г. Пермь |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А71-21892/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Казань - Спецэнергомонтаж" (ИНН 1656068477, ОГРН 1131690006931) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 марта 2018 года
по делу N А71-21892/2017,
принятое судьей Сидоровой М.С.
по первоначальному заявлению ООО "Казань - Спецэнергомонтаж"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
о признании недействительным решения от 25.10.2017 N 019S19170008464,
по встречному заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
к ООО "Казань - Спецэнергомонтаж"
о взыскании финансовых санкций в размере 52 500 руб.,
установил:
ООО "Казань-Спецэнергомонтаж" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 25.10.2017 N 019S19170008464 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление требования заявителя не признало, заявило встречное требование о взыскании с ООО "Казань-Спецэнергомонтаж" финансовых санкций в размере 52 500 руб. за непредставление страхователем сведений в установленный срок за январь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.03.2018 признано незаконным решение Управления от 25.10.2017 N 019S19170008464. Суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушения прав и законных интересов заявителя. С Управления в пользу общества взысканы судебные расходы в виде госпошлины в размере 3 000 руб. В удовлетворении встречного иска Управлению отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Управление не согласно с выводами суда о том, что наличие технической опечатки в наименовании отчетного периода и даты не свидетельствует о нарушении обществом требований п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ. Заинтересованное лицо полагает, что заявителю ничто не препятствовало организовать работу по полному и своевременному представлению формы СЗВ-М.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которой просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. До начала судебного заседания от заявителя и заинтересованного лица поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. Ходатайства судом рассмотрены по правилам ст. 159 АПК РФ и удовлетворены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что заявитель в нарушение п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ не представил до 17.08.2017 сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2017 года на 105 застрахованных лиц представлены по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью 08.09.2017.
11.09.2017 Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 019S18170007608 (далее акт), согласно которому заявителю вменено нарушение установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2017 года.
Управлением вынесено решение от 25.10.2017 N 019S19170008464 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 52 500 руб.
В целях уплаты финансовых санкций должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.12.2017 N 019S01170177682 со сроком исполнения до 26.12.2017.
Несогласие заявителя с решением Управления послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Поскольку добровольно выставленное должнику требование не исполнено, Управление также обратилось в арбитражный суд, заявив встречный иск о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении встречного иска и признавая решение Управления от 25.10.2017 N 019S19170008464 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Ответственность за представление неполных сведений предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представления им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - июль 2017 года страхователем представлены позднее законодательно установленного срока.
Признавая решение Управления незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период. Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
В соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее Инструкция), страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Изложенная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805.
Исходя из положений п. 39 Инструкции, нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Судами установлено и Управлением не опровергнуто, что первоначально общество представило отчетность формы СЗВ-М за июль 2017 года на 66 застрахованных лиц 08.08.2017, при этом в качестве отчетного периода им ошибочно был указан май 2017 года и дата 13.06.2017. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом проверки отчетности страхователя от 08.08.2017.
Обнаружив ошибку в указании периода и дате, 08.09.2017 общество представило отчетность формы СЗВ-М за июль 2017 года на 105 застрахованных лиц. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом проверки отчетности страхователя от 08.09.2017.
При этом, из представленного расчета по страховым взносам за 3 квартал 2017 года от 11.10.2017 следует, что в июле 2017 года ООО "Казань-Спецэнергомонтаж" являлось страхователем только в отношении 66 застрахованных лиц.
В связи с выявлением ошибок в поданных на застрахованных лиц сведениях страхователем подана форма СЗВ-М с типом "отм" (отменяющая форма) за июль 2017 года на 39 застрахованных лиц. Данные документы были приняты управлением.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела ошибки выявлены, исправлены, отменяющая форма представлена страхователем.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, можно не применять.
Обоснованность изложенной позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, от 07.10.2014 N 302-КГ14-1962, от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896).
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Указывая на нарушение заявителем срока предоставления отчетности за июль 2017 года, Управление ссылается на ее представление лишь 08.09.2017.
При этом факт представления аналогичной по содержанию (за исключением указания отчетного периода и даты) отчетности (с учетом представленной отчетности с типом "отм") 08.08.2017 Управление не опровергает.
Доказательством очевидности допущенной технической ошибки при направлении ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М, является тот факт, что срок для ее направления установлен - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, таким образом, по состоянию на 08.08.2017 не могла быть предоставлена отчетность за май месяц 2017 года, поскольку отчетным периодом является истекший месяц (июль в данном случае), а не текущий.
Представленная в материалы дела отчетность, направленная в Пенсионный фонд 08.08.2017 и принятая УПФ РФ, статус протокола "положительный", идентична отчетности, предоставленной с исправлением отчетного периода, даты и представленной отменяющей формы в отношении сведений о застрахованных лицах, что подтверждает факт допущенной технической ошибки.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отчетность за июль 2017 года представлена обществом с соблюдением установленного срока, а наличие технической опечатки в наименовании отчетного периода и даты не свидетельствует о нарушении обществом требований п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Кром того, при принятии обжалуемого Управлением решения судом первой инстанции учтено, что Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ от 08.08.2017 за май 2017 года.
22.12.2017 Управлением Пенсионного фонда вынесено решение N 019S19170009428 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно решению Управлением установлено, что сведения за май 2017 года были своевременно представлены обществом 13.06.2017, в связи с чем заинтересованным лицом сделан вывод о том, что страхователем не было допущено каких-либо нарушений, связанных со сроками представления сведений за май 2017 года.
В данном случае специалист Пенсионного фонда, получив 08.08.2017 отчет по форме СЗВ-М с очевидно ошибочным указанием отчетного периода - май 2017 года, должен был, обнаружив ошибки, свидетельствующие о неточностях (недостоверности) сведений, направить страхователю извещение (уведомление) об обнаруженных ошибках и в случае отсутствия их исправления в установленный в извещении срок составить акт и привлечь общество к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление в срок недостоверных сведений.
Между тем, в адрес заявителя от Управления не поступало извещений (уведомлений) об обнаружении каких-либо неточностей (ошибок) в отчете, доказательств иного суду не представлено.
Более того, повторное представление исправленного отчета по форме СЗВ-М за июль 2017 года не может расцениваться как представление сведений с нарушением срока, поскольку сами по себе индивидуальные сведения, хотя и содержащие ошибки в указании отчетного периода, были представлены своевременно.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, оспариваемое решение признано судом незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя и несоответствующее законодательству о страховых взносах, в удовлетворении встречных требований, заявленных Пенсионным фондом, отказано обоснованно.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 марта 2018 года по делу N А71-21892/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.