г. Вологда |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А05-11829/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" Копылова А.С. по доверенности от 25.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 марта 2018 года по делу N А05-11829/2017 (судья Шашков А.Х.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" (ОГРН 1112901007240, ИНН 2901216834; место нахождения: 163020, Архангельская область, город Архангельск, проспект Никольский, дом 75, корпус 1; далее - ООО "Поморский лесной технопарк", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, Архангельска область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 28.04.2017 N 645р "Об исключении инвестиционного проекта "Организация глубокой переработки древесины, изготовления биотоплива, строительства котельных, работающих на древесном сырье" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - министерство промышленности и торговли), прокуратура Архангельской области (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 марта 2018 года в удовлетворении требований отказано.
ООО "Поморский лесной технопарк" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела вышел за пределы заявленных требований и не учел письменное уточнение (том 4, листы 124 - 127), представленное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценки доказательствам и доводам заявителя.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
От ответчика, министерства промышленности и торговли и прокуратуры отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Министерство и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением министерства от 24.06.2014 N 475р утверждена заявка общества на реализацию инвестиционного проекта "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье" как соответствующая требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - Положение N 419).
Приказом Министерства промышленности и торговли России от 18.08.2014 N 1612 инвестиционный проект общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с концепцией инвестиционного проекта общество приняло обязательства по созданию и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, производству готовой продукции и созданию новых рабочих мест, в частности, по организации производства пиломатериалов, оцилиндрованного бревна, производства срубов домов, полноформатного шпона, погонажных изделий, профилированного бруса, строганных пиломатериалов, деревянных дверных блоков, созданию 308 новых рабочих мест.
Для реализации обязательств инвестпроекта общество указало на необходимость получения в долгосрочную аренду лесных участков общей площадью 248 877,4 га в Каргопольском, Коношском, Красноборском, Обозерском, Плесецком, Приозерном, Шенкурском лесничествах на территории Архангельской области с ежегодным разрешенным объемом изъятия древесины равным 271,1 тыс. куб.м.
В связи с включением инвестиционного проекта общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов и в целях его реализации между министерством и обществом в 2014-2016 годах заключены следующие договоры о предоставлении обществу в аренду лесных участков:
- в 2014 году: от 29.09.2014 N 1731, от 29.09.2014 N 1732, от 30.10.2014 N 1733, от 30.10.2014 N 1734, от 10.11.2014 N 1735, от 08.12.2014 N 1736, от 26.12.2014 N 1737,
- в 2015 году: от 18.09.2015 N 1902, от 28.12.2015 N 1911,
- в 2016 году: от 20.05.2016 N 1954, от 30.09.2016 N 2004, от 22.11.2016 N 2008, от 16.12.2016 N 2043, от 19.12.2016 N 2044, от 23.12.2016 N 2050, от 26.12.2016 N 2049.
По условиям вышеуказанных договоров обществу в аренду предоставлены лесные участки общей площадью 442 747,6 га с правом ежегодной заготовки древесины в объеме 277,3 тыс. куб. м.
В порядке контроля за выполнением обязательств инвестиционных проекта, для реализации которого обществу в аренду предоставлены лесные участки, комиссией министерства в период с 28.09.2016 по 28.11.2016 проведена проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 08.12.2016.
На основании результатов вышеуказанной проверки министерство выдало обществу предписание от 08.12.2016 о необходимости устранения нарушений, в частности, указало, что согласно обязательствам инвестиционного проекта в период с 3-го квартала 2014 по 1-й квартал 2015 года предусмотрено вложение инвестиций в создание производства лущеного шпона путем приобретения оборудования: линии лущения, рубки и укладки листов шпона на базе лущильного станка ЛУ-10-М (3-й квартал 2014 года), линии раскряжевки (4-й квартал 2014 года), сушилки роликовой секционной с загрузочным механизмом и механизмом выгрузки (1-й квартал 2015 года), однако на момент проверки указанное оборудование не приобретено, производство не организовано.
Министерство потребовало в срок до 31.12.2016 устранить допущенное нарушение, приобрести оборудование и создать производства лущеного шпона, представить в срок до 09.01.2017 документы об исполнении.
