г. Пермь |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А50-27067/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Жуковой Т.М., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от истца: Щукин К.А. (паспорт, директор); Мирошин О.В. (паспорт, доверенность от 01.06.2017);
от ответчика: Черепанова М.С. (паспорт, доверенность от 26.02.2018); Тищенко И.М. (паспорт, доверенность от 12.04.2018);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца, общества с ограниченной ответственностью "Урал-лес", ответчика, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 марта 2018 года,
принятое судьей Е.М. Мухитовой
по делу N А50-27067/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Урал-лес" (ОГРН 1115902001764, ИНН 5902177252)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о внесении изменений в условия договора аренды,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Урал-Лес" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - ответчик, министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 29.06.2011 г. N 610. Истец просил изложить пункт 2 договора в следующей редакции: "Лесной участок площадью 5023,0120 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет: категорию земель: земли лесного фонда; номер учетной записи 1609-2011-06 в государственном лесном реестре Пермского края; кадастровый номер: нет; местоположение: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, Кунгурское лесничество, Пермско-Сергинское участковое лесничество (Пермско-Сергинское), кварталы (выделы) NN 83 (1-11), 84 (1, ч.2, 3, 4), 85 (1-4, 6-26, 28-49), 86 (1-22), 87 (1-6, 8-37), 88 (1-52), 89 (1-47), 120 (2-16), 121 (1-11), 123 (1-8), Кунгурское сельское участковое лесничество (КП "Совет") кварталы (выделы) NN 8 (1-32), 9 (1-7, ч.8, 9-35), 16 (1-8, ч.9, 10-12, ч.13, 14-37), 25 (1-29), Кунгурское сельское участковое лесничество (ЗАО "Колос") кварталы (выделы) NN 4 (1-36), 5 (1-36, ч.37, 38-45), 6 (1-24, ч.25, 26-52), 12 (1-7, ч.8, 9, ч.Ю, ч. 11, 12-16), 20 (1-16, ч.17, 18-22, ч.23, 24-29), 25 (1-66), 26 (1-3, ч.4, 5-9, ч.Ю, 11-22, 25-28, 30-57), Кунгурское сельское участковое лесничество (ТОО "Гагаринское") кварталы (выделы) NN 9 (1-36), 11 (ч.1, 2, ч.З, 4-21, ч.22, 23-32), 20 (1-55, 57-63), 21 (1, ч.2, 3-24, ч.25, 26-31, 33-41), 26 (1-38, ч.39, 40-50, 53, 54, ч.55, 56-60), 27 (1-50)". Изложить пункт 4 договора в следующей редакции: "Арендатору передается лесной участок: 4.1 для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов, установленным в соответствии с материалами таксации и положительного заключения государственной экспертизы: всего - 2,3 тыс. куб. м., в том числе 1,2 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству". Изложить пункт 7 договора в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору исчисляется исходя из среднегодового объема использования лесов, установленного на основании таксации и положительного заключения государственной экспертизы. Изложить пункт 7.1. договора в следующей редакции: "арендная плата в 2015 году составляет 535 607 рублей". Дополнить договор подпунктом 7.2 в следующей в редакции: "Арендная плата в 2016 году составляет 559 063 рублей". Дополнить договор подпунктом 7.3 в следующей редакции: "Арендная плата в 2017 году составляет 590 339 рублей". Дополнить договор подпунктом 7.4 в следующей редакции: "Арендная плата в 2018 году составляет 848 367 рублей". Дополнить договор подпунктом 7.5. в следующей редакции: "Арендная, плата на последующие годы (с 2019 по 2045 год) исчисляется ежегодно Арендодателем, исходя из годового объема использования лесов в соответствии с материалами таксации и положительного заключения государственной экспертизы. Указать, что изменения в договор аренды вступают в силу с 01 января 2015 года за исключением подпункта 7.5 договора, подпункт 7.5 вступает в силу с 1 января 2019 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 22.03.2018 (резолютивная часть от 20.03.2018) исковые требования удовлетворены частично. Судом внесены следующие изменения в договор аренды лесного участка от 29.06.2011 N 610:
1. изложить пункт 2 договора в следующей редакции: "Лесной участок площадью 5023,0120 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет: категорию земель: земли лесного фонда; номер учетной записи 1609-2011-06 в государственном лесном реестре Пермского края; кадастровый номер: нет; местоположение: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, Кунгурское лесничество, Пермско-Сергинское участковое лесничество (Пермско-Сергинское), кварталы (выделы) N N 83 (1-11), 84 (1, ч.2, 3, 4), 85 (1-4, 6-26, 28-49), 86 (1-22), 87 (1-6, 8-37), 88 (1-52), 89 (1-47), 120 (2-16), 121 (1-11), 123 (1-8), Кунгурское сельское участковое лесничество (КП "Совет") кварталы (выделы) NN 8 (1-32), 9 (1-7, ч.8, 9-35), 16 (1-8, ч. 9, 10-12, ч.13, 14-37), 25 (1-29), Кунгурское сельское участковое лесничество (ЗАО "Колос") кварталы (выделы) NN 4 (1-36), 5 (1-36, ч.37, 38-45), 6 (1-24, ч.25, 26-52), 12 (1-7, ч.8, 9, ч.10, ч. 11, 1.2-16), 20 (1-16, ч..17, 18-22, ч.23, 24-29), 25 (1-66), 26 (1-3, ч.4, 5-9, ч.10, 11-22, 25-28, 30-57), Кунгурское сельское участковое лесничество (ТОО "Гагаринское") кварталы (выделы) NN 9 (1-36), 11 (ч.1, 2, ч.3, 4-21, ч.22, 23-32), 20 (1-55, 57-63), 21 (1, ч.2, 3-24, ч.25,.26-31, 33-41), 26 (1-38, ч.39, 40-50, 53, 54, 4.55, 56-60), 27 (1-50).".
