21 июня 2018 г. |
Дело N А83-13234/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В. и Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи помощником судьи Потапчук Е.И.,
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от Администрации города Алушты Республики Крым - Торопова Ирина Владимировна, доверенность от 09.01.2018 N 02-1/1, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.02.2018 по делу N А83-13234/2017 (судья Чумаченко С.А.)
по иску Администрации города Алушты Республики Крым к акционерному обществу "Пансионат "Море", при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора - Управления земельных отношений Администрации г. Алушты, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым,
о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Крым обратилась Администрация города Алушты Республики Крым (далее - истец, Администрация) с исковым заявлением, согласно которому истец с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просил суд взыскать с общества ограниченной ответственностью "Пансионат "Море" (далее - ответчик, Общество, ООО "Пансионат "Море") в пользу Администрации задолженность по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 5207349,86 рублей и пени за период с 01.01.2017 по 02.08.2017 в размере 634750,09 рублей.
Исковые требования были мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора аренды земельного участка в части внесения арендных платежей с учетом Решением Алуштинского городского совета от 25.12.2016 N 25/79.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.02.2018 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Алушты Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец сослался на то, что судом первой инстанции неправомерно применены положения пункта 3.4 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденных Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (далее - Постановление N 450), безосновательно не принято во внимание нормативное регулирование арендной платы, установленное Решение Алуштинского городского совета от 25.12.2016 N 25/79 и нормативная (кадастровая) цена земельного участка, установленная Постановлением N 450 и внесенная в публичную кадастровую карту России. При этом истец полагает, что Решение Алуштинского городского Совета от 26.12.2011 N 7/560 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель г.Алушты" утратило свою силу.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 произведена замена судьи Сикорской Н.И. на судью Тарасенко А.А..
В судебном заседании представитель администрации и Управления поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила суд решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании 14.06.2018 представители АО "Пансионат "Море" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, не явившихся в судебное заседание.
Администрацией подавались ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, подтверждающих размер нормативной денежной оценки земельного участка.
Пунктом 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным принять представленные Администрацией доказательства.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
05.06.2008 между открытым акционерным обществом "Пансионат "Море" и Маломаякским сельским Советом на основании решения 16 сессии 5 созыва Маломаякского сельского совета N 16-25 от 14.03.2008 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 0110391800:06:001:0170, общей площадью 6,9265 га, расположенного по адресу: г. Алушта, п. Лазурное, ул. Слуцкого, 77, сроком на 49 лет (далее - договор).
Договор аренды указанного земельного участка зарегистрирован в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли Маломаякского сельского совета, о чем сделана запись от 19.12.2008 за номером 04080020034.
19.12.2008 по акту приема-передачи земельный участок был передан арендатору - открытому акционерному обществу "Пансионат "Море".
Открытое акционерное общество "Пансионат "Море" (дата государственной регистрации - 23.05.2000) привело свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрировалось 15.08.2014 в качестве юридического лица как акционерное общество "Пансионат "Море", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1149102030923.
Пунктом 4 договора, установлена нормативная денежная оценка участка составляет 10266458,30 грн.
Арендная плата вносится в денежной форме в размере 1026645,83 грн. в год, что в месяц составляет 85553,82 грн. (пункт 7 договора).
В соответствии с пунктом 8 договора, расчет размера арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются во время заключения или изменения условий договора аренды или продления его действия.
Согласно пункту 9 Договора, арендная плата вносится ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца, следующего за последним календарным днем отчетного месяца.
В случае не внесения арендной платы в сроки, предусмотренные настоящим договором, начисляется пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Акционерным обществом "Пансионат "Море" за период с 01.01.2017 по 02.08.2017 была произведена оплата за аренду земельного участка в размере 2459411,53 руб.
Таким образом, по мнению истца за акционерным обществом "Пансионат "Море" числится заложенность за указанный период в размере 6740708,14 руб.
10.08.2017 Администрация города Алушты Республики Крым направило в адрес акционерного общества "Пансионат "Море" претензию (требование) о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 6740708,14 руб. и пени за период с 01.01.2017 по 02.08.2017 в размере 634750,09 руб. по расчету произведенному администрацией в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12 ноября 2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", согласно Приложения N 3 постановления N 450 раздел 2 устанавливает порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым по формуле:
НЦзу=НЦхП, где
НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях;
НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему постановлению, в рублях;
П- площадь земельного участка, в квадратных метрах.
В связи с тем, что ответчиком не уплачена выставленная истцом к оплате арендная плата и пеня, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым в удовлетворении исковых требований отказано.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения, исходя из следующего.
21.03.2014 года вступил в силу Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно пунктом 6 статьи 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
19.12.2014 Алуштинским городским советом принято решение N 5/91 "О вопросах правопреемства", согласно пункту 3 которого определено, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Алушта, выступает Администрация города Алушты Республики Крым в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого ей, и которое входит в состав казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, а также в отношении иного имущества, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым в соответствии с правовыми актами Алуштинского городского совета Республики Крым.
Таким образом, Администрация города Алушты Республики Крым является правопреемником Арендодателя.
