавать законными или незаконными действия Министерства по отказу во включении заявки общества в инвестиционный проект или оценивать действия или бездействия данного органа, связанные с рассмотрением данной заявки, поскольку это выходит за пределы рассматриваемого предмета спора.
При этом действия (бездействия) Министерства по нерассмотрению заявки общества, на которые ссылается заявитель, относятся к 2012 году, о чем было известно заявителю. Общество не оспорило в установленном порядке и в установленные сроки в суде действия Министерства, связанные с рассмотрением спорной заявки.
Кроме того, общество не предоставило в материалы дела поданную в Министерство заявку с соответствующими документами, отвечающими установленным указанными выше нормативными актами требованиям, которая могла бы быть оценена судом.
На момент подачи заявления на заключение договора аренды леса на новый срок общество не являлось участником приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Общество также полагает, что оспариваемое распоряжение подлежит признанию недействительным по причине его немотивированности, поскольку в нем не указаны случаи неоднократного нарушения обществом условий ранее заключенного договора аренды (пункт 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ), несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд (пункты 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ).
В силу части 3 статьи 74 ЛК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
В рассматриваемом случае из текста оспариваемого распоряжения Министерства следует, что в нем перечислены основания для отказа в заключении с обществом нового договора, а именно несоблюдение обществом пунктов 3, 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
При этом нормами действующего законодательства не предусмотрено указание в таком распоряжении конкретных случаев нарушения обществом ранее заключенного договора аренды и порядка внесения арендных платежей, а также возможность признания такого распоряжения недействительным только по причине неуказания таких случаев.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде Министерством представлены все необходимые документы об исполнении ранее заключенного договора аренды, которые позволили суду дать им соответствующую правовую оценку и сделать выводы относительности правомерности оспариваемого распоряжения.
Таким образом, Министерство правомерно отказало обществу в заключении нового договора аренды без проведения торгов в связи с несоблюдением пункта 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Какие-либо доказательства, опровергающие указанные выводы суда в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 апреля 2018 года по делу N А05-175/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ватамановская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.