г. Пермь |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А60-71396/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при участии:
от заявителя Областного государственного унитарного предприятия Санаторий "Обуховский" (ИНН 6644000635, ОГРН 1026601073124) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Областного государственного унитарного предприятия Санаторий "Обуховский"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 марта 2018 года
по делу N А60-71396/2017,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению Областного государственного унитарного предприятия Санаторий "Обуховский"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
установил:
Областное государственное унитарное предприятие Санаторий "Обуховский" (далее - заявитель, ОГУП Санаторий "Обуховский") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее - административный орган, Департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу) от 06.12.2017 N 06-03-15/17-2017 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 14.03.2018) оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы об отсутствии вины, считает, что ОГУП Санаторий "Обуховский" не может отвечать за действия третьих лиц, поскольку порядок совершения подписи на титульном листе отчета находится не в его компетенции. Указывает, что выводы суда о наличии объективной стороны правонарушения являются неправомерными, поскольку судом не установлено, что же явилось объективной стороной правонарушения. Ссылается на то, что отчет утвержден и сроки привлечения к ответственности за нарушение сроков его утверждения истекли. Отмечает, что административным органом нарушена процедура привлечения к ответственности, поскольку проверка проведена в отсутствие представителя ОГУП Санаторий "Обуховский"; Костромина Т.Н. не является надлежащим представителем предприятия. Кроме того, полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
Административным органом представлены письменные объяснения по доводам жалобы. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 13.09.2017 N 1541 Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу в период с 20.09.2017 по 17.10.2017 проведена плановая выездная проверка соблюдения ОГУП Санаторий "Обуховский" требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также соблюдения лицензионных требований.
В ходе проверки установлено, что Областное государственное унитарное предприятие Санаторий "Обуховский" осуществляет право пользования недрами на основании лицензии СВЕ N 02602 МЭ от 14.10.2008 на добычу подземных минеральных вод на Санаторном участке Обуховского месторождения (водозаборные скважины NN 10д, 2434, 6366 и 16э) для хозяйственно-бытового водоснабжения, для использования в лечебных целях и промышленного розлива; срок действия лицензии до 30.09.2028.
Объект недропользования - водозаборные скважины N N 10д, 2434, 6366 и 16э Санаторного участка Обуховского месторождения минеральных вод расположен на юго-западной окраине с. Обуховское Камышловского района, в 4 км на юго-запад от г. Камышлов, на правом берегу р. Пышма.
В соответствии с п. 11 лицензионного соглашения к лицензии СВЕ N 02602 МЭ от 14.10.2008, ОГУП Санаторий "Обуховский" необходимо в срок до 31.12.2013 выполнить работы по переоценке запасов подземных минеральных вод Санаторного участка Обуховского месторождения по проекту на опытно-промышленные испытания. После утверждения запасов представить в Уралнедра материалы к корректировке условий недропользования.
Эксплуатационные запасы Санаторного участка по состоянию на 01.12.2007 утверждены Протоколом ТКЗ Уралнедра от 22.05.2002 N 18/02 и Протоколом ГКЗ Роснедра от 22.12.2007 Ш 1538. Оцененные запасы категории С1 являются подготовленными к опытно-промышленной эксплуатации в течение 5 лет.
Между тем, административным органом выявлен факт невыполнения условий недропользования к лицензии СВЕ N 02602 МЭ (п.11), а именно работы по переоценке запасов подземных минеральных вод Санаторного участка Обуховского месторождения по проекту на опытно-промышленные испытания предприятием не выполнялись, запасы не утверждены, материалы в Уралнедра не представлены.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.10.2017.
В связи с чем уполномоченным должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу в отношении ОГУП Санаторий "Обуховский" составлен протокол об административном правонарушении N 06-03-15/17-2017 от 14.11.2017; по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 06.12.2017 N 06-03-15/17-2017 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции при разрешении спора усмотрел наличие в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, вместе с тем на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ изменил назначенное предприятию наказание, снизил размер штрафа до 150 000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции, - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона N 2395-1).
Пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 1 и 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1).
Как следует из материалов дела, ОГУП Санаторий "Обуховский" является владельцем лицензии на право пользования недрами СВЕ N 02602 МЭ от 14.10.2008 с целевым назначением - добыча подземных минеральных вод на Санаторном участке Обуховского месторождения (водозаборные скважины NN 10д, 2434, 6366 и 16э).
Административным органом предприятию вменяется невыполнение п. 11 условий недропользования, являющихся неотъемлемой частью лицензии СВЕ N 02602 МЭ от 14.10.2008 на добычу подземных минеральных вод на Санаторном участке Обуховского месторождения.
Согласно п. 11 условий недропользования ОГУП Санаторий "Обуховский" в срок до 31.12.2013 необходимо выполнить работы по переоценке запасов подземных минеральных вод Санаторного участка Обуховского месторождения по проекту на опытно-промышленные испытания.