Ответчик привел свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрировался в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Договор аренды был заключен сторонами на территории Автономной Республики Крым до 18.03.2014.
Как следует из статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 12.1 Закон N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) размер арендной платы определяется договором аренды.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункты 1 и 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер платы по договору аренды земельного участка, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, определяется в соответствующем нормативном акте органа власти. При этом должны учитываться особенности регулирования земельных отношений, установленные Законом N 6-ФКЗ, Законом N 38-ЗРК и соответствующими подзаконными актами.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что при определении размера арендной платы за 2017 год истцом не верно применена нормативная цена земельного участка, с чем соглашается судебная коллегия. При этом, ссылка суда первой инстанции на нормативный акт местного органа, не подлежащий применению (решение Алуштинского городского совета от 26.12.2011 N 7/560), не повлиял на обоснованность данного вывода.
Так, решением Маломаякского сельского совета города Алушты Автономной Республики Крым от 08.07.2013 N 26-1 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель села Лазурное города Алушты Автономной Республики Крым" была утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель села Лазурное города Алушты Автономной Республики Крым.
Как следует из вышеуказанного решения, спорный земельный участок находится в экономико-планировочной зоне "И9", стоимость 1 кв.м. земель по экономико-оценочным районам согласно коэффициенту функционального использования составляет 260,53 грн. При этом, судебная коллегия отмечает, что неверное отображение на графическом материале, являющемся приложением к решению Маломаякского сельского совета города Алушты Автономной Республики Крым от 08.07.2013 N 26-1 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель села Лазурное города Алушты Автономной Республики Крым" зоны под наименование "К9", описание которой отсутствует в тексте решения, не свидетельствует о наличии оснований для установления иной нормативной денежной оценке спорного земельного участка.
При этом, извлечением N 61 из технической документации о нормативной денежной оценке земель от 22.01.2014 также подтверждается, что спорный земельный участок расположен в экономико-планировочной зоне "И", норматвная денежная оценка земельного участка составила 9293285,05 рублей. Данное доказательство является надлежащим при определении нормативной цены (нормативной денежной оценки) земельного участка, исходя из положений статей 20, 23 Закона Украины "Об оценке земли".
Как следует из Расчета размера годовой арендной платы, утвержденного главой Маломаякского сельского совета от 20.03.2014 N 806, данный расчет произведен в соответствии с нормативно-денежной оценкой земель города Алушты, утвержденной решением Маломаякского сельского совета города Алушты Автономной Республики Крым от 08.07.2013 N 26-1 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель села Лазурное города Алушты Автономной Республики Крым".
Вместе с тем, как следует из представленных истцом документов и пояснений, определяя задолженность общества по арендной плате, Администрация исходила из нормативной цены, установленной Постановлением N 450.
Судебная коллегия отмечает, что в указанном случае, нормативная денежная цена земельного участка установлена решением Маломаякского сельского совета города Алушты Автономной Республики Крым от 08.07.2013 N 26-1 и является действующей на момент рассмотрения спора судом первой инстанции.
Решение Алуштинского городского совета от 25.12.2016 N 25/79 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее - Положение).
Пунктом 2.5 Положения, в редакции, действовавшей в период спорных отношений, установлено, что годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:
АП = КСзу x % ВРИ x Ки, где:
АП - годовой размер арендной платы за земельный участок;
КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена);
Ки - коэффициент инфляции.
При этом указанным Положением не устанавливались ни размер нормативной цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ни особый порядок ее определения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что в данном случае должны применяться общие правила определения нормативной цены, действующие на территории Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 11 N 38-ЗРК нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
Пунктом 1 Постановления N 450 установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8. При пересчете нормативной цены земельного участка, установленной до 1 января 2014 года, учитываются коэффициенты инфляции, установленные приложением 4 к настоящему постановлению, а при пересчете нормативной цены земельного участка сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пашня), установленной до 1 января 2012 года, кроме коэффициентов инфляции учитывается также коэффициент 1,756. Нормативная цена, установленная по состоянию на 2014 год, начиная с 1 января 2015 года ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Закона N 38-ЗРК до утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Пунктом 2 Постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1); установлено, что нормативная цена земель населенных пунктов начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года. Кроме того, пунктом 4 утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Именно данная нормативная цена внесена в публичную карту России.
Как следует из пункта 2.3 указанного Положения нормативная цена, установленная в приложении 1 к постановлению, применяется при отсутствии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка.
С учетом указанным норм права, судебная коллегия пришла к выводу, что нормативная цена в соответствии с пунктом 2 Постановления N 450 и внесенная в внесенная в публичную кадастровую карту России применяется в случае отсутствия документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка до 21.03.2014, а также в случае заключения новых договоров аренды.
Учитывая, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, не утверждены, а нормативно-денежной оценка земель села Лазурное утверждена решением Маломаякского сельского совета города Алушты Автономной Республики Крым от 08.07.2013 N 26-1 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель села Лазурное города Алушты Автономной Республики Крым", применению подлежит нормативная цена, установленная вышеуказанным рещшением, с учетом соответствующего уровня инфляции, а не утвержденная Постановлением N 450 и внесенная в публичную карту России.