По условиям инвестиционного проекта затраты на приобретение оборудования и организацию производства лущеного шпона должны были составить 50 645 000 руб.
Общество оспаривало правомерность выданного предписания от 08.12.2016, ссылаясь на преждевременность его вынесения, поскольку срок реализации инвестиционного проекта заканчивается не ранее 31.12.2016.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 февраля 2017 года по делу N А05-13866/2016 обществу отказано в удовлетворении требований о признании предписания от 08.12.2016 недействительным.
Министерство вынесло решение от 13.02.2017 о продлении до 01.09.2017 срока устранения нарушений, указанных в предписании от 08.12.2016.
Вступившим 18.09.2017 в законную силу решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 05 мая 2017 года по делу N 2а-1585/2017 действия министерства по продлению срока исполнения предписания от 08.12.2017 признаны незаконными, указанным решением суда министерство обязано направить в Министерство промышленности и торговли России заявление об исключении проекта общества из перечня инвестиционных проектов.
Министерство 22.12.2016 выдало обществу предписание N 2 о необходимости устранения нарушений, в котором указало, что в соответствии с концепцией инвестиционного проекта общество обязалось вложить инвестиции путем приобретения в 2014 и 2015 годах оборудования (станков определенной марки и модели) и транспортных средств (сортиментовозов КАМАЗ с гидроманипулятором и прицепом).
Предусмотренные обязательства обществом не исполнены. Министерство потребовало в срок до 20.04.2017 приобрести оборудование и транспортные средства, представить подтверждающие приобретение документы.
Министерство приняло распоряжение от 28.04.2017 N 645р об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов по мотиву неисполнения обществом его обязательств и предписания от 22.12.2016 N 2.
Распоряжение от 28.04.2017 N 645р содержит решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявление об исключении инвестиционного проекта "Организация глубокой переработки древесины, изготовления биотоплива, строительства котельных, работающих на древесном сырье" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Обществом предъявлено в Арбитражный суд Архангельской области требование о признании незаконными действий министерства по изданию распоряжения от 28.04.2017 N 645р, рассмотрение которого в рамках дела N А05-15151/2017 приостановлено.
Министерство 31.05.2017 обратилось в Министерство промышленности и торговли России с заявлением N 204-02/4412 об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов, приложив к заявлению распоряжение от 28.04.2017 N 645р и акт проверки.
Министерство промышленности и торговли России издало приказ от 20.07.2017 N 2369 об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
В настоящее время общество оспаривает в Арбитражном суде Москвы законность вынесения приказа Министерства промышленности и торговли от 20.07.2017 N 2369. Производство по заявлению общества в рамках дела N А40-172988/2017 приостановлено.
Министерство 02.08.2017 направило обществу письма с предложением расторгнуть договоры аренды в добровольном порядке, ссылаясь на, что обществом нарушен график реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и не выполняются обязательства по созданию и модернизации объектов лесоперерабатывающией инфраструктуры, что в силу условий договоров аренды является основанием для их досрочного расторжения.
Общество не согласилось с предложением министерства, в связи с этим последнее обратилось в арбитражный суд с требованиями о расторжении договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 февраля 2018 года по делу N А05-12276/2017 заключенные между министерством и обществом с договоры аренды лесных участков расторгнуты.
В рамках настоящего дела общество предъявило в Арбитражный суд Архангельской области требование о признании распоряжения министерства от 28.04.2017 N 645р недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции при рассмотрении дела вышел за пределы заявленных требований и не учел письменное уточнение, представленное в порядке статьи 49 АПК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку как следует из материалов дела, предъявленное обществом уточнение заявленных требований от 19.12.2017 (том 4, листы 124 - 127) содержит лишь доводы, приводимые заявителем в обоснование совей правовой позиции. При этом предмет спора, указанный в просительной части данного заявления, остался неизменным - признать недействительным распоряжение министерства от 28.04.2017 N 645р.
В решении суда приведены мотивы, по которым суд отказал в удовлетворении именно этих требований общества, следовательно за пределы заявленных требований суд первой инстанции не вышел.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определено следующее:
- инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
- приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419).
