г. Самара |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А49-17254/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ООО "ГИФТ" - Мартынова Л.В., доверенность от 23.01.2018 г.,
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГИФТ"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 апреля 2018 года по делу N А49-17254/2017 (судья Колдомасова Л.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГИФТ",
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу,
о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2017 N 06-12/417/2017 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГИФТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным и отмене его постановления от 20.12.17 N 06-12/417/2017 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ГИФТ" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20.07.2017 г. N 13400/02-02 о проведении мероприятий по контролю, в котором сообщено о поступлении обращения, содержащего информацию о нарушении ООО "ДАЛ" лицензионных требований и обязательных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о закупке Обществом по данным ЕГАИС алкогольной продукции, указанной в обращении, производства ООО "ДАЛ".
Указанное письмо, а также данные ЕГАИС о наличии на остатках у Общества алкогольной продукции производства ООО "ДАЛ": слабоалкогольного напитка брожения Медовуха "Самкофф вкус мохито" в количестве 6647 шт. и сидра сладкого газированного жемчужный с соком груши "БИНГО", вкус коньяк миндаль в количестве 14364 шт., - явились основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и проведения административного расследования.
В ходе административного расследования в присутствии начальника юридического отдела Общества Мартыновой Л.В. и заведующего складом Общества Лазарева О.В. в отсутствие понятых с применением видеозаписи произведен осмотр складских помещений Общества, расположенных по адресу: Пензенская область, г.Пенза, Октябрьский район, ул.Аустрина, д.169, литера А1, этаж 2, помещение N 21, нежилое помещение в литере А, назначение нежилое, литера А, этаж 1 N N по плану N 2 (S=141,9 кв.м.), 3 (S=1850,4 кв.м.), нежилое здание (склад), назначение: нежилое, литера П, этаж 1, N по плану 1А (S=4319, 7 кв.м.). В ходе произведенного осмотра установлено, что на складских помещениях Общества отсутствует алкогольная продукция производства ООО "ДАЛ". Результаты произведенного осмотра зафиксированы в протоколе осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 03.08.17 N 06-12/408/2017-1.
Однако согласно служебной записке от 03.08.17 N сз4-2209/09-08 на остатках у Общества в ЕГАИС числится алкогольная продукция производства ООО "ДАЛ" 19-ти наименований, а именно: напиток пивной пастеризованный с объемной долей этилового спирта 7,0% "БИНГО" ("BINGO") вкус "Коньяк Миндаль", объемом 0,5 литра, в количестве 2 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком лайма "Samkoff lemon lime flavored (Самкофф вкус лимон лайм)", объемом 1,5 литра, в количестве 5 штук; слабоалкогольный напиток брожения Медовуха "БИНГО" ("BINGO") вкус "Джин-лимон", объемом 0,33 литра, в количестве 6 штук; сидр фруктовый ароматизированный газированный жемчужный "БЛЕЙЗЕР" ("BLAZER") со вкусом вишни", сладкий, объемом 1,5 литра, в количестве 35 штук; слабоалкогольный напиток брожения: "МЕДОВУХА СВЕТОЧЪ ТРАДИЦИОННАЯ", объемом 1 литр, в количестве 42 штук; напиток пивной пастеризованный с объемной долей этилового спирта 7,0% "БИНГО" ("BINGO") вкус "Лимон Карамболь", объемом 0,5 литра, в количестве 95 штук; сидр фруктовый ароматизированный газированный жемчужный "МАРТИ РЭЙ" ("MARTY RAY") со вкусом лимона", сладкий, объемом 0,5 литра, в количестве 292 штуки; сидр фруктовый ароматизированный газированный жемчужный "МАРТИ РЭЙ" ("MARTY RAY") со вкусом апельсина", сладкий, объемом 0,5 литра, в количестве 341 штуки; напиток пивной пастеризованный с объемной долей этилового спирта 7,0% "БИНГО" ("BINGO") вкус "Вишня", объемом 0,5 литра, в количестве 892 штуки; сидр сладкий газированный жемчужный с виноградным соком "БИНГО" ("BINGO") Белый виноград", объемом 0,5 литра, в количестве 2328 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком груши "БИНГО" ("BINGO") вкус "Коньяк-Миндаль" объемом 1,5 литра, в количестве 6627 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с виноградным соком "БИНГО" ("BINGO") Белый виноград", объемом 1,5 литра, в количестве 7524 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком апельсина "БИНГО" ("BINGO") вкус "Джин-апельсин", объемом 1,5 литра, в количестве 14580 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком лайма "БИНГО" ("BINGO") вкус "Джин-тоник", объемом 0,5 литра, в количестве 181689 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком лимона "БИНГО" ("BINGO") вкус "Джин-лимон", объемом 1,5 литра, в количестве 35946 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком груши "БИНГО" ("BINGO") вкус "Коньяк-Миндаль", объемом 0,5 литра, в количестве 50472 штуки; сидр сладкий газированный жемчужный с соком апельсина "БИНГО" ("BINGO") вкус "Джин-апельсин", объемом 0,5 литра, в количестве 53568 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком лайма "БИНГО" ("BINGO") вкус "Джин-тоник", объемом 1,5 литра, в количестве 79746 штук; сидр сладкий газированный жемчужный с соком лимона "БИНГО" ("BINGO") вкус "Джин-лимон", объемом 0,5 литра, в количестве 110592 штуки.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, Управлением вынесено определение от 03.08.17 N 06-12/417/2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.08.17 N 06-12/417/2017, а также определения об истребовании документов, сведений от 03.08.17 N 06-12/417/2017-1 направлены Обществу заказным письмом 03.08.17.
