г. Вологда |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А05-3073/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Токман" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2018 года по делу N А05-3073/2018 (судья Козьмина С.В.),
установил:
муниципальное предприятие "Токман" (ОГРН 1022901174560;
ИНН 2906005435; место нахождения: Архангельская обл., г. Онега, ул. Зеленая, д. 18; далее - МП "Токман", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; место нахождения: г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2018 N 2, которым заявитель привлечён к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Архангельской области.
Решением от 14 мая 2018 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Предприятие с указанным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой. Просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, в ходе судебного заседание не было представлено достоверных сведений о том, какой именно участок лесного фонда самовольно занят. Суд не учёл, что часть объектов, расположенных на спорном участке, была передана заявителю администрацией муниципального образования "Онежский муниципальный район" по договору о передаче и закреплению имущества на праве хозяйственного ведения от 01.07.2000 N 12 (т. 1, л. 63), а лесной участок использовался на основании договора аренды от 13.11.2007 N 358 (т. 1, л. 70). Кроме того, податель жалобы указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив аргументы сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 18.01.2018 в адрес Министерства из территориального органа - Управления лесничествами Онежского обособленного подразделения (далее - Онежское обособленное подразделение) поступили материалы, содержащие факт обнаружения в действиях МП "Токман" признаков события и состава административного правонарушения (письмо от 10.01.2018 N 5). Указанный материал поступил в Онежское обособленное подразделение из Онежской межрайонной прокуратуры 29.12.2017 (вх. N 600) письмом от 28.12.2017 N 7-10-2017.
Прокуратурой Архангельской области, в соответствии с планом работы межведомственной группы по вопросам борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов на 2 полугодие 2017 года, на основании решения от 22.09.2017 N 07-86 (т. 1, л. 61), в период с 25.09.2017 - 27.09.2017 был осуществлён совместный с правоохранительными и контролирующими органами выезд в Онежский район. В проверке качестве привлечённого специалиста принимал участие специалист 1 разряда отдела лесного и пожарного надзора управления государственного надзора Министерства Юрьев А.Н.
В ходе натурного осмотра лесного участка, расположенного в выделе 39 квартала 1 Онежского участкового лесничества Онежского лесничества, в координатах N 64°5'4,63" Е 38°2'30,66", было обнаружено использование МП "Токман" лесного участка в целях организации отдыха и туризма (осуществление рекреационной деятельности). Общая площадь самовольно используемого участка составляет 0,03 га. Согласно плану-схеме от 27.09.2017, в выделе 39 квартала 1 Онежского участкового лесничества Онежского лесничества имеется семь объектов (строений, сооружений), а именно:
1) беседка, размерами 4,0-м х 2,6-м х 2,0-м;
2) беседка, размером 4,3-м х 3,1-м х 2,0-м;
3) дом, размерами 7,5-м х 14,9-м х 3,6-м;
4) дом, размерами 7,5-м х 5,5-м х 2,6-м;
5) дом, размерами 5,7-м х 7,6-м х 2,6-м;
6) дом, размерами 5,3-м х 10,8-м х 2,6-м;
7) дом, размерами 4,7-м х 10,2-м х 3,0-м.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Онежского лесничества, утверждённым постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 12.02.2013 N 3п, квартал 1 Онежского участкового лесничества Онежского лесничества относится по целевому назначению к защитным лесам.
Из объяснений заместителя директора МП "Токман" Смагиной Н.А. следует, что с момента образования Предприятия на баланс, как основные средства, переданы от администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" объекты туристической базы "Каменный ручей". Первоначально на базе располагалось три брусовых дома и деревянный настил, выполняющий функцию танцплощадки. В дальнейшем, в 2014 году, построен один каркасный дом и беседка. В 2015 году построена еще сцена и еще один каркасный жилой дом. Всего на базе возведено семь объектов.
Факт строительства и размещения объектов и сооружений (строений), а также осуществления хозяйственной деятельности МП "Токман" на землях лесного фонда подтверждается договорами возмездного оказания услуг, актами о выполненных работах (оказанных услугах) в 2014 - 2015 году заключёнными между МП "Токман" и Негодяевым И.Е., Щербаковым А.В.
По информации, имеющейся в Министерстве, по состоянию на 01.01.2018 действующих договоров аренды, заключённых между Министерством и МП "Токман" на использование для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке, расположенном в квартале 1 выделе 39 Онежского участкового лесничества Онежского лесничества, нет и ранее такие договоры не заключались.
Таким образом, по результатам проведённой Прокуратурой проверки установлено, что не имея прав на пользование лесным участком, расположенном в выделе 39 квартала 1 Онежского участкового лесничества Онежского лесничества, МП "Токман" возвело на нём постройки.
Определениями от 14.02.2018 назначено время и место составления протокола об административном правонарушении. Копия определения направлена заявителю в том числе по электронной почте и факсу.
Министерством в отношении МП "Токман" составлен протокол об административном правонарушении от 15.02.2018 N 7/1, которым установлено, что МП "Токман" совершено административное правонарушение, предусмотренное статьёй 7.9. КоАП РФ. В протоколе указано время и место рассмотрения административного дела. Копия протокола вручена представителю Предприятия 15.02.2018.
Постановлением Министерства от 27.02.2018 N 2 МП "Токман" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 7.9 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Части 4 статьи 41 ЛК РФ установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (статья 7.9 КоАП РФ).
Объектами данного правонарушения являются лесные участки и права пользования ими.
Объективная сторона вменённого Предприятию правонарушения выражается в использовании лесного участка без специальных разрешений, т.е. в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков. Обязательным условием для применения данной нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках.
Апелляционная коллегия находит доводы жалобы несостоятельными ввиду следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, лесной участок, используемый МП "Токман", находится на территории земель лесного фонда, местоположение которого определено путём указания конкретного выдела и кварталов (выдел 39 квартала 1 Онежского участкового лесничества Онежского лесничества) лесного фонда в пределах лесничества, на территории которого он был образован. В постановлении и в протоколе указаны две системы координат, они указывают на одно и то же место расположение.
Наличие договора от 01.07.2000 N 12 о передаче и закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, а также договора аренды лесного участка от 13.11.2007 N 358, заключённых МП "Токман" с администрацией муниципального образования "Онежский муниципальный район", не является основанием для его признания ненадлежащим субъектом административной ответственности. Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" не имела полномочий на передачу спорного лесного участка в аренду, а потому заключённый договор не порождал правовых последствий. Возведение Предприятием построек, помимо переданных ранее на праве хозяйственное ведения объектов, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Доводы Предприятия о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности также обоснованно отклонены судом.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку итоговый документ по результатам проверки Прокуратурой не составлялся, а вывод о том, что МП "Токман" совершило рассматриваемое административное правонарушение содержится в письме Онежской межрайонной прокуратуры от 28.12.2017 N 7-10-2017, оспариваемое постановление от 27.02.2018 вынесено в пределах двухмесячного срока давности.
Штраф определён в размере минимальной санкции статьи 7.9 КоАП РФ.
Оснований для признания совершённого деяния малозначительным или замены административного наказания предупреждением, в порядке статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ апелляционным судом не выявлено.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют, нарушений в применении норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2018 года по делу N А05-3073/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Токман" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.