г. Пермь |
|
18 июня 2018 г. |
Дело N А71-22202/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В. Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 марта 2018 года
по делу N А71-22202/2017
вынесенное судьей Зориной Н.Г.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН1055612021981, ИНН 5612042824)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
о признании незаконным решения от 15.09.2017 N 019S12170000276,
установил:
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (далее ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (далее управление, ответчик) от 15.09.2017 N 019S12170000276 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 марта 2018 года решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики г.Ижевск от 15.09.2017 N 019S12170000276, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", признано незаконным в части привлечения к ответственности в виде финансовых санкций в размере, превышающем 20000 руб. На управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики возложена обязанность устранить, нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс". С управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение принять постановление об отказе в удовлетворении заявленных общество требований.
Управление настаивает, что заявитель правомерно привлечен к ответственности в виде финансовых санкции 7 500 руб. за непредставление сведений по лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, при отсутствии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам в отношении: Егоровой Ю.А., Булатова В.И., Даниловой Д.А., Кочуровой Н.А., Пыхтеевой Т.А., Русских И.Н., за август 2016 г., Кузьмина А.В. за сентябрь 2016 г., Невоструевой Т.В. за июнь-июль 2016 г., Подкиной Г.А. за сентябрь - октябрь 2016 г., Тюлькиной Г.Л. за июль - август 2016 г., Урсеговой Э.С. за июль 2016 г., как и считает правомерным привлечение к ответственности за непредставление сведений в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении Ижболдиной О.А. за июнь 2016, в котором произведена оплата по договору гражданско-правового характера, а также в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении Макарова С.Н. за октябрь 2016 г., в котором произведена выплата премии. По мнению заявителя жалобы, законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете предусматривает обязанность страхователя представлять сведения в отношении застрахованных лиц, оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам, по которым производятся выплаты и начисляются страховые взносы. Гражданско-правовой договор считается заключенным с момента подписания. Поскольку условиями договоров предусмотрено, что оказание услуг по ним начинается с даты заключения, то с этого момента физические лица признаются занятыми, оплата по договору производится за весь период действия договора и оказания услуг, на выплаты по договорам начисляются страховые взносы, независимо в дальнейшем от даты выплат, а в подразделе 6.8 формы РСВ-1 ПФР в дополнительных сведениях за месяц, в котором исполнитель по договору является занятым, следует указать "неоплдог", а в месяце, в котором выплачено вознаграждение по договору и начислены страховые взносы указывается код "договор". Непредставление индивидуальных сведений за месяц, в котором ведутся работы, оказываются услуги, производятся выплаты и начисляются страховые взносы влечет нарушение прав застрахованных лиц на внесение сведений о работе на индивидуальный лицевой счет в ПФР.
Общество представило письменный отзыв по возражениям управления, просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, управлением в отношении общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В результате проверки выявлены факты непредставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и недостоверности представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, допущенные в течение отчетных периодов в 2016 году.
По результатам проверки управлением составлен акт от 28.07.2017 N 019V10170000284 (л.д. 30-43).
Рассмотрев материалы проверки, возражения общества (л.д. 44-51), управлением вынесено решение от 15.09.2017 N 0019S12170000276 о привлечении заявителя к ответственности по ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в размере 56042 руб. 57 коп. (л.д. 9-29).
Основанием для привлечения к ответственности в виде финансовых санкций послужили следующие обстоятельства: в виде финансовых санкций в сумме 10042,57 руб. - несоответствие представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета данным первичной документации и данным бухгалтерского учета по физическим лицам, указанным на стр. 3-4 решения (расчет - л.д. 28-29); в виде финансовых санкций в сумме 26500 руб. непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по физическим лицам, указанным на стр. 6-8 решения; в виде финансовых санкций в сумме 19500 руб. - представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М по физическим лицам, указанным на стр. 9-10 решения.
