город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2018 г. |
дело N А53-39933/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровым Д.Г.,
при участии:
от истца: представитель Симонова Любовь Анатольевна по доверенности от 30.10.2017;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2018 по делу N А53-39933/2017
по иску участника общества с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" Жуковой Веры Ивановны
к обществу с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис"
(ИНН 6165080190, ОГРН 1026103731774)
об обязании предоставить документы,
принятое судьей Овчаренко Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
участник общества с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" Жукова Вера Ивановна (далее - истец, участник) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" (далее - ответчик, общество) о предоставлении в 3-х дневный срок со дня вступления решения в законную силу надлежащим образом заверенных подписью единоличного исполнительного органа и печатью общества копий следующих документов:
- Устава ООО "Принт-Сервис" с соответствующими изменениями, если такие вносились;
- учредительного договора ООО "Принт-Сервис" ;
- протокола о создании ООО "Принт-Сервис" ;
- свидетельства о присвоении ОГРН ООО "Принт-Сервис" ;
- свидетельства о присвоении ИНН ООО "Принт-Сервис" ;
- приказа о назначении генерального директора ООО "Принт-Сервис" ;
- лицензий, действующих на момент 01.11.2017;
- бухгалтерских балансов с отметкой налогового органа за 2014, 2015, 2016 гг. с формами 1, 2, 4, 4, 5, 6, с расшифровкой существующих показателей по строкам, а также с расшифровкой строк 060, 070, 090, 100, 210 формы N 2 (прочие операционные доходы, прочие операционные расходы), 120, 130 (прочие внереализационные доходы, прочие внереализационные расходы); расшифровкой строк 120, 130 (незавершенное строительство), 140, 150, 230, 240, 250, 270, 510, 511, 512, 520 "Прочие долгосрочные обязательства", 610, 611, 612 (сведения о кредитах и займах), 620, 628 "Прочие кредиторы" баланса; расшифровкой счетов бухгалтерского учета (открытых к ним субсчетов) 01-03, 20, 26, 50, 51, 57, 58, 60, 62, 66-69, 70, 71, 76, 79, 84, 86, 90, 91, 99;
- пояснительных записок годовой бухгалтерской отчетности ООО "Принт-Сервис" за периоды 2014, 2015, 2016 гг.;
- документов, подтверждающих начисление и выплату дивидендов (распределение части чистой прибыли);
- отчетов аудиторов,
- отчетов независимых оценщиков,
- документов, подтверждающих права ООО "Принт-Сервис" на имущество (в том числе недвижимое), находящееся на его балансе (на забалансовых счетах),
- документов о создании дочерних хозяйственных обществ и об участии общества в иных хозяйственных обществах,
- документов по инвентаризации имущества (акты инвентаризации имущества),
- документы, содержащие информацию о заключенных обществом крупных сделках и сделках с заинтересованностью (протоколы одобрения, договоры, платежные документы) за период 2015, 2016, 2017 гг.,
- документов, содержащих информацию о размере вознаграждения лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, включая документы, подтверждающие такую информацию, а также документов, подтверждающих выплаты вознаграждений лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, главному бухгалтеру за период с 2015, 2016, 2017 гг.,
- список участников ООО "Принт-Сервис" по состоянию на 01.11.2017,
- расшифровку основных средств по состоянию на 31.12.2014, 31.12.2015, 31.12.2016, а также по состоянию на 01.11.2017,
- справку об остаточной стоимости основных средств в разрезе объектов по состоянию на 01.11.2017,
- сведения о составе дебиторской задолженности по состоянию на 01.11.2017, а также по состоянию на 31.12.2014, 31.12.2015 31.12.2016 с расшифровкой по контрагентам с указанием их ИНН,
- сведения о составе кредиторской задолженности по состоянию на 01.11.2017, а также сведения о кредиторах, в том числе: наименование, ИНН, ОГРН, сумма и основания возникновения задолженности (договорная или внедоговорная), предмет договора, сроки исполнения обязательств перед кредиторами,
- сведения о наличии договоров аренды ООО "Принт-Сервис", как арендодателя или арендатора, действующих на 01.11.2017, а также с оконченным сроком действия за периоды 2014, 2015, 2016 гг., с указанием номера договора, срока действия договора, размера арендной платы,
- сведения о наличии договоров займа ООО "Принт-Сервис", как заемщика или займодавца, действующих на 01.11.2017, а также с оконченным сроком действия за периоды 2014, 2015, 2016 гг., с информацией о займодавцах, а также сведения о вексельных обязательствах общества (долгосрочные, краткосрочные, условия и основания их выдачи, сроки погашения, проценты) и векселедержателе (ИНН, ОГРН, основные виды деятельности),
- сведения о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.11.2017,
