г. Ессентуки |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А63-21883/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Буденновскгазпромбытсервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2018 по делу N А63-21883/2017 (судья Галушка В.В.)
по заявлению акционерного общества "Буденновскгазпромбытсервис" (ОГРН 1022603221486)
к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601972678) Территориальному отделу N 24 Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, администрации Буденновского района Ставропольского края (ОГРН 1042600684873), администрации муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края (ОГРН 1022603228251),
об оспаривании действий (бездействия),
в судебном заседании участвуют: от Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - Гришин А.В. по доверенности N 8 от 14.01.2016.,
от администрации Буденновского района Ставропольского края - Докшина Н.А. по доверенности N 22 от 09.01.2018,
от администрации муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края Филенко Н.А. (глава муниципального образования).
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2018 отказано в удовлетворении заявления акционерного общества "Буденновскгазпромбытсервис" (далее - общество, заявитель) к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, администрации Буденновского района Ставропольского края по возврату исполнительного листа от 17.12.2008 N 161329; восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа от 17.12.2008 N 161329. В части обжалования бездействия администрации муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края, с. Красный Октябрь, выраженного в не рассмотрении в установленный законом срок обращения заявителя от 31.10.2017 N 16379 заявление удовлетворено. Судебный акт в части отказа в удовлетворении требований мотивирован тем, что срок предъявления исполнительного листа истек и отсутствует уважительность причин для восстановления процессуального срока.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, заявитель ссылается на то, что исполнительный лист для исполнения в установленный законом срок не направлялся, так как имелась устная договоренность с главой администрации муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края о взаимозачете задолженности администрации перед обществом. Казначейство и администрация Буденновского района Ставропольского края возвратили обществу исполнительный лист по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края и Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заявителя, известившего суд о возможности такого рассмотрения.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист от 17.12.2008 N 161329 по делу N А63-10794/08-С3-16 о взыскании с администрации муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края в пользу открытого акционерного общества "Буденновскгазпромбытсервис" 268 518,55 рублей основного долга, поступил в Управление 11.10.2017.
Однако управление письмом от 16.10.2017 N 21-124-021/16 возвратило обществу указанный исполнительный лист и прилагаемые к нему документы, указав на отсутствие у него возможности его исполнить, сославшись на требования статьи 242.1 БК РФ.
Не согласившись с решением казначейства, оформленным указанным письмом, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу п.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, исполнительный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявленными к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Часть 3 ст. 242.1 БК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение в установленном БК РФ порядке, в котором отсутствует такое основание, как обращение за взысканием в ненадлежащий орган.
В то же время согласно ст. 242.1 БК РФ возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после даты принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, либо в течение месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ.
В силу ч.3 ст.321 АПК РФ срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, или частичным исполнением судебного акта.
Согласно ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны, в том числе, наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии со статьей 322 АПК РФ взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 117 АПК РФ.
На основании статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических с лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исчерпывающий перечень способов приватизации муниципального имущества установлен п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного муниципального имущества" (п. 5 ст. 13 этого Закона). Такой способ приватизации муниципального имущества, как передача его в качестве отступного, законодательством непредусмотрен, следовательно, если имущество, находящееся в казне муниципального образования, отчуждается не в рамках отношений, на которые законодательство о приватизации не распространяется (п. 2 ст. 3 упомянутого Закона), передача его на основании соглашения об отступном противоречит закону.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Согласно ст. 53 Закона N 131-ФЗ исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, в свою очередь, определяет, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений), устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 БК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N229-ФЗ) взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, вступил в законную силу 02.12.2008, в связи с чем, срок для предъявления исполнительного листа к исполнению истек 02.12.2011.
Документов, приостанавливающих исполнение требований судебного акта, устанавливающих отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, иных документов, подтверждающих перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, позволяющих применить специальные сроки предъявления исполнительного документа к исполнению, обозначенные в статьи 321 АПК РФ, взыскателем представлено не было.
Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 242 БК РФ полномочия лица, подписавшего заявление о направлении исполнительного листа к исполнению, не были подтверждены соответствующим документом из числа документов, поименованных в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ.
Представленная в комплекте поступивших на исполнение документов копия доверенности от 31.12.2017 N 941, выданная на имя Евгамукова У.Р., не удовлетворяла требованиям статьи 242.1 БК РФ, так как не была заверена нотариально, а стало быть, не могла считаться представленной.
Уведомлением о возврате исполнительного документа от 16.10.2017 N 21-124-021/16 указанный исполнительный лист и прилагаемые к нему документы возвращены в адрес АО "Буденновскгазпромбытсервис" в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ в связи с нарушением установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению и не предоставлением документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ.
Между тем, АО "Буденновскгазпромбытсервис" в заявлении о признании незаконными действий управления по возврату исполнительного документа незаконными, указывает, что управлением было рекомендовано направить исполнительный лист для исполнения в финансовый орган Буденновского муниципального района.
Данное утверждение не соответствуют действительности, что подтверждается прилагаемой копией уведомления о возврате исполнительного документа от 16.10.2017 N 21-124-021/16.
Таким образом, управлением в полной мере соблюдены требования действующего законодательства, послужившие основанием для возврата исполнительного документа взыскателю без исполнения.
В соответствии со статьей 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Часть 3 статьи 242.1 БК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение в установленном БК РФ порядке, в котором отсутствует такое основание, как обращение за взысканием в ненадлежащий орган.
Согласно статье 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны, в том числе, наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
В исполнительном листе от 17.12.2008 N 161329 должником-организацией указана администрация муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета, а не администрация Буденновского муниципального района, то есть, указан орган местного самоуправления другого муниципального образования.
В рамках действующего законодательства обществу разъяснены причины возврата исполнительного документа, ввиду того, что должником по исполнительному листу от 17.12.2008 N 161329 является орган местного самоуправления другого муниципального образования - администрация Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района Ставропольского края, а не администрация Буденновского муниципального района.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Согласно статье 53 Закона N 131-ФЗ исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, который в свою очередь, определяет, что расходные обязательства муниципального образования возникающие в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений), устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, администрация муниципального образования Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района является органом местного самоуправления другого муниципального образования, имеющим свой местный бюджет, устанавливающим и исполняющим свои расходные обязательства самостоятельно за счет средств соответствующего местного бюджета - бюджета Краснооктябрьского сельсовета Буденновского района. В свою очередь, администрация Буденновского муниципального района не вправе исполнять расходные обязательства и отвечать по долгам других муниципальных образований за счет средств своего бюджета - бюджета Буденновского муниципального района.
Действия администрации являются законными, не препятствующими обществу без злоупотребления правом осуществлять законные действия. В то же время, согласно статье 242.1 БК РФ возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество указывает, что Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю в ответе от 16.10.2017 ему было рекомендовано направить исполнительный лист от 17.12.2008 N 161329 для исполнения в финансовый орган Буденновского муниципального района, что не соответствует действительности.
В уведомлении Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о возврате исполнительного документа (исполнительного листа от 17.12.2008 N 161329) не содержится рекомендаций для направления указанного исполнительного листа в финансовый орган Буденновского муниципального района, либо в иной другой орган для исполнения, указывается на истечение срока предъявления исполнительного листа и на несоответствие требованиям бюджетного законодательства к представленной доверенности руководителя общества. В указанном уведомлении также отсутствуют указания на то, что общество обратилось в ненадлежащий орган, а только указываются законные основания возврата исполнительного листа и возможности устранения обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа.
Таким образом, общество без учета норм действующего законодательства, не обоснованно ссылаясь на разъяснения Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (органа, исполняющего государственную функцию организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ) безосновательно направило для исполнения исполнительный лист от 17.12.2008 N 161329 в администрацию Буденновского муниципального района.
Материалами дела не установлено обстоятельств, подтверждающих уважительность причин пропуска обществом срока предъявления исполнительного листа, а все доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, в связи, с чем отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2018 по делу N А63-21883/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.