г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А26-112/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Слобожанина В.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9812/2018) АО "Карельский окатыш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2018 по делу N А26-112/2018 (судья Михайлова А.В.), принятое в порядке упрощенного производства по иску
ОАО "Российские железные дороги"
к АО "Карельский окатыш"
о взыскании 52 682 руб. 28 коп.
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Карельский окатыш" (далее - ответчик, АО "Карельский окатыш") о взыскании 52 682 руб. 28 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава.
Исходя из положений части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы АО "Карельский окатыш" указало, что акты общей формы являются ненадлежащими доказательствами, поскольку подписаны с разногласиями, а содержащиеся в них сведения опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Вместе с тем судом не дана оценка памяткам приёмосдатчика, возражениям ответчика и п. 4.4.1. ЕТП, как доказательствам, которые в совокупности подтверждают факты отправления вагонов на пути Общества и отсутствие простоев на путях перевозчика.
Также АО "Карельский окатыш" указало, что несмотря на задержку в пути следования вагон N 6178821220 прибыл на конечную станцию до даты истечения срока доставки, указанного перевозчиком, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для взыскания 407 руб. 10 коп. платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе.
26.04.2018 в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Карельский окатыш" (владелец) 24.06.2015 года заключен договор N 47/14/М (далее - договор), регулирующий эксплуатацию принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги стрелочным переводом N 74, локомотивом владельца (пункт 1).
Срок действия договора установлен в пункте 30 договора - с 01.04.2016 года по 31.03.2017 года. Дополнительным соглашением к договору за N 3 от 06.02.2017 года, стороны продлили срок действия договора N 47/14/М по 31.03.2019 года.
Согласно пункту 3 договора развернутая линия пути необщего пользования составляет 77112,9 м.
В соответствии с пунктом 5 договора уведомление о подаче вагонов передается перевозчиком владельцу не позднее, чем за два часа до объявленной перевозчиком готовности передаточного состава на выставочном пути.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится (пункт 6 договора):
- порожние вагоны под погрузку, сборные передаточные составы - по уведомлению с интервалом между подачами два часа. По согласованию сторон интервал между подачами может быть сокращен;
- груженые под выгрузку вагоны - по уведомлению, переданному не позднее, чем за два часа до планируемой подачи.
Пунктом 7 договора определено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на любой из свободных приемоотправочных (выставочных) путей N N 3, 5-12 станции Костомукша - Товарная, где производится осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении, в соответствии с ЕТП, под роспись в памятке приемосдатчика. Дальнейшее продвижение вагонов с выставочных путей производится локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 20.1 договора владелец уплачивает перевозчику за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом по причинам, зависящим от владельца, плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе. Плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе взимается по ставкам Таблицы 1 Тарифного руководства за все время ожидания (задержки) приема вагонов. Указанная плата взимается по истечении двух часов с момента передачи уведомления, предусмотренного пунктом 5 договора. Фактом ожидания (задержки) приёма вагонов считается невозможность приема владельцем вагонов в срок, установленный настоящим договором или правилами перевозок грузов, по причинам, не зависящим от перевозчика. Факт задержки (ожидания) оформляется актом общей формы.
В ноябре 2017 года прибывавшие в адрес владельца на станцию назначения Костомукша - Товарная вагоны находились на выставочных путях сверх установленного норматива времени для их приема локомотивом владельца на свой путь, что подтверждается актами общей формы, в связи с чем ОАО "РЖД" на основании статьи 39 УЖТ начислило АО "Карельский окатыш" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 52 275 руб. 18 коп.
Также в период с 01.11.2017 года по 02.11.2017 года один вагон, следовавший на станцию назначения Костомукша - Товарная, был задержан перевозчиком на промежуточной станции Кочкома из-за невозможности его приема станцией назначения по причине, зависящей от владельца путей необщего пользования, - АО "Карельский катыш", в связи с чем, ОАО "РЖД" на основании статьи 39 УЖТ начислило АО "Карельский окатыш" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 407 руб. 10 коп.
