город Омск |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А70-13975/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3305/2018) общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "ГАЗ" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2018 по делу N А70-13975/2017 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "ГАЗ" (ИНН 7207022846, ОГРН 1127232030595) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от 11.08.2017 N 272-сх об отказе в утверждении схемы,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "ГАЗ" (далее - ООО "ТПК "ГАЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 11.08.2017 N 272-сх об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения аукциона на право заключения договора аренды с разрешенным использованием "для размещения объектов дорожного сервиса, предназначенных для обслуживания легкового автотранспорта, относящихся к V классу опасности по санитарной классификации, с соблюдением нормативной санитарно-защитной зоны" по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 115 по заявлению ООО "ТПК "ГАЗ".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2018 по делу N А70-13975/2017 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных им требований.
В обоснование жалобы апеллянт заявляет, что Департаментом не представлены доказательства постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, а также каких-либо идентифицирующих его сведений. По мнению подателя жалобы, отказывая в проведении аукциона, Департамент в рассматриваемом случае препятствует введению спорного земельного участка в гражданский оборот.
В письменном отзыве на жалобу Департамент просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 31.07.2017 ООО "ТПК "ГАЗ" обратилось в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения аукциона на право заключения договора аренды с разрешенным использованием "для размещения объектов дорожного сервиса, предназначенных для обслуживания легкового автотранспорта, относящихся к V классу опасности по санитарной классификации, с соблюдением нормативной санитарно-защитной зоны" по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 115.
Рассмотрев заявление, Департамент вынес решение от 11.08.2017 N 272-сх об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Основанием для отказа послужило расположение на земельном участке объекта капитального строительства, сооружения, принадлежащего гражданам или юридическим лицам.
Считая решение от 11.08.2017 N 272-сх незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи. Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 39.11 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Материалы дела свидетельствуют, что предметом требований ООО "ТПК "ГАЗ" явилось утверждение схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ямская, 115, на кадастровом плане территории в целях его образования и дальнейшего предоставления в аренду путем проведения аукциона.
07.08.2017 специалистами ГКУ ТО "Фонд имущества Тюменской области" проведено обследование испрашиваемого земельного участка, по результатам которого составлен акт от 07.08.2017 N 17/а-1767. Согласно Акту на земельном участке расположены следующие объекты: 1. Объект строительства (назначение не установлено, отсутствуют оконные и дверные блоки); 2. Навес; территория земельного участка частично огорожена забором, заасфальтирована.
Установив факт нахождения на земельном участке объекта строительства (схема - приложение N 1 к акту обследования от 07.08.2017 N 17/а-1767, объект N 1), Департамент принял решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно утверждениям апеллянта, на земельном участке по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 115 расположен передвижной газораспределительный пункт. Указанная временная постройка размещена на основании договора аренды земельного участка между Администрацией города Тюмени и ООО "ХК Газсистем", который по состоянию на день рассмотрения настоящего дела расторгнут. Сведения об обременениях на земельный участок в ЕГРН отсутствуют.
Между тем, указанные доводы жалобы отклоняются коллегией апелляционного суда с учетом следующих обстоятельств.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 "Общие сведения" Технического паспорта здания (нежилого), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 115, подготовленному ФГУП "Ростехинвентаризация" (л.д. 94-107), назначение выявленного объекта - нежилое, использование - АГЗС (Автогазозаправочная станция).
Пунктом 6 "Описание конструктивных элементов здания и определение износа" Технического паспорта определено, что Литера А (год постройки 1998, число этажей 1) имеет железобетонный фундамент; также в здании имеется отопление, водопровод, канализация.
Технический план участка, являющийся частью Технического паспорта, свидетельствует, что Литерой А обозначено здание (на акте обследования от 07.08.2017 N 17/а-1767 - объект строительства).
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 2 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
Согласно пункту 5.10 СП 156.13130.2014. свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221) под передвижной автомобильной газонаполнительной станцией понимается АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.
Как указано выше, при обследовании земельного участка установлено, что спорный объект охарактеризован как объект строительства с навесом, имеющий подключение к сетям инженерной инфраструктуры, что не согласуется с признаками, описанными в "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" и СП 156.13130.2014. Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что объект, изображенный на фотоматериалах, присутствие которого на спорном земельном участке установлено Департаментом, не подпадает под понятие передвижной станции.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что объект, расположенный на спорном земельном участке, имеет признаки недвижимого имущества. ООО "ТПК "ГАЗ" не представлены доказательства того, что здание, находящееся на спорном участке, не является объектом капитального строения.
Апелляционный суд также отмечает, что из материалов дела не усматривается титул общества как собственника данного объекта недвижимого имущества, позволяющий заявителю реализовывать в отношении данного объекта правомочия, предусмотренные законодательством. О приобретении объекта в собственность общество не заявляет.
В то же время, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что решение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду заявителю может быть решено только после решения вопроса об освобождении участка от сооружений с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в ином случае будут нарушены права и законные интересы владельца спорного объекта.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений земельного законодательства, земельный участок, схему расположения которого просит утвердить общество, не может быть предоставлен на торгах. Наличие обусловленной нормами права возможности предоставления участка апеллянт не подтвердил.
Само по себе отсутствие записи в ЕГРН о правах на выявленный ГКУ ТО "Фонд имущества Тюменской области" объект не исключает наличия у такового собственника, а также возможности осуществления в дальнейшем регистрации права на него в установленном законом порядке.
В связи с изложенным следует признать правомерным отказ заинтересованного лица в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения аукциона на право заключения договора аренды.
Отказав в удовлетворении предъявленных ООО "ТПК "ГАЗ" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Обжалуемый судебный акт отмене не подлежит. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Ввиду того, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на ее подателя. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 16.02.2018 N 135 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "ГАЗ" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2018 по делу N А70-13975/2017 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "ГАЗ" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 135 от 16.02.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.