г. Вологда |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А05-12562/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от прокуратуры Архангельской области Иволги О.В. по поручению от 13.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 марта 2018 года по делу N А05-12562/2017 (судья Шашков А.Х.),
установил:
прокуратура Архангельской области (место нахождения: 163002, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15; ИНН 2901052689, ОГРН 1022900513063; далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2901200111, ОГРН 1102901001356; далее - Министерство), акционерному обществу "Группа "Илим" (место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, улица Марата, дом 17; ИНН 7840346335, ОГРН 5067847380189; далее - Общество) о признании недействительным договора аренды лесных участков от 29.05.2015 N 1807 в части:
в пункте 2.1 слов: "4 044 986 руб. 10 коп., в том числе в части минимального размера платы - " и "в части превышающей минимальный размер платы - 1 048 700 руб. 10 коп.";
в абзаце первом пункта 2.2 слов: "с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон, и рассчитываемого по формуле";
в абзаце седьмом пункта 2.2 слов: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта- 1,35";
в приложении 5 к договору N 1807, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в куб.м, размер арендной платы, примечание, в первом столбце (наименование показателя) в строках 4, 7, 10 слова: "превышающий размер";
в приложении 5 к договору N 1807, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в куб.м, размер арендной платы, примечание, в третьем столбце (итого арендная плата, руб.) в строках 4, 7, 10 цифры: "623 475,39", "607 374,56", "16 100,83";
в приложении 5 к договору, в разделе "расчет размера арендной платы" в пятом абзаце слова: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта- 1,35".
Определениями от 20.10.2017, 21.11.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Архангельскую область в лице Министерства финансов Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; ИНН 2901061980, ОГРН 1022900535558;), Российскую Федерацию в лице Федерального агентства лесного хозяйства (место нахождения: 113184, Москва, улица Пятницкая, дом 59/16; ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298).
Решением суда от 27.03.2018 в иске отказано.
Прокуратура с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просила его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Лесные участки предоставлены Обществу без проведения торгов. Арендная плата в данном случае является регулируемой на основании пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) при расчете арендной платы к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применяется понижающий коэффициент 0,5. Установление в договоре дополнительных платежей в составе арендной платы является незаконным. Договор от 29.05.2015 N 1807 в части применения к расчету арендной платы на период окупаемости инвестиционного проекта повышающего коэффициента 1,35 противоречит статьям 422, 424, 614 ГК РФ, в силу пункта 2 статьи 168 Кодекса является ничтожным. В нарушение Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Постановления N 310 Министерство не создало для инвесторов вышеуказанные благоприятные условия, а дополнительно взыскивает денежные средства, которые могли быть направлены на создание положительных социальных эффектов. Распоряжение Министерства от 10.04.2008 N 129 содержит условие о том, что размер и порядок внесения арендной платы за арендуемые лесные участки в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливаются в соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 310 (пункт 7.1 распоряжения), в котором установление иных коэффициентов превышения над минимальным размером арендной платы не предусмотрено. В выписке из протокола заседания комиссии по отбору и утверждению заявок от 08.04.2008 N 1 отсутствуют сведения о том, по каким критериям происходил отбор, являлся ли предметом конкурса порядок расчета арендной платы с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы. Установление в договоре аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, дополнительных платежей в составе арендной платы на период окупаемости инвестиционного проекта противоречит целям государственной поддержки.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, требования удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Прокуратуры, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, письменные доказательства, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, органами Прокуратуры в ходе проверки соблюдения законодательства о лесопользовании выявлены нарушения закона в деятельности Министерства при предоставлении в пользование Обществу лесных участков для заготовки древесины в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктами 1, 8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений, в том числе по предоставлению лесных участков в аренду, отбору и утверждению заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 10.04.2008 N 129р утверждена заявка Общества от 11.03.2008 на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Пунктом 7.1 распоряжения N 129р предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с пунктами 1(1), 1(2) Постановления N 310.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по отбору и утверждению заявок коммерческих организацию на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов от 08.04.2008 N 1, рассмотрение и отбор заявок, в том числе заявки Общества, проходили на конкурентной основе.
Инвестиционный проект Общества приказом Минпромторга России от 24.06.2008 N 6 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Общество обратилось в Министерство с заявлением о согласовании и утверждении изменений к инвестиционному проекту.
Распоряжением Министерства от 04.02.2015 N 123р утверждена заявка Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект.
