22 июня 2018 г. |
Дело N А83-16965/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем Стефаненко Ю.В.,
при участии:
представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью "МЧП "Гарант" - Исаева Н.Р.;
представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - Одабаши А.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЧП "Гарант" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 февраля 2018 года по делу N А83-16965/2017 (судья Чумаченко С.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЧП "Гарант" (Республика Крым, Белогорский р-н, г. Белогорск, ул. Спаи, д.16, кв.2, 297600) к Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (Республика Крым г. Симферополь, пер. Тихий, 6, 295001) о признании незаконным приказа и предписаний,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЧП "Гарант" (ОГРН 1159102035410 - л.д. 46-59 т.1, далее ООО "МЧП "Гарант" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованиями о признании незаконными изданного и принятых Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (ОГРН 1149102055101 - л.д. 39-46 т.1, далее Крымсельхознадзор):
1) 27.08.2017 приказа о проведении внеплановой выездной проверки выполнения предписаний,
2) 27.09.2017 предписания N 6 2/05-10 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;
3) 27.09.2017 предписания N 63/05-10 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства (л.д. 5-8 т.1, 91-94 т.3).
Требования мотивированы тем, что на момент издания приказа о выездной внеплановой проверки и вынесения предписаний земельные участки (объект проверки) разделены на новые с переводом в земли иной категории (промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), получено специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, частично земельные участки находятся в границах горного отвода для разведки и добычи полезных ископаемых.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано по тем основаниям, что Крымсельхознадзор уполномочен издавать приказы о внеплановой выездной проверке земельного законодательства; заявитель не исполнил ранее вынесенные предписания и не устранил нарушения земельного законодательства (снятие и перемещение плодородного слоя земли, механическое смешение снятого слоя с песчаными массами, зарастание сорной сухой растительностью, не проведение обработки почвы и обязательных мероприятий); границы земельных участков, на которых следует устранить нарушения, заявитель имел возможность определить (л.д. 102-115 т.3).
ООО "МЧП "Гарант" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит судебный акт отменить по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что к моменту проверки и вынесения предписаний ранее проверенные земельные участки были разделены на новые и с иной категорией, изменились площадь и конфигурация земельных участков, поэтому исполнить вынесенные предписания заявитель по объективным причинам не может (л.д. 126-132 т.3).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Крымсельхознадзор не согласен с доводами заявителя, так как имеет полномочия на проведение проверок соблюдения земельного законодательства, на момент проверки заявитель в пользовании имел земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые использовал с нарушением земельного законодательства по охране земель, фактическое месторасположение ранее существовавших земельных участков сельскохозяйственного назначения совпадает с месторасположением вновь созданных земельных участков с иной категорией (л.д. 139-150 т.3).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что после постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, расположенных на проверяемых земельных участках, Крымсельхознадзор не уполномочен проводить проверки земельного законодательства, в связи с чем 04.06.2018 проверяющими Крымсельхознадзора составлен акт о невозможности проведения вновь назначенной проверки.
Представитель Крымсельхознадзора подтвердил пояснения представителя заявителя об утрате полномочий, но с апелляционной жалобой не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства (л.д. 8-19, 21-109, 113-126, 134-151 т. 4, 1-36, 40-142 т.5), исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
27.08.2017 заместителем начальника Крымсельхознадзора Ткаченко А.А. (в пределах должностного регламента - л.д. 148-150 т.4, 44-49, 61 т.5) в связи с истечением 11.08.2017 срока исполнения ранее 12.04.2017 выданных предписаний N 21/05-10 и N 22/05-10 издан приказ N 765/П о проведении с 21.09.2017 по 21.09.2017 проверки в отношении ООО "МЧП "Гарант" (л.д. 17-19, 12 т.2, 7-9 т.5).
Проверка проведена с 21.09.2017 по 27.09.2017 в присутствии директора ООО "МЧП "Гарант", 22.09.2017 составлен акт осмотра (л.д. 27-40 т.2), 27.09.2017 - акт проверки N 115/05-09 (л.д. 87-94 т.2, 13-20 т.3).
27.09.2017 специалистом-экспертом, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора управления государственного земельного контроля (надзора) Крымсельхознадзора Османовым К.Э. (в пределах должностного регламента - л.д. 151-153 т.4, 50-55, 62-63 т.5) вынесены предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации:
1) N 62/05-10, которым установлено не выполнение предписания N 21/05-10 от 12.04.2017 относительно земельных участков с кадастровыми N 90:02:021001:427 и N 90:02:021001:437 и предписано ООО "МЧП "Гарант" в срок до 3.04.2018 устранить нарушения - не проведение обязательных мероприятий по защите и охране земель сельскохозяйственного назначения, рекомендовано провести мероприятия по воспроизводству плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 13-14 т.1, 95-96 т.2);
2) N 63/05-10, которым установлено не выполнение предписания N 21/05-10 от 12.04.2017 относительно земельного участка с кадастровым N 90:02:021001:427 и предписано ООО "МЧП "Гарант" в срок до 3.04.2018 устранить нарушения - не использование земельного участка по целевому назначению, снятие и перемещение плодородного слоя, механическое перемешивание снятого плодородного слоя с песчаными массами, не проведения установленных земельным законодательством обязательных мероприятий, а также рекомендовано провести мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите от уплотнения и другого негативного воздействия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, получения специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ по нарушению почвенного покрова, рекультивации (л.д. 13-14 т.1, 97-98 т.2).
