г. Пермь |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А71-943/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя: акционерного общества "Удмуртавтотранс" (ИНН 1835076756, ОГРН 1071841002210): представители не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610): Леонтьев А.А. по доверенности от 15.06.2018;
от третьих лиц:
от индивидуального предпринимателя Чупина Вадима Валентиновича: Чупин В.В., предъявлен паспорт, Аккузин А.А., предъявлен паспорт, доверенность от 12.02.2018;
от Администрации муниципального образования "Балезинский район": представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Удмуртавтотранс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 марта 2018 года по делу N А71-943/2018
принятое судьёй Калининым Е.В.,
по заявлению акционерного общества "Удмуртавтотранс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Акционерное общество "Удмуртавтотранс" (далее - заявитель, ООО "Удмуртавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 22.11.2017 N АА01-17-07/8338 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель ООО "Удмуртавтотранс" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что установка кондиционера должна быть разрешена Государственной инспекцией безопасности дорожного движения; представленные ИП Чупиным В.В. документы о поставке, монтаже и пуско-наладке кондиционеров не являются разрешающими документами, поэтому вне зависимости указывает ли организатор конкурса в конкурсной документации конкретный перечень документов, которые должен представить участник конкурса в обоснование наличия систем кондиционировании, как организатор, так и конкурсная комиссия должны руководствоваться требованиями действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, третьи лица Администрация муниципального образования "Балезинский район", ИП Чупин В.В. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны, по основаниям, указанным в отзывах на апелляционную жалобу; просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, третье лицо ИП Чупин В.В. и его представитель поддержали позицию, содержащуюся в отзывах на апелляционную жалобу.
Третьим лицом Администрацией муниципального образования "Балезинский район" в суд апелляционной инстанции направлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заявитель ООО "Удмуртавтотранс" о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со ст. 39.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
В соответствии с ч. 2 - ч.6 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Шкала для оценки критериев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер.
В случае, если нескольким заявкам на участие в открытом конкурсе присвоен первый номер, победителем открытого конкурса признается участник открытого конкурса, по предложению которого установлен маршрут регулярных перевозок, а при отсутствии такого участника - участник открытого конкурса, заявка которого подана ранее других заявок, получивших высшую оценку.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Перечень неисправностей и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
В ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации МО "Балезинский район" о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в МО "Балезинский район" от 23.08.2017 N 1222 объявлено о проведении конкурса по 15 лотам (объявление о проведении открытого конкурса размещено на сайте www.balezino.udmurt.tu).
04.09.2017 - дата начала приема подачи заявок для участия в конкурсе.
С 04.10.2017 по 17.10.2017 - период рассмотрения заявок, поданных для участия в конкурсе.
17.10.2017 - дата и время подведения итогов конкурса.
Согласно п. 9.13 Конкурсной документации конкурсная комиссия отказывает участнику конкурса в допуске к участию в конкурсе, если, в том числе представленные вместе с заявкой на участие в конкурсе документы содержат недостоверные сведения; заявка и (или) прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям, предусмотренным конкурсной документацией. Отказ в допуске к участию в конкурсе по другим основаниям не допускается.
Согласно п. 10.2 раздела 10 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших участников конкурса в соответствии со шкалой оценки критериев заявок участников конкурса и в порядке, которые установлены Конкурсной документацией.
Согласно Приложению N 4 к Конкурсной документации "Шкала для оценки критериев заявок участников открытого конкурса" устанавливает, в том числе, следующие критерии: оснащенность транспортных средств системой кондиционирования воздуха; оснащенность транспортных средств оборудованием, осуществляющего непрерывную аудио-и видеофиксацию.
В соответствии с подп. 7 п. 6.2 раздела 6 Конкурсной документации участник представляет к заявке на конкурс копии документов, подтверждающие характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок, в том числе, оснащенность транспортных средств системой кондиционирования воздуха.
Согласно протоколу от 04.10.2017 N 1 вскрытия конвертов с заявками, на участие в конкурсе по лоту N 8 сообщение "п. Балезино - д. Пибаньшер" подано три заявки от следующих участников: АО "Удмуртавтотранс", ИП Чупина В.В., ООО "Лидер-Авто". Все три участника допущены для участия в конкурсе.
Согласно протоколу от 17.10.2017 N 2 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе победителем конкурса по лоту N 8 сообщение "п.Балезино - д. Пибаньшер" признан ИП Чупин В.В., заявке которого присвоено 20 баллов.
26.10.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление АО "Удмуртавтотранс" (вх. N 8406) на нарушение конкурсной комиссией Администрации муниципального образования "Балезинский район" требований п. 3 ч. 1 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в неправомерном начислении 1 балла по критерию оценки "оснащенность транспортных средств системой кондиционирования воздуха" в связи непредставлением ИП Чупиным В.В. документов, достоверно подтверждающих оборудование автобусов системой кондиционирования.
По результатам рассмотрения указанного заявления АО "Удмуртавтотранс" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике принято решение N АА01-17-07/8338 от 22.11.2017 об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
АО "Удмуртавтотранс", не согласившись с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
Антимонопольным органом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в составе заявки для участия в конкурсе по лоту N 8 ИП Чупин В.В. представил копию договора б/н от 30.12.2016 аренды транспортных средств, на которых ИП Чупин В.В. планировал осуществлять регулярные перевозки по лоту N 8 сообщением "п. Балезино - д. Пибаньшер" (ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер Н216УР/18, ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер Н223УР/18).
Также в составе заявки для участия в конкурсе ИП Чупин В.В. представил копию договора от 12.01.2017 N 4/2017 на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию систем кондиционирования воздуха в количестве 7 штук, на автобусы, перечисленные в пункте 1.3 указанного договора; копию акта приемки-сдачи работ по поставке, монтажу системы кондиционирования воздуха от 22.02.2017 (в том числе, на автобусы, указанные в заявке для участия в конкурсе по лоту N 8: ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер Н216УР/18, ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер Н223УР/18).
Как верно отметил суд первой инстанции, заказчик Администрация муниципального образования "Балезинский район" не является контролирующим органом в области безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств.
Доказательств того, что транспортные средства, указанные в заявке ИП Чупина В.В. для участия в конкурсе по лоту N 8: ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер Н216УР/18, ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер Н223УР/18 не допущены уполномоченным органом до участия в дорожном движении в связи с установкой на них системы кондиционирования воздуха, в материалах дела не имеется.
Следовательно, у конкурсной комиссии отсутствовали основания для иной оценки заявки ИП Чупина В.В. по критерию за оснащенность транспортных средств системой кондиционирования.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что в действиях конкурсной комиссии отсутствовали признаки нарушения требований Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для отмены оспариваемого ненормативного правового акта антимонопольного органа не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
ООО "Удмуртавтотранс" в суд апелляционной инстанции представлено платежное поручение от 18.04.2017 N 5, подтверждающий уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 104,176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 марта 2018 года по делу N А71-943/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Удмуртавтотранс" - без удовлетворения.
Возвратить заявителю акционерному обществу "Удмуртавтотранс" (ИНН 1835076756, ОГРН 1071841002210) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 5 от 18.04.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.