г. Москва |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А41-39645/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Махмутовой Е.Т.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017 по делу N А41-39645/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Аврора" к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании решения
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб "Аврора" - Агаметов Р.М., Целлер В.И. по доверенности от 21.12.2017,
от Управления Росреестра по Московской области - Аникеева А.И. по доверенности от 29.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Яхт-клуб "Аврора" (далее также - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее также - Управление, заинтересованное лицо) с требованием об оспаривании решения о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимого имущества от 09.02.2017 N МО-17/РКФ-20721.
В судебном заседании 21.11.2017 суд в соответствии со статьей 49 АПК РФ принял уточнения требований, в соответствии с которыми заявитель просит:
- признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 03.03.2017 N МО-17/РКФ-61159 об отказе в государственном кадастровом учете, принятого по заявлению ООО "Яхт-клуб "Аврора" о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2016 N 50-0-1-76/3002/2016-280, незаконным;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению ООО "Яхт-клуб "Аврора" о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2016 N 50-0-1-76/3002/2016-280 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по причине непредставления заявления о государственной регистрации прав на срок, установленный частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017 по делу N А41-39645/17 заявленные требования удовлетворены частично, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 03.03.2017 N МО-17/РКФ-61159 об отказе в государственном кадастровом учете, принятого по заявлению ООО "Яхт-клуб "Аврора" о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2016 N 50-0-1-76/3002/2016-280, признано незаконным, на Управление Росреестра по Московской области возложена обязанность постановить на кадастровый учет объект недвижимости железобетонное сооружение береговых стоянок и спуска маломерных судов по заявлению от 30.12.2016 N 50-0-1-76/3002/2016-280, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В целях постановки на кадастровый учет и внесения соответствующих сведений в ГКН сведений о возведенном железобетонном сооружении береговых стоянок и спуска маломерных судов (слип) ООО "Яхт-клуб "Аврора" обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением от 30.12.2016 N 50-0-1-76/3002/2016-280 об осуществлении кадастрового учета, к которому был приложен технический план сооружения от 28.11.2016 в бумажном виде и на оптическом компакт-диске.
Указанное заявление с приложением технического плана от 28.12.2016 на основании приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 457, передано на рассмотрение по существу в Управление.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением принято решение от 09.02.2017 N МО-17/РКФ-20721 о приостановлении кадастрового учета, мотивированное отсутствием в составе приложения предоставленного технического плана копий документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане.
Поскольку основания для приостановления осуществления кадастрового учета устранены не были, Управлением принято решение от 03.03.2017 N МО-17/РКФ-61159 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Полагая, что оснований для приостановления кадастрового учета железобетонного сооружения береговых стоянок и спуска маломерных судов и, как следствие, для отказа в осуществлении кадастрового учета такого объекта не имеется, ООО "Яхт-клуб "Аврора" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, здесь и далее в редакции по состоянию на 22.12.2016) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства).
С 01.01.2017 в силу вступил Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствии с частью 5 статьи 72 Закона N 218-ФЗ данный нормативный правовой акт по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочего, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пп. 5 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Пунктом 9 указанной статьи регламентировано, что осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Материалами дела, в том числе регистрационным делом по заявлению от 30.12.2016 N 50-0-1-76/3002/2016-280, подтверждается, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 09.02.2017 N МО-17/РКФ-20721 вручено представителю заявителя под расписку 28.02.2017. Доказательств направления уведомления о приостановлении кадастрового учета в установленный законом срок в материалы дела не представлено, судом такое обстоятельство также не установлено.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение принято Управлением в связи с истечением приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением заявителем оснований для приостановления.
Вместе с тем, как следует из содержания решения от 09.02.2017 N МО-17/РКФ-20721 о приостановлении кадастрового учета, конкретный срок приостановления государственным регистратором не установлен. Следовательно, осуществление кадастрового учета приостановлено на трехмесячный срок.
Между тем, решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято Управлением 03.03.2017, то есть до истечения срока приостановления, что действующим законодательством в отсутствие соответствующего заявления не допускается.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является следствием получения разрешения на строительство.
Согласно части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Как усматривается из материалов дела, разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию в отношении спорного сооружения не выдавались, поскольку данный объект носит вспомогательный характер.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В заключении кадастрового инженера также указано, что сооружение представляет собой железобетонную конструкцию подъемно-спускового сооружения для управляемого механизированного подъема маломерных водных судов и их размещение на берегу.
