г. Челябинск |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А47-9930/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимова Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Гае Оренбургской области решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 марта 2018 г. по делу N А47-9930/2017 (судья Сердюк Т.В.).
Администрация Гайского городского округа Оренбургской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в г. Гае Оренбургской области о взыскании задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 80 320,16 руб., а также процентов в размере 13 863,93 руб.
Определением арбитражного суда от 07.12.2017 произведена замена Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда России в г. Гае Оренбургской области на его правопреемника - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда России в г. Гае Оренбургской области (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Управление, УПФР в г. Гае, Фонд).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.03.2018 заявленные требования удовлетворены частично. С Фонда в пользу Администрации взыскана задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 80 320,16 руб., а также процентов в размере 1622,47 руб.
Не согласившись с принятым решением суда Фонд, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что ликвидация поселковых администраций произошла без правопреемства, подтверждением того является информация в выписках из ЕГРЮЛ. В заявлениях 2015, 2017 годах Администрации Гайского городского округа Оренбургской области на возврат излишне уплаченных страховых взносов, в графе "Наименование плательщика", в нарушение требований Положения Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2014 N 8н "Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления внебюджетными фондами Российской Федерации" указано юридическое лицо - Администрация Гайского городского округа, не являющейся плательщиком страховым взносов, ликвидируемой организацией. Суд первой инстанции неправильно применил положения части 17 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
До начала судебного заседания от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-03 "Об объединении муниципальных образований Гайского района Оренбургской области с городским округом город Гай" (далее - Закон Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-03) муниципальные образования Гайский район Оренбургской области, сельские поселения Губерлинский сельсовет, Ириклинский поссовет, Камейкинский сельсовет, Колпакский сельсовет, Новониколаевский сельсовет, Новопетропавловский сельсовет, Репинский сельсовет, Халиловский поссовет и город Гай с 01.07.2015 преобразованы путём объединения в Гайский городской округ.
Согласно статье 3, 5 Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-03 органы местного самоуправления Гайского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Гайского района Оренбургской области, Губерлинского сельсовета, Ириклинского поссовета, Камейкинского сельсовета, Колпакского сельсовета, Новониколаевского сельсовета, Новопетропавловского сельсовета, Репинского сельсовета, Халиловского поссовета Гайского района Оренбургской области. Имущество, включая имущественные комплексы муниципальных предприятий и учреждений, находящееся в собственности, утрачивающих статус муниципальных образований, передается в собственность муниципального образования Гайский городской округ в установленном законодательством порядке. Органам местного самоуправления, находящимся на территории Гайского района, являющимся юридическими лицами, провести ликвидацию органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке.
Решением Гайского городского Совета Депутатов Оренбургской области от 16.06.2015 N 448 "О правопреемстве муниципального образования Гайский городской округ в связи с объединением города Гай и Гайского района" (т.д. 1 л.д. 94-95) урегулированы вопросы правопреемства, возникающие в связи с объединением Гайского городского округа, Гайского района, а также сельсоветов и поссоветов, входящих в состав Гайского района.
При объединении муниципальных образований Администрацией Гайского городского округа принята дебиторская задолженность в сумме 80 320,16 руб. по взносам на обязательное социальное страхование по следующим учреждениям:
-Администрации муниципального образования Камейкинский сельсовет Гайского района Оренбургской области в сумме 1 233,10 руб. (рег.номер 066- 214-060589);
-Администрации муниципального образования Ириклинского поссовета Гайского района в сумме 3 717,36 руб. (рег.номер 066-214- 060588);
-Администрации муниципального образования Губерлинский сельсовет Гайского района в сумме 2 623,81 руб. (рег.номер 066-214- 060593);
-Администрации муниципального образования Новониколаевский сельсовет Гайского района в сумме 1 844,90 руб. (рег.номер 066-214-060587);
-Администрации муниципального образования Новопетропавловский сельсовет Гайского района в сумме 1 845,82 руб. (рег.номер 066-214-060353);
-Администрации муниципального образования Репинский сельсовет Гайского района Оренбургской области в сумме 8 822,95 руб. (рег.номер 066-214-060592);
-Администрации муниципального образования Халиловский поссовет Гайского района Оренбургской области в сумме 11 492,00 руб. (рег.номер 066- 214-060590);
-Администрации муниципального образования Колпакский сельсовет Гайского района Оренбургской области в сумме 2 361,79 руб. (рег.номер 066-214-060591);
-Муниципальному казенному учреждению отделу по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, единая диспетчерская служба администрации Гайского района в сумме 5 605,52 руб. (рег.номер 066-214-061714);
-Муниципальному казенному учреждению отделу хозяйственного обеспечения Администрации Гайского района в сумме 3 992,66 руб. (рег.номер 066-214-061187);
-Администрации Гайского района Оренбургской области в сумме 36 780,25 руб. (рег.номер 066-214-011036).
В адрес Управления заявителем направлено письмо от 19.11.2015 N 03-119 (т.1 л.д. 19 с оборотом) с просьбой перечислить на счет Администрации Гайского городского округа денежные средства в общей сумме 80 320,16 руб.
В соответствии с письмом от 20.11.2015 N 05-08/5238 (т.1 л.д. 18) УПФР в г. Гае сообщило о том, что заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в соответствии с пунктом 12 статьи 26 Федерального закона N212-ФЗ от 24.07.2009 может быть удовлетворено после оплаты или зачета суммы излишне уплаченных им страховых взносов в счет погашения задолженности.
Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 12.11.2015, 13.11.2015 (т.1 л.д. 96-107) были исполнены Администрацией платежными поручениями N 1610, 1611, 1612, 1613 от 30.11.2015 года, N 1600, 1601, 1602, 1603 от 27.11.2015 года, N 1599 от 27.11.2015 года, N 1597, 1598 от 27.11.2015 года, N 1595, 1596 от 27.11.2015 года, N 1592, 1593, 1594 от 27.11.2015 года, N 1585, 1586, 1587 от 30.11.2015 и от 27.11.2015, N 1578, 1579 от 27.11.2015, N 1588, 1589, 1590, 1591 от 30.11.2015 и от 27.11.2015, N1583, 1584 от 27.11.2015, N1574, 1575, 1576,1577 от 27.11.2015 года, N1580, 1581, 1582, от 27.11.2015 года (т.1 л.д. 20-54).
После оплаты указанных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов Администрация повторно обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов от 13.04.2017.
Согласно полученным уведомлениям о принятом решении об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 04.05.2017 N N 7 и 8 заявителю было отказано в возврате поскольку плательщиком является Администрация Гайского района Оренбургской области и, по мнению ответчика, нарушены правила заполнения реквизитов "наименование плательщика", а так же в связи с установлением факта ликвидации организации и отсутствием факта передачи сальдо расчетов ФНС России.
В связи с отказом УПФР в г. Гае осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов, заявитель, начислив проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 14.08.2017 в размере 13 863,93 руб., обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, вместе с тем судом признан ошибочным расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, в силу чего требования удовлетворены частично.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Частью 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (часть 12 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Частью 14 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с частью 15 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ до истечения срока, установленного частью 14 настоящей статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае направления указанного сообщения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (часть 16 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Доказательств того, что за страхователем - Администрацией Гайского городского округа Оренбургской области имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование заинтересованным лицом не представлено.
С учетом изложенного, суд правомерно признал требование истца о взыскании излишне уплаченных страховых взносов сумме 80 320,16 руб. правомерным и обоснованным.
Кроме того, заявитель просил взыскать с регионального отделения Фонда проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 863,93 руб. за период с 19.12.2015 по 14.08.2017.
Между тем, проверив расчет суммы процентов, установив, что страхователь неверно рассчитал дату начала начисления процентов, суд правильно указал, что проценты подлежат начислению за период с 10.05.2017 по 14.08.2017 в размере 1 622,47 руб.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии правопреемства между администрациями сельсоветов и поссоветов и Администрацией Гайского городского округа был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонен им в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Статьей 58 ГК РФ предусмотрено, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица; при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом; при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом; при преобразовании юридического лица одной организационно правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) определено понятие "органы местного самоуправления" - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
На основании пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
К порядку ликвидации органа местного самоуправления применимы нормы статей 61-64 ГК РФ и статей 20-21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В силу пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ, пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Реорганизация органов местного самоуправления происходит с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и главой V Закона от 08.08.2001 N129-ФЗ
Администрация г. Гая на основании Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-03 "Об объединении муниципальных образований Гайского района Оренбургской области с городским округом город Гай" является правопреемником муниципального образования Гайский район Оренбургской области, сельского поселения Губерлинский сельсовет, Ириклинский поссовет, Камейкинский сельсовет, Колпакский сельсовет, Новониколаевский сельсовет, Новопетропавловский сельсовет, Репинский сельсовет, Халиловский поссовет, г. Гай.
Указанные муниципальные образования преобразованы с 01.06.2015 путём объединения в Гайский городской округ. Как следует из части 2 статьи 13 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-03 муниципальные образования Гайский район Оренбургской области, сельские поселения Губерлинский сельсовет, Ириклинский поссовет, Камейкинский сельсовет, Колпакский сельсовет, Новониколаевский сельсовет, Новопетропавловский сельсовет, Репинский сельсовет, Халиловский поссовет и город Гай с 01.06.2015 преобразованы путём объединения в Гайский городской округ.
Согласно статье 5 Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-03 имущество, включая имущественные комплексы муниципальных предприятий и учреждений, находящееся в собственности утрачивающих статус муниципальных образований, передается в собственность муниципального образования Гайский городской округ в установленном законодательством порядке. Органам местного самоуправления, находящимся на территории Гайского района, являющимся юридическими лицами, провести ликвидацию органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке.
Согласно статье 6 Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2825/782-V-03 в переходный период осуществляется: передача имущества, включая имущественные комплексы муниципальных предприятий и учреждений, находящегося в собственности утрачивающих статус муниципальных образований, в собственность муниципального образования Гайский городской округ.
Кроме того, судом также учтены акты приема-передачи дебиторской задолженности (т.1 л.д. 7-17).
При таких обстоятельствах, Администрация Гайского городского округа является правопреемником Администрации муниципального образования Камейкинский сельсовет Гайского района Оренбургской области, Администрации муниципального образования Ириклинского поссовета Гайского района, Администрации муниципального образования Губерлинский сельсовет Гайского района, Администрации муниципального образования Новониколаевский сельсовет Гайского района, Администрации муниципального образования Новопетропавловский сельсовет Гайского района, Администрации муниципального образования Репинский сельсовет Гайского района Оренбургской области, Администрации муниципального образования Халиловский поссовет Гайского района Оренбургской области, Администрации муниципального образования Колпакский сельсовет Гайского района Оренбургской области, Муниципального казенного учреждения "Отдел по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, единая диспетчерская служба администрации Гайского района", Муниципального казенного учреждения отделу хозяйственного обеспечения Администрации Гайского района, Администрации Гайского района Оренбургской области.
Довод апелляционной жалобы о неверном указании плательщика страховых взносов судебная коллегия отклоняет как несостоятельный.
Доводы о неверном применении судом положения части 17 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ отклоняются апелляционным судом, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, решение суда по существу является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 марта 2018 г. по делу N А47-9930/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Гае Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.