2. изложить пункт 4 договора в следующей редакции: "Арендатору передается лесной участок: 4.1 для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов, установленным в соответствии с материалами таксации и положительного заключения государственной экспертизы: всего - 2,3 тыс. куб. м., в том числе 1,2 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству.";
3. изложить пункт 7 договора в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору исчисляется исходя из среднегодового объема использования лесов, установленного на основании таксации и положительного заключения государственной экспертизы;
4. изложить пункт 7.1. договора в следующей редакции: "Арендная плата в 2015 году составляет 1498182 рублей";
5. дополнить договор подпунктом 7.2. в следующей в редакции: "Арендная плата в 2016 году составляет 1563796 рублей";
6. дополнить договор подпунктом 7.3. в следующей редакции: "Арендная плата в 2017 году составляет 1651278 рублей";
7. дополнить договор подпунктом 7.4. в следующей редакции: "Арендная плата в 2018 году составляет 2512675 рублей";
8. дополнить договор подпунктом 7.5. в следующей редакции: "Арендная, плата на последующие годы (с 2019 по 2045 год) исчисляется ежегодно Арендодателем, исходя из среднегодового объема использования лесов в соответствии с материалами таксации и положительного заключения государственной экспертизы;
9. изменения в договор аренды вступают в силу с 01 января 2015 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Решение суда от 22.03.2018 обжаловано истцом и ответчиком в апелляционном порядке.
Истец обжалует решение суда в части установленного размера арендной платы. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что арендные платежи на ежегодно допустимый объем заготовки по выборочным рубкам в спелых и перестойных насаждения 2 000 куб.м должны рассчитываться как произведение ставки платы по Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 на ежегодный объем заготовки 2 000 куб.м с учетом установочных коэффициентов, в том числе коэффициента 0,5 при проведении выборочных рубок. Истец указывает, что выборочные рубки в спелых и перестойных насаждениях к торгам на аукционе не планировались и не были предметом аукциона. По результатам аукциона определялась нерегулируемая ставка арендных платежей по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях. Арендная плата по выборочным рубкам должна определяться по правилам о регулируемой арендной плате. Истец просит решение суда изменить, также изложить п. 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 договора в редакции истца.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы истца возражает. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что на основании произведенной истцом таксации на лесном участке, переданном в аренду, меняются количественные и качественные характеристики участка, а также способ рубки. Вместо сплошных рубок в спелых и перестойных насаждениях назначаются выборочные рубки (равномерно-постепенные). Способ рубки лесных насаждений не является количественной или качественной характеристикой лесного участка и не должен влиять на размер арендной платы с учетом применения коэффициента 0,5. Размер арендной платы должен составлять 3 796 795 руб. в год.
В свою очередь ответчик обжалует решение суда в части установленного размера арендной платы, а также внесения изменений с 2015 года. Ответчик считает, что постепенные рубки в эксплуатационных лесах были учтены при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды. В связи с чем, п. 7 договора должен быть изложен в редакции, предложенной ответчиком. Кроме того, ответчик считает необоснованным распространение измененных условий договора на более ранний период в отсутствие согласия арендодателя.
Истец против доводов апелляционной жалобы ответчика возражает. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что согласно аукционной документации выборочные рубки в спелых и перестойных насаждениях не были предметом аукциона. При расчете арендной платы по выборочным рубкам ответчик не применил коэффициент 0,5, что нарушает требования Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.06.2011 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 610 согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со ст. 29, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона от 15.06.2011 N 3 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в п. 2 договора.
Схема расположения и границы лесного участка, а также его характеристика приводятся в приложениях к договору.
Срок аренды установлен с 29.06.2011 по 28.06.2045 (п. 21 договора).
Согласно п. 7.1 договора размер арендной платы по договору составляет 3 514 657 руб. 05 коп. в год.