Согласно названному Положению органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении проектов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют контроль за ходом реализации инвестиционного проекта. Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ) (пункты 5, 6, 18 Положения).
На основании пункта 19 Положения N 419 в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В случае непредставления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации копии указанного предписания Министерство промышленности и торговли Российской Федерации вправе направить инвестору собственное предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Копия этого предписания направляется в заинтересованный орган субъекта Российской Федерации. Отчет о выполнении данного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации предписания инвестор направляет в заинтересованный орган.
В случае если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения такой информации. В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
Таким образом, исходя из специфики инвестиционной деятельности в области освоения лесов, нарушение инвестором условий реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных, и невыполнение им предписания заинтересованного органа об устранении выявленных нарушений императивно порождают обязанность заинтересованного органа обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с соответствующим заявлением с целью исключении инвестиционного проекта из перечня.
Кроме того, согласно подпункту "д" пункта 11 Положения N 419, договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, должен содержать следующие основания для досрочного расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя:
- нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;
- невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;
- нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
- отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
Во исполнение пункта 19 Положения министерством обществу выданы предписания от 08.12.2016 и от 22.12.2016 о необходимости устранения нарушений при реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов - "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье" в срок до 09.01.2017 и до 20.04.2017 соответственно.
В связи с тем что первое предписание было выполнено частично, а второе предписание в установленный срок не выполнено, министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области было издано распоряжение от 28.04.2017 N 645р.
Довод заявителя о том, что действие первого предписания было продлено до 01.09.2017 судом оценен и правомерно отклонен, поскольку Положением N 419 не предусмотрена возможность продления срока на устранение нарушений при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, указываемого в предписании.
В связи с этим письмом от 27.03.2017 N 19239/13, направленным в адрес министерства, Минпромторг России сообщило о необходимости представления заявления об исключении инвестиционного проекта Общества "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Кроме того, Ломоносовским районным судом г. Архангельска рассмотрено дело N 2а-1585/2017 по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к министерству о признании незаконными действий по продлению срока исполнения предписания и о бездействии Министерства, выразившегося в ненаправлении заявления об исключении инвестиционного проекта ООО "Поморский лесной технопарк" "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 05 мая 2017 года по делу N 2а-15 85/2017 заявленные Архангельским межрайонным природоохранным прокурором требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 сентября 2017 года решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 05 мая 2017 года по делу N 2а-1585/2017 оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение министерства от 28.04.2017 N 645р, которое, по своей сути, лишь содержит решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта "Организация глубокой переработки древесины, изготовления биотоплива, строительства котельных, работающих на древесном сырье" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, издано в соответствии с компетенцией данного органа, является законным и обоснованным.
Ссылка подателя жалобы на то, что он в полной мере исполнил требований и первого, и второго предписаний, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в предписании от 22.12.2016 N 2 содержится требование министерства вложить обществу инвестиции путем приобретения в 2014 и 2015 годах оборудования (станков определенной марки и модели) и транспортных средств (сортиментовозов КАМАЗ с гидроманипулятором и прицепом) в соответствии с концепцией инвестиционного проекта.
Вместе с тем предъявленные заявителем документы свидетельствуют не о приобретении обществом в собственность перечисленных в предписании N 2 оборудования и транспортных средств, а о заключении договоров финансовой аренды (лизинга) таких транспортных средств.
Следовательно, на момент проведения проверки общество фактически не производило вложения инвестиций в соответствующее оборудование и транспортные средства, тогда как договоры финансовой аренды могут быть в будущем расторгнуты с заявителем по тем или иным причинам.
При этом в материалах дела усматривается наличие у общества достаточного количества времени для соблюдении условий концепции инвестиционного проекта.
На основании изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие общества с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и предоставленной ранее заявителю отсрочкой уплаты государственной пошлины последняя подлежит взысканию с общества в федеральный бюджет в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 марта 2018 года по делу N А05-11829/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" (ОГРН 1112901007240, ИНН 2901216834; место нахождения: 163020, Архангельская область, город Архангельск, проспект Никольский, дом 75, корпус 1) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.