г. Хабаровск |
|
21 июня 2018 г. |
А73-14088/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (ОГРН 1132700001917): Краснов В.Ю., представитель по доверенности от 10.05.2018 N 4,
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079): Струева Ю.А., представитель по доверенности от 17.05.2018 N 51,
от Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284): Лемехова А.Е., представитель по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/300,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 12.04.2018
по делу N А73-14088/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Дюковой С.И.,
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 7 675 734,84 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (далее - НО "Хабаровский краевой фонд капительного ремонта", истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, учреждение, ответчик), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации лице Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) долга по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 30.06.2017 в сумме 7 251 899,36 руб., пеней в сумме 423 835,48 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 12.04.2018 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы, ссылаясь на увеличение истцом суммы долга до 7 251 899,36 руб., указывает на не соблюдение претензионного порядка в части такого увеличения требований. Считает, что истцом не доказан факт принадлежности ответчику помещений, расположенных по адресам: ул. Ленина, 42, пом. I (1-4, 34-36), ул. Ленина, 44, пом. I (4-11, 23), ул. Дзержинского, 87, пом. I (15-21), пом. I (15-21, 26-28). Ссылается на судебную практику по делу N А73-11580/2015, N А78-12237/2014. Полагает, что является ненадлежащим ответчиком. Указывает, что судом первой инстанции необоснованно не снижен размер неустойки.
Минобороны России в апелляционной жалобе просит решение от 12.04.2018 отменить, принять судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на непринятие истцом мер по досудебному урегулированию спора. Считает, что истцом не доказан факт принадлежности ответчику помещений, расположенных по адресам: с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 13, 15, 18, 19; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 25/2, мкр. Таежный, 1-13. Указывает, что истцом не направлялись в адрес ответчиков счета для оплаты. Полагает Российскую Федерацию в лице Минобороны России ненадлежащим ответчиком. Указывает, что судом не применены положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
НО "Хабаровский краевой фонд капительного ремонта" в отзывах на апелляционные жалобы просит оставить решение от 12.04.2018 без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчиков настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб, представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзывах.
Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзывов, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления правительства Хабаровского края от 02.09.2013 N 260-пр учреждена Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае", осуществляющая свою деятельность на территории Хабаровского края.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии со статьей 180 ЖК РФ в обязанности регионального оператора входит в том числе: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких МКД, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. В случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт региональный фонд в судебном порядке вправе потребовать их принудительного взыскания в фонд капитального ремонта.