- сведения о судебных процессах, в которых общество выступает истцом, ответчиком или третьим лицом; сведения об исполнительных листах, выданных по ранее вступившим в законную силу судебным решениям по состоянию на 01.11.2017,
- сведения о затратах общества, в том числе на содержание за период 2017 г.,
- сведения о доверенностях, выданные от имени ООО "Принт-Сервис" физическим лицам за период с 2015, 2016, 2017 гг.,
- справку об оплате доли Жуковой Веры Ивановны уставного капитала ООО "Принт-Сервис",
- перечень открытых в банках расчетных счетов общества по состоянию на 01.11.2017,
- копию штатного расписания ООО "Принт-Сервис" по состоянию на 01.11.2017,
- список работников ООО "Принт-Сервис" по состоянию на 01.11.2017,
- банковские выписки с расшифровкой начисления платежа, выписки о движении денежных средств по банковским счетам за период декабрь 2017 г., январь - март 2018 г.,
- данные об остатках денежных средств в кассе и на расчетном счете организации по состоянию на 01.11.2017 и по состоянию на 01.03.2018,
- копии актов оценки заложенного имущества за период 2015, 2016, 2017 гг.,
- копии книг учета заложенного имущества за период 2015, 2016, 2017 гг.,
- копии базы "1С Предприятие" по ведению бухгалтерского учета общества (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 56-67)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2018 исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал общество в 3-х дневный срок со дня вступления решения в законную силу предоставить Жуковой В.И. надлежащим образом заверенные подписью единоличного исполнительного органа и печатью общества копии следующих документов:
- Устава ООО "Принт-Сервис" с соответствующими изменениями, если такие вносились;
- учредительного договора ООО "Принт-Сервис" ;
- протокола о создании ООО "Принт-Сервис" ;
- свидетельства о присвоении ОГРН ООО "Принт-Сервис" ;
- свидетельства о присвоении ИНН ООО "Принт-Сервис" ;
- приказа о назначении генерального директора ООО "Принт-Сервис" ;
- лицензий, действующих на момент 01.11.2017;
- бухгалтерских балансов с отметкой налогового органа за 2014, 2015, 2016 гг. с формами 1, 2, 4, 4, 5, 6, с расшифровкой существующих показателей по строкам, а также с расшифровкой строк 060, 070, 090, 100, 210 формы N 2 (прочие операционные доходы, прочие операционные расходы), 120, 130 (прочие внереализационные доходы, прочие внереализационные расходы); расшифровкой строк 120, 130 (незавершенное строительство), 140, 150, 230, 240, 250, 270, 510, 511, 512, 520 "Прочие долгосрочные обязательства", 610, 611, 612 (сведения о кредитах и займах), 620, 628 "Прочие кредиторы" баланса; расшифровкой счетов бухгалтерского учета (открытых к ним субсчетов) 01-03, 20, 26, 50, 51, 57, 58, 60, 62, 66-69, 70, 71, 76, 79, 84, 86, 90, 91, 99;
- пояснительных записок годовой бухгалтерской отчетности ООО "Принт-Сервис" за периоды 2014, 2015, 2016 гг.;
- документов, подтверждающих начисление и выплату дивидендов (распределение части чистой прибыли);
- отчетов аудиторов,
- отчетов независимых оценщиков,
- документов, подтверждающих права ООО "Принт-Сервис" на имущество (в том числе недвижимое), находящееся на его балансе (на забалансовых счетах),
- документов о создании дочерних хозяйственных обществ и об участии общества в иных хозяйственных обществах,
- документов по инвентаризации имущества (акты инвентаризации имущества),
- документы, содержащие информацию о заключенных обществом крупных сделках и сделках с заинтересованностью (протоколы одобрения, договоры, платежные документы) за период 2015, 2016, 2017 гг.,
- документов, содержащих информацию о размере вознаграждения лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, включая документы, подтверждающие такую информацию, а также документов, подтверждающих выплаты вознаграждений лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, главному бухгалтеру за период с 2015, 2016, 2017 гг.,
- список участников ООО "Принт-Сервис" по состоянию на 01.11.2017,
- расшифровку основных средств по состоянию на 31.12.2014, 31.12.2015, 31.12.2016, а также по состоянию на 01.11.2017,
- справку об остаточной стоимости основных средств в разрезе объектов по состоянию на 01.11.2017,
- сведения о составе дебиторской задолженности по состоянию на 01.11.2017, а также по состоянию на 31.12.2014, 31.12.2015 31.12.2016 с расшифровкой по контрагентам с указанием их ИНН,
- сведения о составе кредиторской задолженности по состоянию на 01.11.2017, а также сведения о кредиторах, в том числе: наименование, ИНН, ОГРН, сумма и основания возникновения задолженности (договорная или внедоговорная), предмет договора, сроки исполнения обязательств перед кредиторами,
- сведения о наличии договоров аренды ООО "Принт-Сервис", как арендодателя или арендатора, действующих на 01.11.2017, а также с оконченным сроком действия за периоды 2014, 2015, 2016 гг., с указанием номера договора, срока действия договора, размера арендной платы,