Размер арендной паты может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам проекта освоения лесов (п. 7.2 договора).
На основании постановления Правительства Пермского края от 3 сентября 2012 г. N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края" Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В 2012 году арендатором проведена таксация лесов, утвержденные приказом министерства от 25.07.2013 N СЭД-30-01-02-1003.
По результатам проведенной таксации подготовлен Проект освоения лесов, получивший положительное заключение, утвержденное приказом министерства от 13.09.2013 N СЭД-30-01-02-1291.
Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) на арендуемом лесном участке по ликвидному объёму составляет: при рубке спелых и перестойных лесных насаждений: всего - 2,3 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 1,2 тыс. м3, по мягколиственному хозяйству - 1,1 тыс. м3; при рубке лесных насаждений при уходе за лесами: всего - 3,0 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 3,0 тыс. м3; по всем видам рубок лесных насаждений для заготовки древесины: всего - 5,3 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 4,2 тыс. м3, по мягколиственному хозяйству - 1,1 тыс. м3.
Истец, ссылаясь на то, что изменились существенные условия договора аренды лесного участка в части объема заготовки древесины и размера арендной платы, письмом от 06.07.2017 обратился к ответчику с просьбой о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 29.06.2011 N 610.
В ответ на предложение истца письмом от 11.07.2017 ответчик сообщил о том, что изменения в договор аренды могут быть внесены только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Полагая, что условия рассматриваемого договора аренды лесного участка об объеме использования лесов, размере арендной платы подлежат изменению в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 АПК РФ).
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Из положений ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) следует, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Согласно пункту 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Возражая против удовлетворения исковых требования в суде первой инстанции, ответчик указал, что пункт 4.1 договора необходимо изложить в следующей редакции "Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов: при рубке спелых и перестойных лесных насаждений 2,3 тыс. куб. м., в том числе 1,2 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству, а пункт 7 договора - ""Арендная плата по настоящему договору, рассчитанная по рубкам спелых и перестойных лесных насаждений, составляет 3 279 310 рублей 00 копеек в год. Арендная плата при иных видах рубок, предусмотренных проектом освоения лесов, исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310".
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В таблице 1 названного Постановления определены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы).
В соответствии с пунктом 1 примечаний к таблице 1 ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 2 примечаний к таблице 1 к Ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, при проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50%.
Судом установлено, что при расчете арендной платы на 2014 и последующие годы указанный коэффициент 0,5 при проведении выборочных рубок ответчиком не применялся.
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (пункт 2 статьи 73 ЛК РФ).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ.
Проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка находится в сфере компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере лесных отношений и являющимся продавцом и организатором аукциона.
Регулируемой на уровне Российской Федерации является минимальная составляющая цены по договору аренды лесного участка, а в пределах компетенции организатора аукциона находится возможность определения величины превышения этой цены.
Системное толкование приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи, с учетом того, что смыслом проведения аукциона является получение наивысшей цены за объект аукциона (ч. 4 ст. 447 ГК РФ), а также того, что Постановление Правительства N 310 устанавливает только минимальные размеры арендной платы, не ограничивая ее размер, позволяет сделать вывод о том, что размер арендной платы за пользование земельным участком устанавливается сторонами в договоре аренды, по цене не ниже минимального размера.
Также судом первой инстанции отмечено, что в соответствии с п. 35 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород. В этом случае проводится рубка части спелых и перестойных деревьев с сохранением второго яруса и подроста.
В связи с чем, суд принял во внимание доводы ответчика о том, что арендатор выбирает древесину, имеющую высокую товарную структуру, оставляя лишь подрост и деревья второго яруса.
Учитывая действующий императивный запрет на изменение по решению суда размера арендных платежей, определенного по результатам аукциона, не иначе как в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, суд первой инстанции правомерно определил необходимым установить размер арендной платы к выборочным рубкам в соответствии с Постановлением N 310 с применением коэффициента 0,5 к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов по договору аренды исходя из аукционной цены.
Исходя из того, что договор аренды дополнен подпунктом 7.5. в следующей редакции: "Арендная, плата на последующие годы (с 2019 по 2045 год) исчисляется ежегодно Арендодателем, исходя из среднегодового объема использования лесов в соответствии с материалами таксации и положительного заключения государственной экспертизы", а расчеты ответчика без применения коэффициента 0,5 признаны неверными, указание суда на то, что изменения в договор аренды вступают в силу с 01.01.2015, является правомерным.
Все существенные обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и всесторонне, представленным в дело доказательствам дана надлежащая правовая оценка, несогласие с которой по приведенным в апелляционных жалобах доводам не может являться основанием для отмены судебного акта.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 22.03.2018 является законным и обоснованным.
Государственная пошлина по апелляционным жалобам относится на заявителей в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 марта 2018 года по делу N А50-27067/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.