Как следует из перечня объектов жилищного фонда, находящегося в собственности или на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, а также выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ находятся помещения, расположенные по адресам:
- Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена 1, пом. I (3-10, 32); ул. Ленинградская 6 (кв. 10, 126-128, 187, 36, 6, 69, 87, 94); кв-л ДОС (Большой Аэродром) 18, пом. I (1-14); кв-л ДОС (Большой Аэродром) 35, пом. I,(34-39); кв-л ДОС (Большой Аэродром) 40, лит. А; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 51, пом. I (40-43); ул. Большая 87, пом. I (1-17), пом. I (3-11), пом. I (1-2); ул. Серышева 9, пом. I (1-10); ул. Гамарника 37, пом. I (1-22, 31-38, 40, 41), пом. I (23-30, 39), пом. I (12-23); ул. Гамарника 43, пом. 0 (9-20); ул. Гамарника 43 Б, пом. I (1-22); ул. Ленина 32, пом. I (3-4, 33-34); ул. Ленина 40 А, пом. 0 (1- 11), пом. I (1-17, 34), пом. I (18-32); ул. Ленина 42, пом. I (20-23, 27-29), пом. I (1-4, 34-36), пом. I (11-18), пом. I (21-31), пом. I (5-10, 37); ул. Ленина 44, пом. I (1-3), пом. I (4-11, 23); ул. Ленина 46, пом. I (9-14, 34); ул. Ленина 48, пом. I (9-22, 45-47); ул. Шеронова 67, пом. I (23-29), пом. I (30-34); ул. Карла Маркса 143 Г, пом. I (1-13, 15-33), 14; ул. Дзержинского 87, пом. I (15-21) и пом. I (15-21, 26-28); ул. Дзержинского 89, пом. I (12-17), пом. I (33-42), пом. I (7-9); ул. Запарина 127, пом. 0 (14-37), пом. 0 (1-13), пом. 0 (39-41); ул. Истомина 75, пом. I (12, 14-21), пом.0 (7, 20-32), пом. I (16-25), пом. I (1-15); ул. Истомина 88, пом. I (24-34), пом. I (23-33, 66-70), пом. I (51-65), пом. б/н; ул. Калинина 109, пом. 0 (2-4, 10-12); ул. Калинина 111, пом. I (1-11, 27, 28); ул. Калинина 115, пом. I (4-25); ул. Калинина 135, пом. 0 (9-12, 21-24); ул. Калинина 136, пом. I (3-5, 10-11), пом. I (5-26, 47), пом. I (1-2, 6-9, 12-15, 17- 22, 25); ул. Калинина 138, пом. I (1-10), пом. I (11-26); ул. Серышева 11, пом. -I (8-9), пом. I (1-8); ул. Серышева 14, пом. 0 (1-20, 30, 31), пом. I (1-5); ул. Серышева 23, пом. I (1-7), пом. I (10-12); ул. Серышева 3, пом. -I (53-55, 61- 63), пом. I (26-35, 54), пом. I (36-53), ул. Серышева 7, пом. I (18-31, 34-39), пом. I (1-3, 9-23, 25-39); ул. Фрунзе 128, пом. I (1-13); ул. Автобусная 10, пом. 0 (13-24); ул. Автобусная 2, пом. I (1. 26-34), пом. I (15-19); ул. Автобусная 8, пом. I (31-42); ул. Мате Залки 5, пом. I (16-26), кв. 62; ул. Калараша 22, пом. I (1-15); ул. Королева 7, пом. I (16-26), пом. I (1-15);
- Хабаровский край, Хабаровский район, с. Галкино, ул. Мира 23, кв. 3;
- Хабаровский край, Хабаровский район, с. Анастасьевка, ул. Интернациональная 13, кв. 1, 10-13, 15-17, 19, 2, 20-29, 3, 30-34, 36-38, 4, 40, 42-49, 5, 50-59, 6, 60-64, 66-69, 7, 70, 8-9; ул. Интернациональная 15, кв. 1, 10-19, 2, 20-27, 29, 3, 30, 32, 35-38, 4, 40-49, 5, 50, 51, 54,55, 59, 6, 60, 7,8; ул. Интернациональная 18, кв. 1, 11-19, 2, 20-26, 28,29, 3, 30, 34-39, 4, 40-45, 48, 5, 50-53, 55, 57-59, 6, 60, 7,8, пом. I (1-20); ул. Интернациональная 19, кв. 1, 10-12, 16-19, 2, 20-22, 24-29, 3, 31-33, 35-49, 5, 50-59, 6, 60-64, 7, 9, пом. I (1- 18), пом. I (12-16);
- Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда 25/2, кв. 1, 10, 100-109, 11, 110-119, 12, 120-129, 13, 130-139, 14, 140-149, 15, 151-159, 16, 160-169, 17, 170-179, 18, 180-189, 19, 190-199, 2, 20, 200, 202-209, 214
- Хабаровский край, г. Бикин, Восточный городок 20, пом. I (34-36), пом. I (47-62), пом. I (1-5, 7-9, 52-56, 61), пом. I (10-17), пом. I (18-31), пом. I (32- 51), пом. I (57-60), пом. I (6), пом. I (61-83).