- сведения о наличии договоров займа ООО "Принт-Сервис", как заемщика или займодавца, действующих на 01.11.2017, а также с оконченным сроком действия за периоды 2014, 2015, 2016 гг., с информацией о займодавцах, а также сведения о вексельных обязательствах Общества (долгосрочные, краткосрочные, условия и основания их выдачи, сроки погашения, проценты) и векселедержателе (ИНН, ОГРН, основные виды деятельности),
- сведения о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.11.2017,
- сведения о судебных процессах, в которых Общество выступает истцом, ответчиком или третьим лицом; сведения об исполнительных листах, выданных по ранее вступившим в законную силу судебным решениям по состоянию на 01.11.2017,
- сведения о затратах Общества, в том числе на содержание за период 2017 г.,
- сведения о доверенностях, выданные от имени ООО "Принт-Сервис" физическим лицам за период с 2015, 2016, 2017 гг.,
- справку об оплате доли Жуковой Веры Ивановны уставного капитала ООО "Принт-Сервис",
- перечень открытых в банках расчетных счетов общества по состоянию на 01.11.2017,
- копию штатного расписания ООО "Принт-Сервис" по состоянию на 01.11.2017,
- список работников ООО "Принт-Сервис" по состоянию на 01.11.2017,
- банковские выписки с расшифровкой начисления платежа, выписки о движении денежных средств по банковским счетам за период декабрь 2017 г., январь - март 2018 г.,
- данные об остатках денежных средств в кассе и на расчетном счете организации по состоянию на 01.11.2017 и по состоянию на 01.03.2018,
- копии актов оценки заложенного имущества за период 2015, 2016, 2017 гг.,
- копии книг учета заложенного имущества за период 2015, 2016, 2017 гг.
Суд обязал общество в 3-х дневный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить Жуковой В.И. доступ к информации по бухгалтерскому учету, который ведется с использованием специализированных компьютерных программ, а также предоставить копии данных информаций на электронных носителях: копию электронной базы по ведению бухгалтерского учета общества;
В остальной части иска отказано.
С общества в пользу Жуковой В.И. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решение мотивировано тем, что истец, являясь участником общества, вправе получать любую информацию о деятельности общества и знакомиться с его документацией, не обосновывая цель получения информации о деятельности общества, а общество обязано по требованию участника предоставить копии документов о корпоративной, финансовой и иной деятельности общества, предусмотренные Федеральным законом об обществах с ограниченной ответственностью. Материалами дела подтверждается, что истец направляла в адрес ответчика требования о предоставлении ей как участнику общества документов, связанных с деятельностью общества, однако общество в предложенный срок не предоставило истцу копии документов и информацию. Также их пояснений ответчика не следует, что истцу были выданы для ознакомления либо направлены именно запрошенные ею в требовании от 18.11.2017. При этом суд принял во внимание, что доказательства исполнения требования о предоставлении копий документов и информации ответчиком не представлено.
Ответчик не представил доказательств наличия в действиях истца признаков злоупотребления правом (например, того, что истребуемые истцом документы в деятельности общества не образовывались и отсутствуют в распоряжении ответчика, о чем истцу известно). Доказательств, свидетельствующих о том, что истец действовала недобросовестно или вопреки интересам общества, участником которого она является, в рассматриваемом деле не имеется.
Доказательства, подтверждающие отсутствие документов, а также невозможность их восстановления ответчиком также не представлены.
Суд счел требования и перечень документов, заявленные истцом, полностью соответствующими закону и Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ". С учетом изложенного, а также, принимая во внимание сложившийся в обществе корпоративный конфликт, суд пришел к выводу, что истцу не может быть отказано в защите его права на получение информации, в том числе, и содержащей персональные данные физических лиц.
Доводы ответчика, изложенные в заявлении о признании иска в части, относительно отсутствия части заявленных требований в поданном им обращении к ответчику в досудебном порядке, судом не приняты ввиду того, что обязательный досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела по корпоративным спорам. Кроме того, ответчик не предпринял активных действий, направленных на урегулирование спора во внесудебном порядке, ввиду чего суд сделал вывод о невозможности разрешения возникшего спора во внесудебном порядке.
В целях обеспечения конституционного принципа исполнимости судебных актов и правовой определенности судебного решения, принятых заявленных требований в уточненной редакции, суд счел необходимым удовлетворить их частично, а именно, указав ссылку на наименование организации ответчика, во избежание препятствий у истца в ходе принудительного исполнения настоящего судебного акта.
