город Омск |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А46-25289/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4695/2018) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Исилькульском районе Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2018 по делу N А46-25289/2017 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению предпринимателя Тевс Ивана Яковлевича (ИНН 551401273683 ОГРН 304551428800029) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Исилькульском районе Омской области (ИНН 5514006151 ОГРН 10255015772001577200) о признании недействительным решения от 02.11.2017 N 065S19170007343,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
индивидуальный предприниматель Тевс Иван Яковлевич (далее - ИП Тевс И.Я., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Исилькульском районе Омской области (далее - ГУ-УПФ в Исилькульском районе Омской области, учреждение, пенсионный орган) о признании недействительным решения от 02.11.2017 N 065S19170007343 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2018 по делу N А46-25289/2017 заявление предпринимателя удовлетворено. Решение ГУ-УПФ в Исилькульском районе Омской области от 02.11.2017 N 065S19170007343 признано недействительным. С учреждения в пользу предпринимателя взыскано 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против вынесенного судебного акта, учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, допущенное заявителем. Вопреки ошибочным, по мнению апеллянта, выводам суда первой инстанции, представленные с нарушением требований закона ИП Тевсом И.Я. сведения являлись не корректирующими, а первоначальными.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ГУ-УПФ в Исилькульском районе Омской области проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ИП Тевса И.Я., по итогам которой принято решение от 02.11.2017 N 065S1917000734 о привлечении заявителя к ответственности в соответствии с положениями части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) с назначением наказания в виде штрафа в сумме 13 000 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ ИП Тевс И.Я. является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Заявителю в качестве нарушения пенсионным органом вменено непредставление в определенные Федеральным законом N 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов настоящего дела усматривается, что 15.06.2017 ИП Тевс И.Я. направил сведения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за май 2017 года в отношении 27 работников. В связи с указанным предпринимателем получены квитанция и положительный протокол от 15.06.2017.
Позднее предпринимателем обнаружено, что застрахованное лицо Назаров Ю.Н. уволен 24.04.2017, то есть сведения в отчетном периоде не должны были подаваться в отношении данного лица. 04.07.2017 ошибка выявлена ИП Тевсом И.Я. самостоятельно, ввиду чего им принято решение подать отменяющую форму отчета СЗВ-М за май 2017 на застрахованное лицо Назарова Ю.Н. Между тем, в процессе загрузки отчета СЗВ-М формы ОТМ 04.07.2017 в связи с компьютерным сбоем произошла отправка с отменой всех указанных в сведениях работающих лиц.
05.07.2017, обнаружив данную ошибку, ИП Тевс И.Я. повторно отправил отчет СЗВ-М формы ОТМ на уволенное застрахованное лицо (Назарова Ю.Н.), а также отчет СЗВ-М формы ДОП, в котором были указаны сведения о работающих у предпринимателя застрахованных лицах.
Из оспариваемого решения от 02.11.2017 N 065S19170007343 следует, что ИП Тевс И.Я. привлечен к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений.
Между тем, как указано выше, ИП Тевс И.Я. скорректировал первоначально поданные им сведения, и неполнота (недостоверность) представленных сведений не подтверждается материалами дела, в связи с чем оснований для вывода о нарушении ИП Тевсом И.Я. законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не имеется.
Кроме того, апелляционный суд не поддерживает вывод пенсионного органа о том, что ИП Тевсом И.Я. нарушены сроки представления указанных сведений.
Из материалов дела усматривается, что за май 2017 года ИП Тевс И.Я. своевременно исполнил обязанность по представлению сведений, предусмотренную статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ, представив сведения в отношении застрахованных лиц по установленной форме СЗВ-М 15.06.2017. Представленные сведения получены пенсионным органом, и претензий по данному поводу учреждением выражено не было.
При этом до вынесения оспариваемого решения предпринимателем представлялись корректировки в первоначально поданные сведения.
С учетом изложенных обстоятельств вывод ГУ-УПФ в Исилькульском районе Омской области о непредставлении заявителем сведений справедливо признан судом первой инстанции необоснованным, и само по себе представление корректирующих сведений не может быть квалифицировано как представление сведений с нарушением требований Федерального закона N 27-ФЗ и умышленно допущенное заявителем действие.
Кроме того, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователям предоставлено право на дополнение и уточнение соответствующей отчетности.
Иных обстоятельств, которые свидетельствовали о неполноте или недостоверности представленных своевременно сведений пенсионным органом в оспариваемом решении не изложено.
Подлежащая применению к спорным отношениям часть 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а также Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, освобождают страхователя от финансовых санкций в случае представления ими уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений. Между тем, ошибка не была выявлена пенсионным органом, и каких-либо уведомлений о выявленных нарушениях в адрес ИП Тевса И.Я. не направлялось.
Ввиду того, что заявитель, как указано выше, самостоятельно выявил и устранил ошибку с учетом норм действующего законодательства, что способствует реализации пенсионным органом функций по надлежащему и достоверному индивидуальному (персонифицированному) учету, оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не имеется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Учитывая обстоятельства спора, юридически значимые действия страхователя и проверив обоснованность оспариваемого решения пенсионного органа, суд апелляционной инстанции признает решение от 02.11.2017 N 065S19170007343 не соответствующим требованиям Федерального закона N 27-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях предпринимателя признаков правонарушения отклоняются за необоснованностью.
Рассмотрев и удовлетворив заявление предпринимателя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по делу.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ-УПФ в Исилькульском районе Омской области от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы не подлежат распределению. Возврату из федерального бюджета пенсионному органу подлежат 3 000 руб., уплаченные апеллянтом при обращении с настоящей жалобой по платежному поручению от 21.03.2018 N 797052.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Исилькульском районе Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2018 по делу N А46-25289/2017 - без изменения.
Возвратить Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Исилькульском районе Омской области из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 797052 от 21.03.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.