город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2018 г. |
дело N А32-38715/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г. Краснодар: Вареников Н.Н., удостоверение, по доверенности от 12.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2018 по делу N А32-38715/2017,
принятое судьей Погореловым И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто"
к Администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии третьего лица: Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто" (далее - ООО "Транзит-Авто") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара (далее - администрация) о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2017 N 33 о привлечении ООО "Транзит-Авто" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением от 25.04.2018 суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в части привлечения общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей, определив подлежащий применению штраф в размере 50 000 рублей, с учетом отсутствия доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность организации.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Транзит-Авто" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество не было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В судебное заседание не явились представители ООО "Транзит-Авто" и Администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "Транзит-Авто" и Администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара.
Представитель Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г. Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между администрацией муниципального образования город Краснодар и обществом с ограниченной ответственностью "Транзит-Авто" (перевозчик) по результатам открытого конкурса заключен договор от 29.04.2014 N 108-1/2014 на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения, по условиям которого перевозчик принимает на себя обязательства осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршруту, указанному в приложении N 1 к договору (N 93 "ул. им. Валерия Гассия - ул. им. Петра Метальникова").
В ходе автоматизированного контроля движения с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) в рамках организации мероприятий по соблюдению регулярности движения пассажирского транспорта, в соответствии с пунктом 15.2 Устава муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.04.2017 N 1742, специалистами транспортно-навигационного центра установлено, что перевозчиком ООО "Транзит-Авто" 27.07.2017 при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 93 "ул. им. Валерия Гассия - ул. им. Петра Метальникова" допущено нарушение утвержденной Департаментом транспорта и организации дорожного движения администрации муниципального образования город Краснодар схемы маршрута N93 от 19.05.2017 (действует с 29.05.2017).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г. Краснодара в отношении ООО "Транзит-Авто" составлен протокол об административном правонарушении от 17.08.2017 N 000547 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем направления 14.18.2017 уведомления по электронной почте и получения 16.08.2017 телеграммы-извещения сотрудником ООО "Транзит-Авто" (л.д. 75-78).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административной комиссией Карасунского внутригородского округа г. Краснодара вынесено постановление от 31.08.2017 N 33 о привлечении ООО "Транзит-Авто" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" самовольное изменение пути следования на утвержденном маршруте или нарушение расписания движения на маршруте регулярного сообщения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные повторно, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере девяноста тысяч рублей.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 3 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" маршрутом регулярных перевозок (маршрутом регулярного сообщения) является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" установлено, что путь следования (схема движения) и остановочные пункты, расположенные на территории муниципального образования, на межмуниципальном маршруте регулярного сообщения согласовывается с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых он имеет остановочные пункты.
Решение об установлении, отмене, изменении маршрутов регулярного сообщения, а также изменении маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения принимается соответствующим специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения (часть 4 статьей 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае").
Приказом Департамента транспорта и организации дорожного движения администрации муниципального образования город Краснодар от 19.05.2017 N 72 "Об изменении схемы движения муниципального маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар" утверждена схема движения муниципального маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар N 93 "ул. им. Валерия Гассия - ул. им. Петра Метальникова" в части организации движения автобусов в прямом и обратном направлениях по улицам: им. Валерия Гассия, Автолюбителей, Ялтинской, Северной, Красной, Офицерской, Зиповской, Московской, им. Петра Метальникова.
Указанный приказ принят департаментом в пределах полномочий в соответствии со статьей 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 N4541 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Краснодар на 2016-2020 годы", в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 02.11.2016 "Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах муниципального образования город Краснодар", и обязателен к исполнению с 29.05.2017.
Департаментом в адрес директора ООО "Транзит-Авто" 19.05.2017 направлялось письмо N 39-4635/01 об изменении схемы движения маршрута N 93.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что обществом допущено нарушение утвержденной Департаментом транспорта и организации дорожного движения администрации муниципального образования город Краснодар схемы маршрута N 93 от 19.05.2017.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Транзит-Авто" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", является доказанным.
ООО "Транзит-Авто", будучи перевозчиком, осуществляющим оказание услуг по перевозке пассажиров на утвержденном маршруте регулярного сообщения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Обществом не представлено доказательств принятия всех необходимых мер по недопущению совершения правонарушения.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что оно не было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен департаментом 17.08.2017 в отсутствие представителя заявителя.
О необходимости явки для составления протокола по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" на 11 часов 17.08.2017, общество извещалось заблаговременно по электронной почте и телеграммой с уведомлением, направленной по юридическому адресу заявителя (г. Краснодар, ул. Тополиная 52).
В протоколе об административном правонарушении от 17.08.2017 указаны дата и время рассмотрения административного дела - 31.08.2017 в 15 час. Также, в материалы дела представлена копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25.08.2017
В материалы дела представлена копия квитанции об отправке протокола об административном правонарушении сопроводительным письмом от 17.08.2017 N 39-7348/05 почтовым отправлением с идентификационным номером 35000092201220 (л.д. 143-146). Согласно имеющейся на сайте Почты России информации, указанное почтовое отправление после двух неудачных попыток вручения (20.08.2017 и 21.09.2017) возвращено отправителю (л.д. 146-147).
Таким образом, ООО "Транзит-Авто" не обеспечило получение почтовой корреспонденции по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не проявив должную степень осмотрительности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 N 3563/13, поскольку заказному письму присваивается идентификационный номер, то должностные лица административного органа могли отследить его вручение (либо невручение) адресату, воспользовавшись услугой отслеживания почтовых отправлений на официальном сайте предприятия "Почта России". Данная услуга предполагает внесение информации почтового идентификатора на каждом этапе пересылки в единую систему учета и контроля, благодаря чему через Интернет можно отследить прохождение почтового отправления.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Суд учитывает, что общество было извещено надлежащим образом о возбуждении дела об административном правонарушении (дело возбуждено протоколом об административном правонарушении).
Общество административному органу не сообщало о необходимости извещения о совершении процессуальных действий по какому-либо иному адресу (не по адресу регистрации).
При таких обстоятельствах, административным органом не было допущено процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 6.4 Закона.
Судом также не установлены основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности с учетом пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и важности охраняемых отношений (жизнь и здоровье пассажиров).
С учетом изложенного, постановление от 31.08.2017 N 33 о привлечении ООО "Транзит-Авто" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 90 000 рублей является законным.
Основания для отмены решения суда от 25.04.2018 и удовлетворения жалобы общества судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 апреля 2018 года по делу А32-38715/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.