Названные приказ от 27.08.2017 о проведении проверки и предписания от 27.09.2017 являются предметом обжалования по настоящему делу.
Из истребованных судом апелляционной инстанции дополнительных письменных доказательств следует, что по состоянию на 12.04.2017 (дата вынесения первых предписаний N 21/05-10 и N 22/05-10) на основании договоров аренды ООО "МЧП "Гарант" пользовалось земельными участками сельскохозяйственного назначения:
1) арендодатель Иванюта И.А., кадастровый N 90:02:021001:46 (л.д. 32-34, 74-77 т.4, 29-36 т.5),
2) арендодатель Расулова С., кадастровый N 90:02:021001:427 (л.д. 12-15, 35-40, 82-85 т.4, 24-17 т.5),
3) арендодатель Саитвалиев А., кадастровый N 90:02:021001:437 (л.д. 16-19, 78-81 т.4, 18-22 т.5),
4) арендодатель Усеинов Р.З., кадастровый N 90:02:021001:126 (л.д. 8-11, 29-31, 86-89 т.4, 23-28 т.5).
К моменту (27.09.2017) проведения проверки и вынесения обжалуемых по данному делу предписаний N 62/05-10 и N 62/05-10 названные земельные участки приказами N 805 и N 806 от 15.06.2017 Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым разделены с частичным изменением категории и вида разрешенного использования с внесением соответствующих записей в кадастровый учет:
- земельный участок Иванюта И.А с кадастровый N 90:02:021001:46 разделен на:
1) N 90:02:021001:2245 - категория не изменена (л.д. 47-49 т.4),
2) N 90:02:021001:2246 - категория не изменена (л.д. 44-46 т.4),
3) N 90:02:021001:2247 - категория изменена на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. 27-28, 103, 107 т.1, 41-42, 49-52 т.2, 21-24, 71-73 т.4);
- земельный участок Расулова С. с кадастровым N 90:02:021001:427 разделен на:
4) N 90:02:021001:2249 - категория не изменена (л.д. 56-58 т.4),
5) N 90:02:021001:2250 - категория не изменена (л.д. 41-43 т.4),
6) N 90:02:021001:2251 - поданы документы на изменение категории на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. 62-66, 104 т.1, 45-46, 57-58 т.2, 26-27, 36-37 т.3, 53-55 т.4, 12 т.5);
- земельный участок Саитвалиев А. с кадастровым N 90:02:021001:437 (л.д.172 т.3) разделен на:
7) N 90:02:021001:2252 - категория не изменена (л.д. 62-64 т.4),
8) N 90:02:021001:2253 - категория не изменена (л.д. 59-61 т.4),
9) N 90:02:021001:2254 - поданы документы на изменение категории на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. 65-66 т.1, 45-46 т.2, 26-27, 36-37 т.3, 65-67 т.4, 11 т.5);
- земельный участок Усеинова Р.З. с кадастровым N 90:02:021001:126 (л.д. 164-168 т.3 разделен на:
10) N 90:02:021001:2243 - категория изменена на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д. 29-30, 60-61, 106,102 т.1, 43-44, 53-56 т. 2, 25-28, 68-70 т.4),
11) N 90:02:021001:2244 - категория не изменена (л.д. 60-62 т.2, 50-52 т.4).
В связи с образованием новых земельных участков путем раздела существовавших земельных участков по взаимному согласию сторон до 27.09.2017 (дата вынесения предписаний) внесены соответствующие изменения в договора аренды.
В последующем 18.04.2018 заявителю выдана лицензия на пользование недрами, участок недропользования имеет статус горного отвода (л.д. 90-109 т.4).
Как следует из предписаний N 21/05-10 и N 22/05-10 от 12.04.2017 заявителю в срок до 11.08.2017 требовалось устранить нарушения земельного законодательства относительно земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми N 90:02:021001:46, N 90:02:021001:427, N 90:02:021001:437, N 90:02:021001:126, подлежавшие устранению нарушения были тесно связаны с категорией земельных участков сельскохозяйственного назначения - снятие и перемещение плодородного слоя земли, механическое смешение снятого слоя с песчаными массами, зарастание сорной сухой растительностью, не проведение обработки почвы и обязательных агротехнических мероприятий (л.д. 136-137 т.4, 15-16 т.2, 56-60 т.5).
Заявитель частично исполнил требования ранее 12.04.2017 выданных предписаний, в частности получил специальные разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова относительно земельных участков с кадастровыми N 90:02:021001:2247 и N 90:02:021001:2243 (л.д. 37-38 т. 1, 47-48 т.2).