Несогласие заявителя с решением управления послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал обоснованными доводы заявителя о неправомерности начисления финансовых санкций в сумме 7500 руб., оспариваемых заявителем, в отношении Егоровой Ю.А., Булатова В.И., Даниловой Д.А., Кочуровой Н.А., Пыхтеевой Т.А., Русских И.Н. - за август 2016 г., Кузьмина А.В. за сентябрь 2016 г., Невоструевой Т.В. за июнь-июль 2016 г., Подкиной Г.А. за сентябрь - октябрь 2016 г., Тюлькиной Г.Л. за июль - август 2016 г., Урсеговой Э.С. за июль 2016 г. за непредставление сведений по лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, при отсутствии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам, а также за представление недостоверных сведений по Ижболдиной О.А., которой в июне 2016 года была произведена оплата по гражданско-правовому договору; а также о неправомерности начисления финансовой санкции в размере 500 руб., оспариваемой заявителем, в отношении факта непредставления сведений в отношении Макарова С.Н. за октябрь 2016 г. При этом суд первой инстанции сходил из разъяснений, изложенных в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, от 27.07.2016 NЛЧ-08-19/10581, письме Минтруда России от 07.07.2016 N21-3/10/В-4587, согласно которым, в случае осуществления застрахованными лицами работы на основании трудового договора, отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов. В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
Также судом первой инстанции признаны обоснованными доводы заявителя о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность.
Управление по доводам жалобы с решением суда первой инстанции не согласно, просит решение отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение принять постановление об отказе в удовлетворении заявленных общество требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты физическим лицам.
Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, определены Федеральным законом N 27-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на котором содержатся предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии п. 2.2 ст. 11 федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) с 01.04.2016 года страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения представляются по форме "сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
В то же время в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, от 27.07.2016 NЛЧ-08-19/10581 и в письме Минтруда России от 07.07.2016 N21-3/10/В-4587, в случае осуществления застрахованными лицами работы на основании трудового договора, отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обязанности у общества по представлению в Пенсионный фонд сведений по лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, при отсутствии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам, а также за представление недостоверных сведений по Ижболдиной О.А., которой в июне 2016 года была произведена оплата по гражданско-правовому договору.
В соответствии с частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, Пенсионный фонд неправомерно привлек общество к ответственности по части 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ, в виде начисления финансовых санкций в сумме 7500 руб., оспариваемых заявителем, в отношении Егоровой Ю.А., Булатова В.И., Даниловой Д.А., Кочуровой Н.А., Пыхтеевой Т.А., Русских И.Н. - за август 2016 г., Кузьмина А.В. за сентябрь 2016 г., Невоструевой Т.В. за июнь-июль 2016 г., Подкиной Г.А. за сентябрь - октябрь 2016 г., Тюлькиной Г.Л. за июль - август 2016 г., Урсеговой Э.С. за июль 2016 г. за непредставление сведений по лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, при отсутствии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам, поскольку по данным лицам не было выплат по гражданско-правовым договорам и страховые взносы не начислялись, а также за представление недостоверных сведений по Ижболдиной О.А., которой в июне 2016 г. была произведена оплата по гражданско-правовому договору.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о неправомерности начисления финансовой санкции в размере 500 руб., в отношении факта непредставления сведений в отношении Макарова С.Н. за октябрь 2016 г., поскольку доказательств того, что Макаров С.Н. в октябре 2016 г. являлся застрахованным лицом, в отношении которого общество обязано было подать сведения по форме СЗВ-М, не представлено, учитывая, что договор с Макаровым С.Н. расторгнут 20.09.2016.
Решение в указанных частях вынесено управлением необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам Управления у суда апелляционной инстанции не имеется.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
На основании статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В рассматриваемом случае, суд, установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств и признал решение незаконным в части привлечения к ответственности в виде финансовых санкций в размере, превышающем 20000 руб.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Управлением не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиций, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 марта 2018 года по делу N А71-22202/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-22202/2017
Истец: ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала "Энергосбыт Плюс"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики