город Омск |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А46-24431/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4229/2018) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 01.03.2018 по делу N А46-24431/2017 (судья Захарцева С.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142)
о признании незаконным решения, оформленного письмом N 08/9831 от 15.09.2017,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Шатов Дмитрий Анатольевич (паспорт, по доверенности N 419 от 29.12.2017 сроком действия по 31.12.2018);
установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "ОмскВодоканал") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 15.09.2017 N 08/9831 об отказе в выдаче ОАО "ОмскВодоканал" разрешения на строительство объекта: "Внеплощадочные сети водопровода и канализации к административному зданию, расположенному по ул. Фрунзе, 71" и обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенное нарушение прав ОАО "ОмскВодоканал" путем выдачи разрешения на строительство объекта: "Внеплощадочные сети водопровода и канализации к административному зданию, расположенному по ул. Фрунзе, 71".
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.03.2018 по делу N А46-24431/2017 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что линейный объект, который ОАО "ОмскВодоканал" планирует построить, обладает признаками, указанными в подпунктах "г" и "д" пункта 1 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269, в связи с чем для получения разрешения на строительство данного объекта не требуется изготовления документации по планировке территории.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемый отказ принят Департаментом в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, поскольку заявителем не были представлены необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо считает, что постановление Правительства Российской Федерации о 07.03.2017 N 269 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории" противоречит положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежит применению как подзаконный правовой акт, не соответствующий нормам федерального закона, обладающего большей юридической силой.
Также в апелляционной жалобе указано на необходимость предоставления реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ОАО "ОмскВодоканал" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскВодоканал" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОмскВодоканал" 07.09.2017 обратилось в Департамент с заявлением от 07.09.2017 N И.09.ОмВК.ДКС.ОПР-07092017-0037 о выдаче разрешения на строительство объекта: "Внеплощадочные сети водопровода и канализации к административному зданию, расположенному по ул. Фрунзе, 72", расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: 55:36:040116:2076, 55:36:040102:2108, 55:36:040116:58, 55:36:000000:450.
Департамент письмом от 15.09.2017 N 08/9831 отказал ОАО "ОмскВодоканал" в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что:
- градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:040116:58 утвержден распоряжением Департамента архитектуры от 07.08.2012 N 1202-р, в связи с чем такой градостроительный план земельного участка не отвечает требованиям пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:000000:450 и 55:36:040102:2108 Департаментом не подготавливались и не утверждались;
- на данную территорию отсутствует утвержденный проект межевания территории.
Не согласившись с данным отказом, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
01.03.2018 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Департаментом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован, в том числе, порядок выдачи разрешения на реконструкцию.
Так, в силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления.
Также в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства. Перечень имеет закрытый характер.
Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции.
Как следует из буквального содержания оспариваемого отказа, Департамент, руководствуясь вышеизложенными положениями, пришел к выводу о невозможности выдачи обществу разрешения на строительство ввиду того, что:
- градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:040116:58 утвержден распоряжением Департамента архитектуры от 07.08.2012 N 1202-р, в связи с чем, такой градостроительный план земельного участка не отвечает требованиям пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:000000:450 и 55:36:040102:2108 Департаментом не подготавливались и не утверждались;
- на данную территорию отсутствует утвержденный проект межевания территории.
Согласно обжалуемому решению суд первой инстанции, оценивая означенный отказ заинтересованного лица, заключил о его незаконности, в том числе ввиду того, что линейный объект, который ОАО "ОмскВодоканал" планирует построить, обладает признаками, указанными в подпунктах "г" и "д" пункта 1 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269, в связи с чем для получения разрешения на строительство данного объекта не требуется изготовления документации по планировке территории.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает данный вывод суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен прилагаться, в том числе градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Таким образом, из содержания пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что если планируется строительство линейного объекта, предоставление градостроительного плана земельного участка не требуется, а по общему правилу необходимо предоставить реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Отношения по планировке территории урегулированы нормами главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
В силу части 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
В части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной.
При этом согласно пункту 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при планировании строительства, реконструкция линейного объекта по общему правилу необходима подготовка документации по планировке территории. Исключением из общего правила является: размещение линейного объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов. Кроме того, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (далее - Перечень).
Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 1 Перечня не требуется подготовка документации по планировке территории при строительстве, реконструкции линейных объектов, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к существующим электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), при условии, что такое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства не требует строительства и (или) реконструкции существующих электрических сетей, сетей инженерно-технического обеспечения и что такими линейными объектами являются, в частности, водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм и линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм.
Проанализировав данные нормы с учетом их системного толкования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что если планируется строительство линейных объектов: водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм, линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм, и если такие линейные объекты обеспечивают подключение объектов капитального строительства к существующим сетям водоснабжения и водоотведения, то подготовка документации по планировке территории (т.е. проекта планировки территории и проекта межевания территории) не требуется; застройщик в целях получения разрешения на строительства линейного объекта в указанном случае не обязан предоставлять в уполномоченный орган реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что во всех случаях строительства линейного объекта требуется подготовка документации по планировке территории, без которой невозможно получить разрешение на строительство линейного объекта, отклоняются судом суд апелляционной инстанции, поскольку предложенное Департаментом толкование нивелирует смысл перечисленных в пункте 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключений из общего правила об обязательности подготовки документации по планировке территории, а также постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269, принятого в соответствии с данной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции также отклоняет ссылку Департамента о противоречии положений подзаконного акта - Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269, нормам действующего законодательства - Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку, вопреки позиции заинтересованного лица, данный Перечень утвержден в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации, на что прямо указано в преамбуле вышеозначенного постановления.
В спорном случае ОАО "ОмскВодоканал" требуется осуществить строительство линейного объекта: "Внеплощадочные сети водопровода и канализации к административному зданию, расположенному по ул. Фрунзе, 72", строительство которого осуществляется для исполнения обязательств ОАО "ОмскВодоканал" по подключению к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства заказчика (Геринга Г.Г.), с которым ОАО "ОмскВодоканал" заключило договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения N П-20645/К от 25.11.2013 и договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения N П-20645/В.
Согласно проектной документации (страница 9 "Сведения о линейном объекте" раздела 1 "Пояснительная записка") диаметр проектируемого водопровода составляет 160 мм, диаметр проектируемой канализации - 160 мм.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, линейный объект, который ОАО "ОмскВодоканал" планирует построить, обладает признаками, указанными в подпунктах "г" и "д" пункта 1 Перечня, в связи с чем для получения разрешения на строительство данного объекта не требуется изготовления документации по планировке территории.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял законное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованного лица в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.03.2018 по делу N А46-24431/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.