город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2018 г. |
дело N А32-1873/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Институт по проектированию предприятий обработки и переработки зерна и семян "Зернопроект"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2018 по делу N А32-1873/2018, принятое судьей Хмелевцевой А.С.
по заявлению акционерного общества "Институт по проектированию предприятий обработки и переработки зерна и семян "Зернопроект"
к Государственному учреждению - Краснодарское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Институт по проектированию предприятий обработки и переработки зерна и семян "Зернопроект" (далее - АО "ИППОПЗС "Зернопроект") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС) о признании недействительным решений от 29.09.2017 N 565 и от 29.09.2017 N 1691.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 20.03.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в случае, когда по заявлению работника указанное пособие рассчитывается одним работодателем, должны применяться те же правила, а именно - периоды времени нетрудоспособности должны учитываться по каждому работодателю, т.е. дважды.
От ГУ КРО ФСС в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, АО "ИППОПЗС "Зернопроект" зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 2 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с 20.12.2012.
В отношении общества должностным лицом ГУ КРО ФСС проведена камеральная проверка с 02.06.2017 по 01.09.2017.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 01.09.2017 N 1691.
Уведомление о вызове плательщика страховых взносов 29.09.2017 в 14.00 получено генеральным директором общества.
Страхователь представил в Фонд социального страхования 12.09.2017 возражение по акту камеральной проверки, в котором указал, что сумма страховой выплаты рассчитана обществом верно, так как на момент наступления страхового случая Терещенко Е.А. была занята у нескольких страхователей. Общество считает, что дни, в которые застрахованное лицо получало пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам, должны учитываться всеми страхователями, то есть вычитаться из периода для исчисления пособия, в рассматриваемом случае, дважды.
По результатам рассмотрения материалов проверки филиалом N 2 ГУ - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решение от 29.09.2017 N 565 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 18 681 рублей 60 копеек, по причине того, что указанные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 29.09.2017 N 1691 Фонд частично выделил средства на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 614 770 рублей 76 копеек, отказал в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 18 681 рублей 60 копеек.
Считая незаконными решения от 29.09.2017, страхователь обратился в филиал N 2 ГУ -Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с жалобой, в которой просил отметить решение от 29.09.2017 N 565 и профинансировать расходы для обеспечения выплаты пособия. Фонд в удовлетворении жалобы отказал.
При таких обстоятельствах, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 -ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее Закон N 165 -ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования, уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, законом установлена обязанность Фонда засчитывать произведенные страхователем расходы на выплату работникам страхового обеспечения в счет уплаты страховых взносов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что застрахованное лицо - Терещенко Е.А., на момент наступления страхового случая была занята у нескольких работодателей. В качестве страхователя, который будет начислять и выплачивать ей пособие, Терещенко Е.А. выбрала АО "Зернопроект".
Терещенко Е.А. представила АО "Зернопроект" справку N 182н от другого работодателя, а также заявление о замене расчетного периода.
Общество, при расчете пособия по заявлению застрахованного лица, применило расчетный период 2012 - 2013 годы, так как с 28.10.2013 по 31.01.2016 Терещенко Е.А. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком. Также был учтен заработок за 2012 -2013 годы у других работодателей по справке N 182н.
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством определены Законом N 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N375.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Часть 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ гласит, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В соответствии с частью 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Страхователем Терещенко Е.А. выступает АО "Зернопроект, которое выплачивает пособие с учетом заработка Терещенко Е.А. у других работодателей, что предусмотрено частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусматривает, что во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления заработка, начисленного за расчетный период, на 730.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды: периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и другие.
Из материалов дела следует, что обществом при расчете пособия по беременности и родам Терещенко Е.А. дважды исключены календарные дни (65 дней).
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в случае, когда по заявлению работника указанное пособие рассчитывается одним работодателем, должны применяться те же правила, а именно - периоды времени нетрудоспособности должны учитываться по каждому работодателю, т.е. дважды.
Пунктом 2.2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Из пункта 3.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что при расчете среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются дни, приходящиеся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В данном случае, Терещенко Е.А. назначено и выплачено пособие по одному из мест работы (одним работодателем) с учетом заработка у других работодателей, в связи с чем исключаемый период учитывается только в количестве 65 дней работодателем, назначающим и выплачивающим пособие.
В случае, если бы пособие по беременности и родам назначалось и выплачивалось Терещенко Е.А. по каждому месту работы, то каждый из работодателей назначающий и выплачивающий пособие по беременности и родам при расчете среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам имел бы право на исключение 65 дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, в связи с тем, что при расчете пособия в таком случае учитывается заработок, полученный застрахованным лицом только у этого работодателя.
Доказательств исчисления пособия другим страхователем АО "Зернопроект" в материалы дела не представило.
Общество, ссылаясь на норму части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, не представило в материалы дела документы, подтверждающие наличие трудовых отношений между Терещенко Е.А. и другим работодателем на момент наступления страхового случая и в двух предшествующих календарных годах, что является ключевым условием начисления пособия несколькими страхователями одновременно в рамках обозначенной статьи.
Таким образом, решение Филиала от 29.09.2017 года N 565 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и решение от 29.09.2017 года N 1691 "О выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" законны и обоснованы.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 марта 2018 года по делу А32-1873/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.