г. Самара |
|
22 июня 2018 г. |
дело N А72-348/2018 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон, апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2018 по делу N А72-348/2018 (судья Чернышова И.В.), принятое в порядке упрощенного производства.
по иску товарищества собственников жилья "Радуга" (ОГРН 1087325007417, ИНН 7325083130) к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133), к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации город Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации город Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), третье лицо администрация города Ульяновска о взыскании
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Радуга" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации город Ульяновска о взыскании 31 920,90 руб. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д.101
По ходатайству истца первоначальный ответчик заменен на муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование город "Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска и муниципальное образование "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска, в качестве третьего лица администрация г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области в виде резолютивной части от 22.03.2018 исковые требования удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика. 10.04.2018 суд изготовил мотивированное решение.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска не согласилось с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что задолженность в период с 01.12.2014 по 31.05.2016 по взносам за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования " г.Ульяновск" взыскана с администрации города Ульяновска Фондом. В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал, что он является ненадлежащим ответчиком. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в период с 01.12.2014 являлось собственником 5 жилых помещений (квартиры N 11, N 15, N 31, N 52, N 57), расположенных в указанном доме, общей площадью 267,7 кв.м, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные муниципальные квартиры переданы по договорам социального найма проживающим в них гражданам, что подтверждено ордерами на жилые помещения, лицевыми счетами и справками формы N 8, предоставленными в материалы дела.
Квартира N 11 площадью 67,6 кв.м находилась в муниципальной собственности по 05.06.2015, квартира N 52 площадью 53,9 кв.м - по 22.06.2016, квартира N 57 площадью 35,3 кв.м - по 22.07.2016, квартиры N 15 площадью 54,8 кв.м и N 31 площадью 56,1 кв.м по настоящее время являются собственностью муниципального образования. Расчет произведен истцом исходя из указанных площади и периодов.
Собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: город Ульяновск, ул. Робеспьера, дом 101, принято решение о формировании на специальном счете фонда капитального ремонта общего имущества дома, исходя из минимального размера взноса, установленного Правительством Ульяновской области, определив ТСЖ "Радуга" в качестве организации, осуществляющей начисление, сбор и перечисление взносов (протокол от 23.12.2013 N 17).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.07.2013 N 304-П минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области установлен в размере 5,20 руб. за квадратный метр площади на период с 2014 по 2016 год.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П на территории Ульяновской области с 01.06.2016 минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов установлен в размере 5,40, руб. за квадратный метр площади помещения в многоквартирных домах выше 9 этажей.
Договорные отношения между сторонами спора отсутствуют.
Истец просит взыскать с ответчика взносы на капитальный ремонт за период с 01.12.2014 по 30.11.2017 в сумме 31 920,90 руб.
При этом истец представил в материалы дела письма к ответчикам с требованием оплатить взносы на капитальный ремонт и ответы администрации г. Ульяновска о перечислении истцу данных средств после поступления их из бюджета города.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования "город Ульяновск" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Собственниками жилого дома N 101 по ул. Робеспьера в г. Ульяновске указанное право реализовано, решение принято и оформлено протоколом N 17 от 23.12.2013, взносы на капитальный ремонт дома начислялись ТСЖ "Радуга" и перечислялись собственниками помещений в доме на специальный счет, кроме указанных выше квартир, находившихся в муниципальной собственности.
В силу статьи 1102 ГК РФ которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании 31 920,90 руб. взносов на капитальный ремонт общего имущества судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Частью 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, плата за содержание и ремонт общего имущества в отношении муниципальных нежилых помещения должна быть возложены на казну муниципального образования "город Ульяновск".
Спорные помещения являются (или являлись в заявленный истцом период) муниципальной собственностью, в связи с чем согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом: решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы; передача муниципального имущества в возмездное и безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждение, совершение иных сделок, в том числе приватизация, создание межмуниципальных хозяйственных обществ в соответствии с федеральными законами в порядке, установленном Городской Думой.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно представленной в материалы дела ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 130, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Данное обстоятельство и доводы Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска имеющимися в материалах дела доказательствами не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
Сложившаяся ранее судебная практика по аналогичным спорам судом первой инстанции не принята во внимание, так как основана на иных обстоятельствах, без учета представленных в материалы дела доказательств ведомственной структуры расходов бюджета.
На основании изложенного, требование истца обоснованно удовлетворено в отношении муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, в отношении других ответчиков исковые требования правомерно оставлены без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что задолженность в период с 01.12.2014 по 31.05.2016 по взносам за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования г. Ульяновск взыскана с администрации города Ульяновска Фондом в суде первой инстанции не приводился, в связи с чем судом апелляционной инстанции не принимается и не рассматривается на основании части 7 статьи 268 АПК РФ.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе приводились в суде первой инстанции были исследованы и обоснованно отклонены.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Ходатайство заявителя о назначении судебного заседания с вызовом сторон удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием оснований.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2018 по делу N А72-348/2018 (мотивированное решение изготовлено 10.04.2018) оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2018.
Судья |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.