Определением от 29.08.17 N 06-12/417/2017, вынесенным руководителем Управления, срок административного расследования по факту административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, продлен до 03.10.17, а определением от 08.11.17 N 06-12/417/2017, вынесенным заместителем руководителя Управления - до 22.12.17.
Извещением от 02.10.17 Общество приглашено для составления протокола об административном правонарушении по статье 14.19.
Протокол N 06-12/417/2017 об административном правонарушении составлен ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления в присутствии представителя Общества Мартыновой Л.В. 08.11.17. Деяния Общества квалифицированы по статье 14.19 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении вручена представителю Общества и направлена заказной почтой по месту нахождения Общества вместе с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 06-12/417/2017 от 08.11.17.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя Общества Мартыновой Л.В.
Постановлением N 06-12/417/2017 о назначении административного наказания, вынесенным 20.12.17 заместителем руководителя Управления, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 150000 руб.
Считая данное постановление по делу об административном правонарушении незаконным и нарушающим интересы Общества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет за собой применение для юридических лиц мер административной ответственности, установленных статьей 14.19 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной выше нормой, образует, в том числе бездействие по нефиксации информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции.
Исходя из положений пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
Пункт 4 статьи 14 Закона N 171 -ФЗ устанавливает, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.06 N 380 утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей (далее - Правила N 380).
Исходя из пункта 5 Правил N 380 учет объема оборота продукции с применением технических средств, которыми оснащено оборудование для учета объема оборота продукции, производится, в частности, в организациях, осуществляющих оборот продукции.
Порядок функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИ) установлен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.15 N 1459 (далее - Правила N 1459).
В силу подпункта 1 пункта 4 Правил N 1459 участниками единой информационной системы являются, в том числе организации, осуществляющие производство и (или) оборот продукции.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1459 организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 -3 пункта 6 настоящих правил.
Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, представляют в ЕГАИС, в частности, следующую информацию: даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования (подпункт 20 пункта 6 Правил N 1459).
В силу пункта 24 Правил N 1459 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление), при этом организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения.
Согласно пункту 25 Правил N 1459 территориальный орган рассматривает заявление и принимает решение о возможности или невозможности уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, в течение 30 дней со дня получения заявления.
Территориальный орган направляет организации, сельскохозяйственному товаропроизводителю или индивидуальному предпринимателю решение о внесении уточнения в информацию, содержащуюся в единой информационной системе, либо об отказе внесения такого уточнения в течение 3 дней со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1459 организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель уточняют информацию, содержащуюся в единой информационной системе, в порядке, установленном для фиксации информации в единой информационной системе.
При отказе территориальным органом в уточнении информации, содержащейся в единой информационной системе, уточнение информации не допускается.
Исходя из пункта 29 Правил N 1459 при выявлении несоответствия сведений о продукции, нанесенных на федеральную специальную марку или акцизную марку, и информации, содержащейся в единой информационной системе, достоверной считается информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Согласно пункту 1.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15,06.16 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе", заявка о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, по месту осуществления деятельности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ в срок не более трех рабочих дней с даты фактических передачи, внутреннего перемещения, возврата продукции.