Судебная коллегия отклоняет довод представителя апеллянта о том, что вышеуказанная нормативная денежная оценка земель села Лазурное утратила свою силу в связи с истечением срока.
В соответствии со статьей 20 Закона Украины от 11.12.2003 N 1378-1V "Об оценке земель" "Об оценке земель" (далее - Закон N 1378-1V), установлено, что по результатам бонитировки грунтов, экономической оценке земель и нормативной денежной оценке земельных участков составляется техническая документация.
Согласно статье 23 Закона N 1378-1V предусмотрено, что техническая документация по бонитировке грунтов, экономической оценке земель и нормативной денежной оценке земельных участков в пределах населенных пунктов утверждалась соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, независимо от их целевого назначения проводилась не реже чем один раз в 5-7 лет.
Решением Маломаякского сельского совета города Алушты Автономной Республики Крым от 08.07.2013 N 26-1 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель села Лазурное города Алушты Автономной Республики Крым" была утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель села Лазурное города Алушты Автономной Республики Крым, а также установлено, что взимание платы за землю в виде земельного налога и арендной платы по утвержденной нормативной денежной оценке земель села Лазурное осуществлять с 01.01.2014.
В соответствии со статьей 15 Закона N 1378-IV, основанием для проведения оценки земель, в том числе нормативной денежной оценки земельных участков, является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Нормативная денежная оценка земельных участков может проводиться также на основании договора, который заключается заинтересованными лицами в порядке, установленном законом. По результатам проведения нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация.
Закон N 1378- IV, предусматривающий срок действия результатов нормативной денежной оценки 5-7 лет предоставлял органу местного самоуправления право по истечении 5 лет принять решение о проведении новой нормативной денежной оценке.
Нормативная денежная оценка земель села Лазурное, утвержденная Решением Маломаякского сельского совета города Алушты Автономной Республики Крым от 08.07.2013 N 26-1, с учетом положения статьи 18 Закона N 1378- IV и статьи 11 Закона N 38-3PK действует до 01.01.2021.
Судебная коллегия полагает обоснованным довод апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции пункта 3.4 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Вместе с тем, применение судом данной нормы не привело к ошибочному выводу о размере нормативной цены земли.
Относительно применения уровня инфляции истцом при расчете исковых требований судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии Постановлением N 450 нормативная цена земель населенных пунктов ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на начало 2015 года утвержден уровень инфляции, не превышающий 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года). Дальнейшее изменения уровня инфляции в течение отчетного года правового значения для определения нормативной цены земли не имеет. Следовательно, уровень инфляции при определении нормативной цены земли за 2015 год должен составлять 1,055. Применение иного уровня инфляции в указанном случае является неправомерным.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015, порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как указывалось ранее, решением Алуштинского городского совета от 25.12.2016 N 25/79 (вступило в силу с 01.01.2017) утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за землю муниципальной собственности.
Положением г. Алушты утверждены ставки от нормативной цены, за аренду земель муниципальной собственности.
В отношении земельного участка с видом разрешенного использования - гостиничное хозяйство, находящегося в аренде Общества, Положением ставка установлена в размере 6% от нормативной цены (пункт 2.4 Положения). При этом, указанная ставка является самой большой из всех утвержденных.
Как следует из материалов дела, договором аренды установлена ставка для определения годового размера арендной платы в размере 10% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Данная ставка применялась акционерным обществом "Пансионат "Море" и администрацией при определении размера арендных платежей по договору, в том числе при расчете арендных платежей за 2017 год, что превышает размер ставки от нормативной цены установленной в размере 6%.
Общая сумма арендных платежей, внесенных в 2017 году акционерным обществом "Пансионат "Море" за земельный участок 6,9265 га согласно платежных поучений имеющихся в материалах дела: N 14 от 09.01.2017, N 286 от 02.02.2017, N 401 от 07.03.2017, N 779 от 04.04.2017, N 1149 от 11.05.2017, N 1550 от 15.06.2017, N 2008 от 06.07.2017, N 2467 от 31.07.2017, N 2467 от 31.07.2017, составляет 3992799,81 руб, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о превышении уплаченной ответчиком суммы относительно размера арендной платы, а также с тем, что задолженность у ответчика за период с 01.01.2017 по 02.08.2017 отсутствует. В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности по арендной плате.
Согласно статьям 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 11 договора, в случае не внесения арендной платы в сроки, предусмотренные настоящим договором, начисляется пеня в размере 0,3 % неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у ответчика за период с 01.01.2017 по 02.08.2017 задолженность по арендной плате отсутствует, в связи с ее оплатой, что подтверждается платежными поручениями. Оплата была произведена в установленные договором сроки. Следовательно оснований для взыскания пени предусмотренной п. 11 договора у суда также отсутствует.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы коллегия судей приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.02.2018 по делу N А83-13234/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.02.2018 по делу N А83-13234/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Колупаева Ю.В. |
Судьи |
Евдокимов И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.