Привлечение ООО "МЧП "Гарант" по результатам ранее проведенной в апреле 2017 года проверке к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 и по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ КоАП РФ (в судебном порядке эти акты оставлены без изменения) (л.д. 2-11 т.2, 66-83 т.3, 3-6, 64-78 т.5) не влияет на разрешение взаимоотношений по данному делу, так как к моменту проведения в сентябре 2017 года проверки и вынесения оспариваемых предписаний существенно изменились обстоятельства использования заявителем земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017, действовавшей на день вынесения оспариваемых предписаний, далее ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении юридическими лицами своей деятельности.
Часть 3 статьи 71 ЗК РФ предусматривает, что предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами юридическими лицами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Согласно Положения о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 351 (ред. от 27.03.2018), эта Служба (Крымсельхознадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, одной из основных задач которой является осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, при проведении 21.09.2017-27.09.2017 проверки Крымсельхознадзор вправе был осуществлять государственный земельный надзор в отношении существующих объектов земельных отношений - вновь созданных в результате раздела земельных участков с сельскохозяйственным назначением.
Данное требование закона Крымсельхознадзором было нарушено. Такое нарушение привело к незаконному возложению на заявителя обязанностей совершить действия по отношению несуществующих объектов и без учета категории земельных участков.
Доводы Крымсельхознадзора и выводы суда первой инстанции о наличии у заявителя возможности определить какие части бывших земельных участков возможно привести в соответствие с требованиями законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения и выданных ранее 12.04.2017 предписаний суд апелляционной инстанции считает несостоятельными и не соответствующими обстоятельствам дела.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ, части 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица государственного земельного надзора обязаны доказать обстоятельства, которые стали основанием для выдачи оспариваемых предписаний, эти лица наделены полномочиями запрашивать необходимую информацию и сведения в отношении земельных участков, в отношении которых проводятся проверки.
Такие предписания закона Крымсельхознадзор надлежащим образом не выполнил, что привело к вынесению незаконных предписаний по несуществующим объектам государственного земельного надзора.
Представленные к отзыву на апелляционную жалобу схемы публичной карты суд апелляционной инстанции не принял в качестве доказательств, так как достоверность копий схем не подтверждена; Крымсельхознадзор не обосновал невозможность по уважительной причине представить доказательства суду первой инстанции (л.д. 152-154 т.3); факт образования новых земельных участков путем раздела существовавших подтвержден надлежащими первичными доказательствами (кадастровыми паспортами), а представленные дополнительно Крымсельхознадзором выписки из ЕГР недвижимости по состоянию на 18.05.2018 содержат сведения о пересечении границ ранее существовавших земельных участков и вновь образованных (л.д. 113-126 т.4).
Относительно законности приказа от 27.08.2017 на проведение проверки суд апелляционной инстанции полагает, что этот акт принят в пределах полномочий и без нарушений требований закона и прав заявителя исходя из следующего.
Как указано выше, статьей 71 ЗК РФ предусмотрено право проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства в рамках осуществления уполномоченными федеральными органами власти государственного земельного надзора.
Согласно пунктов 3 и 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 08.09.2017), такой надзор вправе осуществлять различные службы, в том числе Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы за соблюдением (в том числе):
- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы,
- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы уполномочены осуществлять государственный земельный надзор за соблюдением требований:
- о недопущении самовольного занятия земельного участка;
- о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Как следует из акта о невозможности проведения проверки от 04.06.2018, технического паспорта и кадастровых паспортов на земельных участках расположены объекты - здания, поставленные на кадастровый учет 17.05.2018, в связи с чем у Крымсельхознадзора отсутствуют полномочия для проведения проверки исполнения предписаний от 27.09.2018 (л.д. 119-139 т.5).
Однако оспариваемый приказ от 21.09.2017 о проведении проверки был принят до постановки названных объектов (зданий) на кадастровый учет, а потому издан уполномоченным органом.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконными предписаний принято с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела; в этой части судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению путем признания предписаний незаконными. В остальной части (отказа в признании незаконным приказа на проведение проверки) судебный акт следует оставить без изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым обязана возместить заявителю уплаченную при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в общей сумме 4.500 руб. (четыре тысячи пятьсот рублей).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 февраля 2018 года по делу N А83-16965/2017 отменить в части отказа в признании незаконными предписаний Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 11.08.2017 N 21/05-10 и N 22/05-10.
В этой части принять новое решение: заявленные требования удовлетворить частично - признать незаконными предписания Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 11.08.2017 N 21/05-10 и N 22/05-10, в остальной части требований отказать.
Взыскать со Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "МЧП "Гарант" (Республика Крым, Белогорский р-н, г. Белогорск, ул. Спаи, д.16, кв.2, 297600, ОГРН 1159102035410) понесенные судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в общей сумме 4.500 руб. (четыре тысячи пятьсот рублей).
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 февраля 2018 года по делу N А83-16965/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.