Однако данные работы по переоценке запасов подземных минеральных вод Санаторного участка Обуховского месторождения по проекту на опытно-промышленные испытания предприятием не выполнены.
Суд первой инстанции, оценив представленные заявителем в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, правомерно указал, что работы по переоценке запасов подземных минеральных вод Санаторного участка Обуховского месторождения по проекту на опытно-промышленные испытания не выполнялись, запасы не утверждены, материалы в Уралнедра не представлены, обоснованно отметив при этом, что решение об утверждении запасов полезных ископаемых по результатам проведения государственной экспертизы принимается на заседании ТКЗ (территориальные комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых), которые образуются территориальными органами Федерального агентства по недропользованию, с целью исполнения возложенных на Роснедра функций по проведению государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр (пункт 5.2.5 "Положения о Федеральном агентстве по недропользованию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 N 293).
Решение территориальной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых оформляется протоколом, который подписывается всеми членами ТКЗ, принимавшими участие в заседании, и утверждается руководителем территориального агентства по недропользованию (Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых, утвержденное приказом Роснедра от 22.12.2005 N 1332). При этом протокол ТКЗ Уралнедра о рассмотрении результатов работ, проведенных в соответствии с проектом опытно-промышленных работ на водозаборе "Санаторный", ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлен.
Документам, представленным предприятием, судом первой инстанции дана надлежащая оценка в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, позволяющая согласиться с выводами административного органа, что проект опытно-промышленных работ на водозаборе "Санаторный" у ОГУП Санаторий "Обуховский" мог появиться не раньше декабря 2013 года.
При таких обстоятельствах наличие в действиях предприятия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является доказанным.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины ОГУП Санаторий "Обуховский" в совершении вменяемого ему административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом исследован, при этом вина предприятия заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства. Следует отметить, что, осуществляя экономическую деятельность, предприятие обязано знать и соблюдать нормы законодательства о недрах, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства и условий лицензий в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ОГУП Санаторий "Обуховский" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении от 14.11.2017 N 06-03-15/17-2017 и постановление о назначении административного наказания от 06.12.2017 N 06-03-15/17-2017 вынесены в отсутствие ОГУП Санаторий "Обуховский".
При этом уведомление (извещение) от 08.11.2017 N 06-03-15/17-2017 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено по электронной почте на адрес obuhovski@rambler.ru, mugiso@egov66.ru, которое получено заявителем вх. N 29 от 08.11.2017. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 14.11.2017 направлено в адрес заявителя заказным письмом (исх. N 06-03-06/9108 от 14.11.2017), почтовое отправление с почтовым идентификатором 62098817327281 получено адресатом 21.11.2017, о чем свидетельствуют информация с официального сайта "Почта России" (отчет об отслеживании почтового отправления).
Доводы, приведенные в жалобе, о том, что проверка проведена в отсутствие представителя ОГУП Санаторий "Обуховский", судом апелляционной инстанции отклоняются.
Из материалов дела следует, что извещение о проведении проверки от 13.09.2017 N 06-03-06/7011 направлено ОГУП Санаторий "Обуховский" по электронной почте и зарегистрировано заявителем (вх. N 17 от 14.09.2017).
При проведении проверки присутствовала представитель ОГУП Санаторий "Обуховский" Костромина Т.В., действующая на основании доверенности от 20.09.2017 N 3, из содержания которой следует, что данный представитель наделен полномочиями при проведении проверок в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу.
Таким образом, проверка в отношении ОГУП Санаторий "Обуховский" проведена в присутствии законного представителя предприятия.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 9199/07, которая согласуется с правовой позицией, изложенной в абзаце 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами ОГУП Санаторий "Обуховский" условиями лицензионного соглашения, то есть является длящимся.
Доводы апеллянта о том, что совершенное предприятием административное правонарушение является малозначительным, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Совершенное предприятием правонарушение образует формальный состав, и в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично - правовых обязанностей, установленных законодательством.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Указанный вывод суда первой инстанции является обоснованным, соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, оснований для его переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 3.2 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного ОГУП Санаторий "Обуховский" административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, - до 150 000 рублей.
Учитывая характер совершенного заявителем правонарушения, социальную значимость предприятия, поскольку обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, апелляционный суд полагает, что назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности.
При вышеизложенных обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия и удовлетворения доводов апелляционной жалобы заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, а также подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2018 года по делу N А60-71396/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного государственного унитарного предприятия Санаторий "Обуховский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-71396/2017
Истец: ГУП ОБЛАСТНОЕ САНАТОРИЙ "ОБУХОВСКИЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Кобисская Татьяна Михайловна