В пункте 8 распоряжения от 04.02.2015 N 123р указано, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течение срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливаются в соответствии с подпунктами 1 (1) и 1 (2) пункта 1 Постановления N 310.
Министерство и Общество 29.05.2015 заключили договор аренды лесных участков N 1807, предоставляемых Обществу для реализации инвестиционного проекта.
Согласно договору Обществу предоставлены лесные участки на землях лесного фонда на территории Яренского лесничества в границах Витюнинского, Урдомского участковых лесничеств, общей площадью 172 538 га сроком использования до 28.05.2064.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 договора годовой размер арендной платы за пользование лесными участками для общества определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон в размере 1,35.
На период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта по договору (8 лет 11 месяцев, до 28.04.2024) минимальный размер арендной платы рассчитывается в соответствии с требованиями пункта 1(1) Постановления N 310, то есть к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка применяется коэффициент 0,5.
Порядок расчета и сроки внесения арендной платы определены пунктами 2.5-2.8 договора. При этом окончательный размер арендной платы фиксируется в протоколе согласования размера и сроков внесения арендной платы (приложение 5 к договору).
Прокуратура, полагая, что правовых оснований для применения в расчете арендной платы любых повышающих коэффициентов и получения от арендодателя повышенного размера арендной платы у Министерства не имелось, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца необоснованными в связи с истечением срока исковой давности, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд с данным выводом суда первой инстанции не согласен.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 названного Кодекса).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе (статья 166 ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Так, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
Статьей 422 указанного Кодекса определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Таким образом, ставки платы за аренду рассматриваемого лесного участка должны соответствовать Постановлению N 310.
Из анализа приведенных норм права следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в названном Постановлении.
Пунктом 1 части 3 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действующей на момент спорных правоотношений, определено, что при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов. В настоящее время аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".
В рассматриваемом случае Министерством лесные участки Обществу предоставлены по договору аренды без проведения торгов, что соответствует положениям части 3 статьи 73.1 ЛК РФ.
Как указано в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
В данном случае договор аренды заключен не по результатам проведения торгов, а в порядке предоставления Обществу в пользование лесных участков в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Поскольку лесные участки Министерством предоставлены Обществу без проведения торгов, арендная плата в данном случае является регулируемой (пункт 4 статьи 447 ГК РФ) и в силу пункта 1(1) Постановления N 310 при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применяется конкретный коэффициент.
Применение иных коэффициентов действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, указание в договоре в оспариваемых пунктах на применение коэффициента превышения при расчете и определении размера арендной платы за предоставленные Обществу лесные участки не соответствует закону, является недействительным (ничтожным).
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Положениями статьи 197 данного Кодекса предусмотрены специальные сроки исковой давности для отдельных видов требований.
В частности, по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 199 упомянутого Кодекса определено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Как следует из материалов дела, договор аренды лесных участков заключен 29.05.2015. Течение срока исковой давности по иску Прокуратуры началось с 29.05.2015. С иском Прокуратура обратилась в суд 21.09.2017, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, требования Прокуратуры - удовлетворению полностью.
Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ за счет Общества с учетом освобождения от уплаты государственной пошлины в бюджет Прокуратуры и Министерства.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 марта 2018 года по делу N А05-12562/2017 отменить.
Признать недействительным договор аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 29 мая 2015 года N 1807, заключенный Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и акционерным обществом "Группа "Илим" в части:
в пункте 2.1 слов: "4 044 986 руб. 10 коп., в том числе в части минимального размера платы - " и "в части превышающей минимальный размер платы - 1 048 700 руб. 10 коп.";
в абзаце первом пункта 2.2 слов: "с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон, и рассчитываемого по формуле";
в абзаце седьмом пункта 2.2 слов: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта- 1,35";
в приложении 5 к договору N 1807, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в куб.м, размер арендной платы, примечание, в первом столбце (наименование показателя) в строках 4, 7, 10 слова: "превышающий размер";
в приложении 5 к договору N 1807, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в куб.м, размер арендной платы, примечание, в третьем столбце (итого арендная плата, руб.) в строках 4, 7, 10 цифры: "623 475,39", "607 374,56", "16 100,83";
в приложении 5 к договору N 1807, в разделе "расчет размера арендной платы" в пятом абзаце слова: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта- 1,35".
Взыскать с акционерного общества "Группа "Илим" в доход федерального бюджета 4500 руб. государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.