г. Киров |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А29-718/2018 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2018 по делу
N А29-718/2018, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Огородниковой Н.С.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
(ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИХТИУС"
(ИНН: 1101097262, ОГРН: 1121101011899),
о взыскании 500 руб. штрафа,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИХТИУС" (далее - ООО "ИХТИУС", Общество, страхователь) о взыскании 500 руб. штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, начисленных по решению N 007S19170005222 от 13.09.2017.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2018 в удовлетворении требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что заявление о взыскании штрафа было подано им в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока на обращение с заявлением в суд.
Таким образом, Управление считает, что решение от 30.03.2018 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Общество в срок до 18.06.2018, установленный в определении апелляционного суда от 15.05.2018, и на момент принятия настоящего постановления отзыв на жалобу не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела упрощенного производства рассматриваются в апелляционном суде в установленный двухмесячный срок судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.05.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.05.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением проведена камеральная проверка ООО "ИХТИУС" по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за апрель 2016, по результатам которой составлен акт N 007S18170005746 от 02.08.2017 и вынесено решение N 007S19170005222 от 13.09.2017 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 500 руб. за непредставление в установленные сроки сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, о его страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) за апрель 2016.
Фонд направлял в адрес Общества требованием N 007S01170159566 от 06.10.2017, предложив добровольно уплатить штраф в срок до 24.10.2017.
Поскольку ООО "ИХТИУС" штраф добровольно не уплатило, Управление обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Федеральными законами от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), статьями 45, 46, 48, 115 НК РФ, признав, что Управлением пропущен срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Статья 17 Закона N 27-ФЗ не устанавливает срок, в течение которого должно быть установлено допущенное нарушение, и срок, в течение которого в суд должно быть направлено заявление о взыскании финансовой санкции.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 регулировались Законом N 212-ФЗ.
На основании части 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Закон N 212-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Закона N250-ФЗ
Вместе с тем, согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений Законом N 27-ФЗ не урегулированы, тогда как в НК РФ установлены сроки проведения камеральной проверки - 3 месяца (статья 88 НК РФ).
В силу правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной им в пункте 31 Постановления N 57, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, о совершенном ООО "ИХТИУС" правонарушении в части непредставления необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2016 Управлению стало известно 22.08.2016, то есть в момент представления страхователем расчета за полугодие 2016.
Между тем, совершенное страхователем правонарушение Фонд зафиксировал в акте только 02.08.2017 - спустя почти год после представления Обществом сведений 22.08.2016 за полугодие 2016, что обоснованно было признано судом первой инстанции нарушением Управлением срока, установленного для проведения камеральной проверки, так как, начиная именно с 22.08.2016, обнаружив допущенное страхователем нарушение срока представления сведений за соответствующие периоды, Управление как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ООО "ИХТИУС" срока, установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах за апрель 2016.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отражение допущенного страхователем нарушения сроков представления сведений о застрахованных лицах в акте от 02.08.2017 (почти через год с момента обнаружения такого факта), не может служить основанием для исчисления срока давности взыскания штрафной санкции с даты составления данного акта, так как он составлен с нарушением срока, установленного для проведения камеральной проверки.
Соответственно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о пропуске Фондом срока на взыскание штрафа в судебном порядке.
Довод заявителя апелляционной жалобы о соблюдении им пункта 3 статьи 46 НК РФ апелляционный суд не принимает и обращает внимание заявителя жалобы, что предложенная им трактовка норм материального права и фактически имевших место обстоятельств, названных в жалобе, не опровергает вывод суда первой инстанции о нарушении Фондом сроков на обращение с заявлением в суд.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2018 законным и принятым с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2018 по делу N А29-718/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.