Названный перечень объектов жилищного фонда представлен в адрес истца в целях начисления взносов на капитальный ремонт обособленным подразделением "Хабаровский" ООО "ГУЖФ" (юридическим лицом, созданным на основании решения Минобороны России с целью осуществления функций по управлению специализированным жилищным фондом со 100 процентной долей собственности Минобороны России).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частью 5 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 26.05.2014 N 2063 в отношении МКД по адресам: г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена 1; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 18; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 27; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 35; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 40; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 51; ул. Большая 87; ул. Серышева 9: ул. Гамарника 37; ул. Гамарника 43; ул. Гамарника 43Б; ул. Ленина 32; ул. Ленина 40А; ул. Ленина 42; ул. Ленина 44; ул. Ленина 46; ул. Ленина 48; ул. Павловича 26; ул. Шеронова 67; ул. Карла Маркса 143Г; ул. Дзержинского 87; ул. Дзержинского 89; ул. Запарина 127, ул. Истомина 75; ул. Истомина 88; ул. Калинина 109; ул. Калинина 111; ул. Калинина 115; ул. Калинина 135; ул. Калинина 136; ул. Калинина 138; ул. Серышева 11; ул. Серышева 14; ул. Серышева 23; ул. Серышева 3; ул. Серышева 7; ул. Фрунзе 128; ул. Автобусная 10; ул. Автобусная 2; ул. Автобусная 8; ул. Мате Залки 5; ул. Калараша 22; ул. Королева 7, помещения в которых находятся в оперативном управлении (собственности) ответчика, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации Галкинского сельского поселения от 29.09.2014 N 58 в отношении МКД по адресу: с. Галкино, ул. Мира, д. 23, помещения в котором находятся в оперативном управлении (собственности) ответчика, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Постановлением администрации Анастасьевского сельского поселения от 15.01.2016 N 4 в отношении МКД по адресам: с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, д. 13, д. 15, д. 18, д. 19, помещения в которых находятся в собственности (оперативном управлении) ответчика, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30.05.2014 N 1847-па в отношении МКД по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда 25/2, ул. Комсомольская 15, пр-кт Ленина 76/1, мкр. Таежный 1, мкр. Таежный 10, мкр. Таежный 11, мкр. Таежный 12, мкр. Таежный 13, мкр. Таежный 2, мкр. Таежный 3, мкр. Таежный 4, мкр. Таежный 5, мкр. Таежный 6, мкр. Таежный 7, мкр. Таежный 8, мкр. Таежный 9, помещения в которых находятся в оперативном управлении (собственности) ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации городского поселения "город Вяземский" от 12.11.2014 N 601, в отношении МКД по адресу: г. Вяземский, ул. Казачья 28, ул. Карла Маркса 56, помещения в котором находятся в собственности (оперативном управлении) ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации городского поселения "Город Бикин" от 06.06.2014 N 81, в отношении МКД по адресу: г. Бикин, Восточный городок, д. 20, помещения в котором находятся в собственности (оперативном управлении) ответчика, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена 1; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 18; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 27; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 35; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 40; кв-л ДОС (Большой Аэродром) 51; ул. Большая 87; ул. Серышева 9; ул. Гамарника 37; ул. Гамарника 43; ул. Гамарника 43Б; ул. Ленина 32; ул. Ленина 40А; ул. Ленина 42; ул. Ленина 44; ул. Ленина 46; ул. Ленина 48; ул. Павловича 26; ул. Карла Маркса 143Г; ул. Дзержинского 87; ул. Дзержинского 89; ул. Запарина 127, ул. Истомина 75; ул. Истомина 88; ул. Калинина 109; ул. Калинина 111; ул. Калинина 115: ул. Калинина 135; ул. Калинина 136; ул. Калинина 138; ул. Серышева 11; ул. Серышева 14; ул. Серышева 23; ул. Серышева 3; ул. Серышева 7; ул. Фрунзе 128; ул. Автобусная 10; ул. Автобусная 2; ул. Автобусная 8; ул. Мате Залки 5; с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, д. 13, д. 15, д. 18, д. 19; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская 15; г. Бикин, Восточный городок, д. 20, помещения в которых находятся в собственности (оперативном управлении) ответчика, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества постановлением правительства Хабаровского края от 26.05.2014 N 166-пр "О внесении изменений в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр" (постановление официально опубликовано 31.12.2013).
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Хабаровск, ул. Шеронова, д. N 67, ул. Калараша 22, ул. Королева 7, Хабаровский район, с. Галкино, ул. Мира 23, г Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда 25/2, пр-кт Ленина 76/1, мкр. Таежный 1, мкр Таежный 10, мкр. Таежный 11, мкр. Таежный 12, мкр. Таежный 13, мкр. Таежный 2, мкр. Таежный 3, мкр. Таежный 4, мкр. Таежный 5, мкр. Таежный 6, мкр. Таежный 7, мкр. Таежный 8, мкр. Таежный 9; г. Вяземский, ул. Карла Маркса 56, ул. Казачья 28, помещения, в которых находятся в собственности (оперативном управлении) ответчика, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества постановлением правительства Хабаровского края от 26.05.2014 N 166-пр (постановление официально опубликовано 02.06.2014).
Частью 1 статьи 171 ЖК РФ установлено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что взнос на капитальный ремонт входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а в соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ, обязателен для оплаты всеми собственниками помещений в МКД.
В соответствии со статьей 166 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который на основании части 1 статьи 170 ЖК РФ формируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в МКД.
Частью 1 статьи 169 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в МКД, в большем размере.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2014 год установлен постановлением правительства Хабаровского края от 20.12.2013 N 450-пр.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2015 год установлен постановлением правительства Хабаровского края от 20.09.2014 N 333-пр.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2016 год установлен постановлением правительства Хабаровского края от 10.07.2015 N 185-пр.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2017 год установлен постановлением правительства Хабаровского края от 26.05.2016 N 165-пр.
Как установлено судом, в период с 01.09.2014 по 30.06.2017 ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ не исполняло обязанность по внесению в Фонд взносов на капитальный ремонт общего имущества домов, в результате чего образовалась задолженность в сумме 7 251 899,36 руб.
НО "Хабаровский краевой фонд капительного ремонта" направило в адрес ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ претензии с требованием оплатить долг от 24.06.2016 N 03-16/6121, от 13.05.2016 N 03-16/4693.
Поскольку в досудебном порядке требования истца не удовлетворены, НО "Хабаровский краевой фонд капительного ремонта" обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Так, согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 216 ГК РФ вещным правом наряду с правом собственности является право оперативного управления имуществом (статья 296).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Кроме того, на основании пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.21996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Заявляя в апелляционных жалобах об отсутствии прав на соответствующие помещения, соответчики в нарушение статьи 65 АПК РФ не представили в суд первой инстанции какие-либо доказательства того, что помещения, расположенные по адресам: ул. Ленина, 42, пом. I (1-4, 34-36), ул. Ленина, 44, пом. I (4-11, 23), ул. Дзержинского, 87, пом. I (15-21), пом. I (15-21, 26-28), с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 13, 15, 18, 19; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 25/2, мкр. Таежный, 1-13, не находятся в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, не назвали собственника указанных помещений.
Между тем, совокупность доказательств, а именно письмо Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 11.08.2016 N 141/24497, перечень объектов жилищного фонда, находящегося в собственности или на праве оперативного управления, исходящий от ООО "ГУЖФ", приказ заместителя Министра обороны РФ от 26.10.2017 N 896, подтверждают, что спорные помещения находятся в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ.
Истцом в уточненном расчете иска приняты во внимание сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключены из расчета объекты недвижимости, по которым не установлено право собственности ответчика.
Доказательства отсутствия у ответчиков прав на вышеуказанные помещения последние в материалы дела не представили.
Дав оценку имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, перечню объектов жилищного фонда, суд первой инстанции установил, что ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ на праве оперативного управления владеет вышепоименованными помещениями, а региональным оператором, на счет которого собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт, является истец.
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также по участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество установлена и в части 1 статьи 158 ЖК РФ.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ и статьи 6 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 N 296 собственники помещений в многоквартирном доме должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете или на счете регионального оператора) в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной нормативно-правовым актом субъекта РФ региональной программы, в которую включен МКД.