Земельный участок с кадастровым номером 50:42:010101:3, в границах которого расположено сооружение, имеет вид разрешенного использования - под размещение водно-спортивной базы. Спорное сооружение используется для обслуживания пришвартованного судна, находящегося в собственности ООО "Яхт-клуб "Аврора" (свидетельство о 03.06.2004 N 10-2397). Из акта технического освидетельствования железобетонных сооружений береговых стоянок и спуска маломерных судов от 30.04.2006 также усматривается, что такое сооружение эксплуатируется в сезон навигации в акватории Клязьминского водохранилища.
При таких обстоятельствах верным является вывод суда первой инстанции о том, что железобетонное сооружение береговых стоянок и спуска маломерных судов имеет сезонное (временное) назначение, в связи с чем получение разрешительной документации по смыслу статей 51 и 55 ГрК РФ для его строительства не требовалось. Кадастровый учет в данном случае осуществляется на основании технического плана, составленного в соответствии с декларацией объекта.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, ни из решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, ни из уведомления о приостановлении, ни из решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, не усматривается то обстоятельство, что Управление при рассмотрении заявления общества исходило из необходимости получения разрешения на строительство для создания спорного объекта недвижимости и разрешения на ввод его в эксплуатацию.
В обоснование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 09.02.2017 N МО-17/РКФ-20721 Управление указало, что в составе приложения предоставленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане.
В силу пункта 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Технический план сооружения от 28.12.2016 был представлен заинтересованному лицу вместе с соответствующим заявлением 30.12.2016 в соответствии с актуальными на указанную дату требованиями, установленными ст. 41 Закона N 221-ФЗ.
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что технический план сооружения от 28.12.2016 содержит перечень документов, использованных для составления такого плана: кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 50:42:010101:3, на котором расположено сооружение береговых стоянок и спуска маломерных судов, договор аренды от 03.05.2000 N МО-42-333Д земельного участка с кадастровым номером 50:42:010101:0003 и дополнительное соглашение к нему, уставные документы, декларация об объекте недвижимости от 27.12.2016, акт технического освидетельствования от 30.04.2006, проектная документация сооружения. Указанные исходные документы составляют приложение к Техническому плану от 28.12.2016.
Форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке на момент подготовки такой декларации и технического плана закреплялись в Приказе Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628.
Декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
Исследовав декларацию об объекте недвижимости от 27.12.2016, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный документ составлен в полном соответствии с действовавшими требованиями, в связи с чем подготовленный на основании указанной декларации технический план от 28.12.2016 представляет собой надлежащее основание для кадастрового учета вновь образованного сооружения по смыслу статей 22 и 41 Закона N 221-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в распоряжении уполномоченного органа кадастрового учета по состоянию на 09.02.2017 и на 03.03.2017 имелись документы, позволяющие подтвердить существование объекта недвижимости (сооружения), сведения о таком объекте и характеристики, необходимые для внесения соответствующих сведений о таком объекте. Копии документов, на основании которых подготовлен технический план от 28.12.2016, включены в состав такого плана и являются приложениями к нему.
Иных несоответствий представленного технического плана от 28.12.2016 требованиям Закона N 221-ФЗ и Приказу Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оснований для приостановления кадастрового учета у заинтересованного лица не имелось.
Из представленных в материалы дела решения и уведомления о приостановлении иного вывода не следует.
При таких обстоятельствах, с учетом нарушения срока принятия такого решения в период приостановления, решение от 03.03.2017 N МО-17/РКФ-61159 об отказе в осуществлении кадастрового учета также является незаконным, поскольку принято с учетом решения от 09.02.2017 о приостановлении кадастрового учета при отсутствии к тому оснований.
Также правомерным и обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что необходимым и достаточным способом восстановления прав заявителя является возложение на заинтересованное лицо обязанности поставить на кадастровый учет объект недвижимости железобетонное сооружение береговых стоянок и спуска маломерных судов по заявлению от 30.12.2016 N 50-0-1-76/3002/2016-280.
Доводы о незаконности обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении требований об обязании Управления принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета ни в апелляционной жалобе, ни в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции лицами, участвующими в деле, не приведены.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017 года по делу N А41-39645 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.