Из приведенных выше положений Закона N 171-ФЗ, Правил N 380 и Правил N1459 следует, что несоблюдение требований данных норм в части учета оборота алкогольной продукции в ЕГАИС означает нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.
Согласно материалам дела алкогольная продукция, перечисленная в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении (далее - спорная алкогольная продукция), зафиксирована в ЕГАИС и числилась по состоянию на 03.08.17 на остатках у Общества. На момент проведения осмотра помещений спорная алкогольная продукция не была предъявлена Обществом проверяющим.
Согласно справке об остатках алкогольной продукции по состоянию на 03.08.17, представленной Обществом в ходе проверки, алкогольная продукция, перечисленная в пунктах 1, 6, 9-10, 12, 13, 15, 17 протокола об административном правонарушении, у Общества отсутствуют. Данные о количественных остатках алкогольной продукции, указанной в пунктах 5, 11, 14, 16, 18, 19 протокола об административном правонарушении, не соответствуют данным ЕГАИС.
Таким образом, сведения, содержащиеся в ЕГАИС, в отношении спорной алкогольной продукции не соответствуют сведениям Общества об остатках этой продукции.
Неполное отражение в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции, перечисленной под номерами 1, 5, 6, 9-19 протокола об административном правонарушении, является нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве и обороте и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно составил по выявленному правонарушению протокол об административном правонарушении и правильно квалифицировал допущенное Обществом нарушение.
Протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отдельные недостатки протокола об административном правонарушении (позиции 2-4, 7, 8 находились на остатках Общества в количестве, зафиксированном в ЕГАИС) не свидетельствуют о незаконности составления протокола об административном правонарушении, поскольку неполное отражение сведений в ЕГАИС в отношении каждого наименования алкогольной продукции образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление вынесено полномочным органом с соблюдением сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ. Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих незаконность составления протокола об административном правонарушении не установлено.
Доводы Общества, приведенные в заявлении, не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного правонарушения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае, осуществляя деятельность в сфере оборота алкогольной продукции, Общество должно знать о необходимости соблюдения предусмотренных нормативными актами обязательных для такой деятельности требований. Доказательств совершения всех необходимых действий, направленных на соблюдение требований законодательства в области производства и оборота алкогольной продукции, а также на недопущение нарушения указанных выше требований, материалы дела не содержат.
Обществом не представлены доказательства самостоятельного выявления вмененных нарушений, принятия мер к их выявлению и приведению в соответствие данных своего учета с данными ЕГАИС. Не доказано Обществом и того, что оно обращалось в Росалкогольрегулирование с заявлением о корректировке сведений в ЕГАИС в отношении спорной алкогольной продукции и ему было отказано в удовлетворении поданного заявления.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для признания допущенных нарушений малозначительными не имеется.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств Обществом не приведено и не подтверждено документально.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, так как Общество не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 25.02.14 N 4-П и от 22.04.14 N 13-П, реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
В рассматриваемом случае допущенные нарушения Обществом совершены по неосторожности и не свидетельствуют о пренебрежительном его отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Из 19 позиций алкогольной продукции 11 позиций числилось на остатках у Общества. При этом в отношении 5 позиций алкогольной продукции расхождения между данными учета Общества и сведениями в ЕГАИС на момент составления протокола об административном правонарушении отсутствовали. Умысел на совершение правонарушения в ходе проверки не выявлен. К административной ответственности привлекается впервые. Отягчающих ответственность обстоятельств не установлено. По сообщению Общества выявленные нарушения устранены им на момент принятия оспариваемого постановления. Данные обстоятельства не опровергнуты административным органом.
Принимая во внимание перечисленные выше обстоятельства, а также учитывая характер и тяжесть вмененного правонарушения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что применение в данном случае административного штрафа в установленном законом минимальном размере (150000 руб.) к Обществу является чрезмерно суровым и не будет отвечать требованиям справедливости и соразмерности, на которые указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 11 -П от 15.07.99. Назначенное административное наказание приведет к реальному чрезмерному ограничению экономической свободы общества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным снизить назначенный Обществу административный штраф, установив его ниже низшего предела санкции, предусмотренной для юридических лиц статьей 14.19 КоАП РФ, в размере 75.000 руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 апреля 2018 года по делу N А49-17254/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В.Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.