В адрес ответчика направлено претензионное письмо N АФТОМ-4/8-19/29 от 13.11.2017 года, которое оставлено без добровольного удовлетворения.
Поскольку ответчик добровольно плату не внес, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 39, 64 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) и положениями договора N 47/14/М от 24.06.2015, признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
В статье 119 Устава указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 3.1 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" акт общей формы составляется на станциях для удостоверения обстоятельств, в том числе связанных с задержкой груза в пути следования, в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Факт нахождения спорных вагонов на путях станции Костомукша - Товарная в ожидании их подачи на пути необщего пользования по причине не предоставления владельцем пути локомотива подтверждается актами общей формы N N 2/31556, 2/31549, 2/3157, 2/31555, 2/31608, 2/31603, 2/30981, 2/30904, 2/30994, 2/30984, 2/31010, 2/30960, 2/31078, 2/31070, 2/31178, 2/31174, 2/31286, 2/31197, 2/31180, 2/31188, 2/31182, 2/31282, 2/31270, 2/31377, 2/31375, 2/31380, 2/31317, 2/31308, 2/30337, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства с указанием номера вагонов и причины задержки, а также подписаны представителем ответчика.
При этом доказательств, подтверждающих обоснованность подписания актов с возражениями, АО "Карельский окатыш" не представило; представленные разногласия не являются основанием для освобождения от внесения спорной суммы на основании статьи 39 УЖТ РФ.
Доводы подателя жалобы о недействительности информации, содержащейся в актах общей формы по причине ее несоответствия сведениям в памятках приемосдатчика, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку памятка приемосдатчика удостоверяет факт прибытия вагонов в адрес ответчика, вагоны были поданы на выставочные пути и переданы ответчику по памяткам приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, однако локомотивом ответчика с выставочных путей убраны не были, а продолжали простаивать на путях общегопользования (выставочных путях) по причинам, зависящим от ответчика.
Доводы АО "Карельский окатыш" о том, что несмотря на задержку в пути следования вагон N 6178821220 прибыл на конечную станцию до даты истечения срока доставки, указанного перевозчиком, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для взыскания 407 руб. 10 коп. платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, также отклоняются судом апелляционной инстанции
Частями 11 - 13 статьи 39 УЖТ РФ предусмотрено, что за нахождение на ж.д. путях общего пользования вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец ж.д. путей необщего пользования вносит перевозчику плату за предоставление ж.д. путей общего пользования для нахождения на них вагонов в течение всего времени задержки вагонов в пути следования.
Размеры названной платы и порядок ее взимания определены в Тарифном руководстве, утв. Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на ж.д. путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения".
Так, согласно пункту 2.4. по ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов на ж.д. путях общего пользования определяется в случае нахождения на ж.д. путях общего пользования вагонов в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных ж.д. станциях из-за неприема ж.д. станцией назначения) за время задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков.
Названные нормативные правовые акты закрепляют за ответчиком обязанность по оплате всего времени нахождения вагонов на ж.д. путях общего пользования отставленных от движения в пути следования по причине, зависящей от ответчика. Какого либо разграничения во времени задержки вагонов в пути следования, в зависимости от сроков их доставки, законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, статьей 39 УЖТ РФ установлено, что начисление платы за нахождение вагонов на ж.д. путях общего пользования осуществляется только по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Факт задержки вагонов в пути следования, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев ж.д. путей необщего пользования не всегда имеет причинно-следственную связь с последующим нарушением срока их доставки.
То обстоятельство, что вагон N 6178821220 прибыл на станцию назначения без нарушения срока доставки не является основанием для освобождения грузополучателей, владельцев путей необшего пользования от ответственности за возникшую по их вине задержку вагонов в пути следования.
Ответчиком обстоятельств, освобождающих его от спорной платы согласно части 18 статьи 39 УЖТ, не приведено.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК, имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В порядке статьи 110 АПК РФ, расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2018 по делу N А26-112/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.