г. Воронеж |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А14-20892/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Воронежкомплект": Пидусов А.А., представитель по доверенности от 09.01.2018, паспорт;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа: Юршин А.Е., представитель по доверенности от 05.12.2017, удостоверение, Дорожкин А.Н., представитель по доверенности от 19.12.2017, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2018 по делу N А14-20892/2017 (судья Аришонкова Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Воронежкомплект" (ОГРН 1023601584181, ИНН 3665025265) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (ОГРН 1043600195847, ИНН 3665047950) о признании недействительным решения N1264 от 27.07.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежкомплект" (далее - ООО "Воронежкомплект", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 1264 от 27.07.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2018 по делу N А14-20892/2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа N 1264 от 27.07.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, налоговый орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что ООО "Воронежкомплект" занизило стоимость земельного налога за 2016 на 284 510 рублей.
Инспекция считает, что правомерно исчисляла за 2016 год земельный налог на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 82 от 23.06.2016, которое подлежит применению с 1 января 2016 года.
Представители налогового органа в судебном заседании просили обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве Общество соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов заявителя апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель Общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном процессе, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Воронежкомплект" принадлежат на праве собственности (праве общей долевой собственности) земельные участки с кадастровыми номерами:
- 36:34:0506045:14, общей площадью 3 787 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 36а, разрешенное использование - складская база;
- 36:34:0506045:1047, общей площадью 21 896 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 36и, разрешенное использование - складская база, производственно-складская база;
- 36:34:0506045:40, общей площадью 63351 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дорожная, 36, (доля в праве), разрешенное использование -производственно-складская база.
28.02.2017 ООО "Воронежкомплект" была представлена в ИФНС России по Советскому району г.Воронежа налоговая декларация по земельному налогу за 2016 год, в соответствии с которой общая сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 989 669 руб.
В период с 28.02.2017 по 29.05.2017 Инспекцией в отношении ООО "Воронежкомплект" была проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, итоги которой отражены в акте N 1357 от 13.06.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки 27.07.2017 Инспекцией принято решение N 1264 о привлечении ООО "Воронежкомплект" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 22760 руб. (размер штрафа снижен на 60%).
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 284510 руб. и начисленные пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 21732,70 руб.
Указанное решение Инспекции N 1264 от 27.07.2017 было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области N 15-2-18/30448@ от 20.10.2017 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от N 1264 от 27.07.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ООО "Воронежкомплект" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2017)
В соответствии с пунктом 3 статьи 390 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости (с 01.01.2017 - Единого государственного реестра недвижимости) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом налоговое законодательство не содержит понятие кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения.
Как следует из пункта 2 статьи 390 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Одновременно, статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По общему правилу, установленному в статье 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (с 01.01.2017 - Единый государственный реестр недвижимости), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, положениями действующего законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка как в результате проведения государственной кадастровой оценки земель, так и в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В первом случае установленная таким образом кадастровая стоимость применяется с даты вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и внесения соответствующих сведений в ЕГРН, с учетом особенностей действия таких актов во времени для целей налогообложения, установленных статьей 5 НК РФ.
Тогда как установленная комиссией или судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом области правильно установлено, что по состоянию на 01.01.2016 подлежали применению результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области, утвержденные Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108. В частности, по результатам указанной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0506045:14 составила 5 193 378 руб., 36:34:0506045:1047 - 37 988 246 руб., 36:34:0506045:40 - 96 322 028 руб.
В 2015 году в Воронежской области была проведена очередная оценка кадастровой стоимости земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области". Текст данного постановления размещен в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru 14.12.2015.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
С учетом приведенных положений, правомерен вывод, что поскольку Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области" официально опубликовано 14.12.2016, то в соответствии со статьей 5 НК РФ указанное постановление для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2017.
Следовательно, в 2016 году для целей налогообложения продолжали действовать результаты кадастровой оценки, утвержденные Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается выводом суда области в том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу земельного налога за 2016 год в сумме 284510 руб.
Поскольку в соответствии со статьей 75 НК РФ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и подлежат начислению в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, при установленном судом отсутствии у заявителя обязанности по уплате спорной суммы земельного налога, начисление пени на указанную сумму в размере 21732,70 руб. также произведено оспариваемым решением необоснованно.
В связи с изложенным, у налогового органа соответственно, отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности, установленной п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 22760 руб., в связи с тем, что факт совершения Обществом вменяемого правонарушения в виде неполной уплаты земельного налога за 2016 год не нашел своего подтверждения.
Оценив повторно в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с судом области, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа N 1264 от 27.07.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является недействительным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем признаются несостоятельными.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией налогового органа, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2018 по делу N А14-20892/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-20892/2017
Истец: ООО "Воронежкомплект"
Ответчик: ИФНС по Советскому району