В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
Руководствуясь указанными нормами материального права, суд первой инстанции правильно установил, что ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, как лицо, в чьем оперативном управлении находятся вышеперечисленные помещения в МКД, Минобороны России, как собственник названных помещений, обязаны в силу закона оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества.
В этой связи отклоняются апелляционным судом, как противоречащие установленным обстоятельствам и положениям статьи 296 ГК РФ, доводы апелляционных жалоб о том, что ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ и Минобороны России являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Проверив расчет задолженности в сумме 7 251 899,36 руб., осуществленный истцом с учетом доводов ответчиков и уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, суд первой инстанции признал его верным.
Доказательства погашения названной задолженности в добровольном порядке ответчиками в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу НО "Хабаровский краевой фонд капительного ремонта" задолженности в заявленной сумме. При этом в случае недостаточности у ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ денежных средств взыскание на основании статьи 120 ГК РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд постановил произвести с Минобороны России, так как участие последнего в настоящем споре обусловлено установленной законом обязанностью нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в том объеме, в котором несет учреждение.
Истцом в уточненном расчете иска приняты во внимание периоды начислений, учтен соответствующий размер взноса (тариф), в также сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключены из расчета объекты недвижимости, по которым не установлено право собственности ответчика.
Поскольку материалами дела подтверждается факт неоплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт, истцом обоснованно начислены пени, на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Расчет пеней осуществлен истцом за период с 10.11.2014 по 08.09.2017 в сумме 423 835,48 руб., данный расчет проверен судом первой инстанции, признан арифметически правильным.
Правильность расчета ответчиками в апелляционных жалобах не оспорена.
В заявители жалоб считают сумму неустойки завышенной и подлежащей снижению.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 ГК РФ).
Поскольку ответчиками в суде первой инстанции не заявлялось ходатайство о снижении неустойки, судом вопрос о применении статьи 333 ГК РФ не рассматривался.
Вместе с тем, доказательства явной несоразмерности неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, ответчиками не представлены в нарушение статьи 65 АПК РФ.
Указанная неустойка является минимально возможной, является соразмерной.
Оснований для снижения неустойки нет.
Само по себе несогласие ответчиков с оценкой, данной судом приобщенным в дело доказательствам, основанием для отмены решения не является, в силу статьи 270 АПК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчиков в пользу истца пени в сумме 423 835,48 руб.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции об обстоятельствах дела.
Ссылки ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ на судебную практику отклонены, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты не имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора (статья 69 АПК РФ).
Довод Минобороны России о не направлении в адрес ответчиков квитанций отклоняется апелляционным судом, как опровергаемый материалами дела (счета на оплату (т. 2 л.д. 9 - 126), досудебные претензии: от 24.06.2016 N 03-16/6121, от 13.05.2016 N 03-16/4693), кроме того само по себе указанное обстоятельство не освобождает ответчиков от установленной законом обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт имущества в МКД, размер которых определен нормативными актами, информация о них является открытой.
Доводы апелляционных жалоб относительно несоблюдения истцом претензионного порядка, о чем свидетельствует то, что в претензии указана одна сумма задолженности, а в иске истец назвал другую, отклоняются апелляционным судом. Установлено, что истец направлял в адрес ответчика претензии. Последующее изменение исковых требований осуществлялось истцом в порядке статьи 49 АПК РФ в судебных заседаниях суда первой инстанции, на которых присутствовали представители ответчиков, в этой связи судом откладывалось судебное разбирательство. Кроме того как видно из материалов дела, ответчики добровольно не намерены урегулировать спор с истцом, в связи с чем оставление иска без рассмотрения на стадии апелляционного производства не приведет к реализации установленного статьей 4 АПК РФ механизма досудебного порядка, а именно к прекращению спора без участия арбитражного суда.
На основании вышеизложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому жалобы удовлетворению не подлежат.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб заявители освобождены на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.04.2018 по делу N А73-14088/2017 оставить без изменений, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14088/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 сентября 2018 г. N Ф03-3614/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
Ответчик: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Третье лицо: Министерство обороны РФ