город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2018 г. |
дело N А53-3346/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области в виде резолютивной части от 23.04.2018 по делу N А53-3346/2018,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Административной инспекции Ростовской области (Межрайонный отдел N 1)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2018 N Р-00098-18 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением в виде резолютивной части от 23.04.2018 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что нарушение выявлено на полосе отвода железной дороги, то есть на земельном участке, относящемся к федеральной собственности. В жалобе также указано, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного КоАП РФ срока.
От Административной инспекции Ростовской области в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, должностным лицом межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области выявлено, что в 13 час. 50 мин. 12.01.2018 ОАО "РЖД" по адресу: территория рощи, в границах о.п. 1337 км., земельный участок с кадастровым номер 61:44:0073801:4, ОАО "РЖД" не обеспечило и не осуществило надлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, а именно: не обеспечены и не проведены работы по благоустройству, содержанию, уборке и санитарной очистке территорий, находящихся в полосе отвода ОАО "РЖД" (территории, прилетающей к посадочной платформе и территория рощи, находящейся в собственности ОАО "РЖД") от твердых коммунальных отходов, что привело к образованию свалочных очагов.
В период с 10 час. 30 мин. до 14 час. 30 мин. 16.01.2018, ОАО "РЖД" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, 84 (станция "Первомайская"), не обеспечило и не осуществило надлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, а именно: не обеспечены и не проведены работы по благоустройству, содержанию, уборке и санитарной очистке территорий, находящихся в полосе отвода ОАО "РЖД" от твердых коммунальных отходов, что привело к образованию свалочных очагов, а также ненадлежащим образом организованы и проведены работы по поддержанию в исправном состоянии фасада здания платформы переходного моста (имеются частичное разрушение фасада и не произведен текущий ремонт фасада; в границах земельного участка с кадастровым номером 61:44:0074001:20 не обеспечены и не проведены работы по благоустройству, содержанию, уборке и санитарной очистке территорий, находящихся в полосе отвода ОАО "РЖД", от твердых коммунальных отходов, что привело к образованию свалочных очагов: по ул. 30 лег Октября, 185 (станции "Левенцовская") не обеспечены и не проведены работы по благоустройству, содержанию, уборке и санитарной очистке территорий, находящихся в полосе отвода ОАО "РЖД" от твердых коммунальных отходов, что привело к образованию свалочных очагов.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах об обнаружении признаков административного правонарушения от 16.01.2018 и от 12.01.2018 и в фототаблице.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административной инспекции в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2018 N Р-0098-18 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
Протокол составлен с участием представителя ОАО "РЖД".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области вынесено постановление от 25.01.2018 N Р-00098-18 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
В постановлении указано, что ОАО "РЖД" допущено нарушение пунктов 1,4. 12 раздела 3, пункта 14 раздела 4, пункта 1 раздела 6. пункта 1,пункта 5, пункта 6 раздела 16 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398.
Ранее открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в течение года, привлекалось за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС (постановления Р-00376-17 о назначении административного наказания от 16.02.2017, вступило в силу 26.05.2017).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 70000 до 100000 рублей.
Согласно пунктам 1,4. 12 раздела 3, пункта 14 раздела 4, пункта 1 раздела 6. пункта 1,пункта 5, пункта 6 раздела 16 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398, все члены городского сообщества должны участвовать в обеспечении и поддержании чистоты, в том числе на территориях частных домовладений, в пределах обязанностей, установленных настоящими Правилами.
Уборочные работы производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил и действующим законодательством.
Не допускается нарушение установленных настоящими Правилами, нормативными актами Администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий города.
Организацию работ по уборке (включая покос сорной растительности) земельных участков береговых полос и водоохранных зон водных объектов общего пользования в границах, определенных Водным кодексом РФ, осуществляют собственники (владельцы) указанных территорий в порядке и на основаниях в соответствии с действующим законодательством о разграничении полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.
На территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет ликвидировать свалочный очаг (свалку) и произвести очистку территории, а при необходимости - рекультивировать поврежденный земельный участок и компенсировать ущерб, причиненный окружающей среде, в соответствии с действующим законодательством.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Собственники обязаны обеспечивать чистоту и порядок на отведенной территории и благоустраивать ее в соответствии с функциональным назначением, с соблюдением требований, предъявляемых к содержанию конкретного объекта благоустройства территории, и обеспечением нормируемого комплекса элементов благоустройства.
Собственники и владельцы зданий и сооружений обязаны:
- систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков);
- проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений;
- при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками;
- очищать и промывать внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах по мере необходимости, но не реже двух раз в год: весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона);
- проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада;
- производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных покрытий).
При осуществлении работ по благоустройству прилегающих к зданию территорий исполнителем работ обеспечивается восстановление поврежденных в процессе работ элементов фасадов, гидроизоляции, отмостки и др.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актами об обнаружении признаков административного правонарушения, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что обществом "РЖД" допущено нарушение приведенных Правил благоустройства, выразившееся в не проведении работ по благоустройству, содержанию, уборке и санитарной очистке территорий, находящихся в полосе отвода ОАО "РЖД" (территории, прилетающей к посадочной платформе и территория рощи, находящейся в собственности ОАО "РЖД") от твердых коммунальных отходов, что привело к образованию свалочных очагов; также ненадлежащим образом организованы и проведены работы по поддержанию в исправном состоянии фасада здания платформы переходного моста (имеются частичное разрушение фасада и не произведен текущий ремонт фасада).
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона N 273-ЗС является доказанным.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения правил благоустройства при осуществлении деятельности в пределах полосы отвода железной дороги.
Правонарушение допущено обществом повторно в течение года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела об административном правонарушении доказано виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы жалобы о том, что нарушение выявлено на полосе отвода железной дороги, то есть на земельном участке, относящемся к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
* использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
* осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
* соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
* не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, проведение своевременных работ по очистке полосы отвода железной дороги от твердых коммунальных отходов является обязанностью открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
При этом, нахождение земельного участка в федеральной собственности не исключает обязанности ОАО "РЖД" по соблюдению Правил благоустройства, утвержденных и действующих применительно к территории города, по которой проходит участок железной дороги.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении с нарушением установленного КоАП РФ срока.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом, при извещении законного представителя общества, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, нарушение срока составления протокола не является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, влекущим незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - благоприятные условия жизни, надлежащее санитарное состояние территории, здоровье людей, а также пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности (общество не признало вину в совершении правонарушения).
Таким образом, основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу А53-3346/2018 в виде резолютивной части от 23 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.