Суд счел разумным следующий срок для представления истребуемых документов - в течение 3-х дней с даты вступления решения в законную силу.
Общество с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2018 по делу N А53-39933/17.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истец являлась Генеральным директором общества с 01.06.2002 по 30.09.2017.
Истец заявила заведомо невыполнимые исковые требования, поскольку основная часть испрашиваемых документов не существует, что подтверждает акт приема-передачи материальных ценностей и документов, подписанный предыдущим генеральным директором - истцом и новым генеральным директором общества.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Доводы отзыва были изложены представителем истца в судебном заседании.
В судебном заседании представитель истца возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель истца пояснила, что несостоятельным является довод ответчика о том, что при увольнении генеральным директором Жуковой В.И. в сентябре 2017 года не были переданы документы новому директору, так как генеральный директор не является лицом, которое непосредственно осуществляет ведение бухгалтерского учета, указала, что в обществе имеется корпоративный конфликт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на общество с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" 27.12.2017 следует, что согласно сведениям о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, общество создано Администрацией города Ростова-на-Дону 16.09.1999 под регистрационным номером 1070-ОР.
09.12.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области обществу присвоен ОГРН 1026103731774, ИНН 6165080190.
Учредителями данного общества являются: 1) Жукова Вера Ивановна с долей в уставном капитале общества в размере 0,245%; 2) Жуков Геннадий Николаевич с долей в уставном капитале общества в размере 0,245%; 3) Ананьев Юрий Леонидович с долей с уставном капитале общества в размере 0,245%; 4) Жуков Александр Николаевич с долей в уставном капитале общества в размере 0,245%.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала, что 18.11.2017 она обратилась в общество с требованием о предоставлении ей в 15-дневный срок следующих копий документов и информации:
- нотариально удостоверенную копию устава ООО "Принт-Сервис" с соответствующими изменениями, если такие вносились;
- нотариально удостоверенную копию учредительного договора ООО "Принт-Сервис" ;
- нотариально удостоверенную копию протокола о создании ООО "Принт-Сервис" ;
- нотариально удостоверенную копию свидетельства о присвоении ОГРН ООО "Принт-Сервис" ;
- нотариально удостоверенную копию свидетельства о присвоении ИНН ООО "Принт-Сервис" ;
- копию приказа о назначении генерального директора ООО "Принт-Сервис";
- копии лицензий;
- сведения о сделках с заинтересованностью за период 2016, 2015, 2014 годы с копиями документов, содержащих информацию о заключенных обществом крупных сделках и сделках с заинтересованностью (протоколы одобрения, договоры, платежные документы);
- копии документов, содержащих информацию о размере вознаграждения лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера;
- справку о выплатах вознаграждения лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера за период 2015,2016,2017 годы;
- копии бухгалтерских балансов с отметкой налогового органа за 2016, 2015, 2014 годы с формами 1, 2, 3, 4, 5, 6 с расшифровкой существенных показателей по строкам ((в электронной форме);
- расшифровку основных средств по состоянию на 31.12.2014, 31.12.2015, 31.12.2016, а также по состоянию на последнюю отчетную дату ((в электронной форме);
- справку об остаточной стоимости основных средств в разрезе объектов;
- сведения о составе дебиторской задолженности по состоянию на 01.11.2017, а также за периоды 2016, 2015, 2014 годы, с расшифровкой по контрагентам с указанием ИНН;
- сведения о составе кредиторской задолженности, а также сведения о кредиторах, в том числе: наименование, ИНН, ОГРН, сумма и основания возникновения задолженности, предмет договора, сроки исполнения обязательств;
- копии пояснительных записок годовой бухгалтерской отчетности ООО "ПРИНТСЕРВИС" за периоды 2016, 2015, 2014 годы (в электронной форме);
- справку о наличии договоров аренды ООО "Принт-Сервис", как арендодателя и арендатора, действующих на 31.12.2017, а также с оконченным сроком действия за периоды 2016, 2015, 2014 годы, с указанием номера договора, срока действия договора, размера арендной платы;
- справку о наличии договоров займа ООО "Принт-Сервис", как заемщика и заимодавца, действующих на 31.12.2017, а также с оконченным сроком действия за периоды 2016, 2015, 2014 годы, с информацией о заимодавцах, а также сведения о вексельных обязательствах Общества (долгосрочные, краткосрочные, условия и основания их выдачи, сроки погашения, проценты) и векселедержателе (ИНН, ОГРН, основные виды деятельности), оборотно-сальдовую ведомость по счету 66 на 31.12.2017;
- справку о состоянии расчетов с бюджетом;
- справку о судебных процессах, в которых Общество выступает истцом, ответчиком или третьим лицом; сведения об исполнительных листах, выданных по ранее вступившим в законную силу судебным решениям;
- копии отчетов аудиторов за 2016, 2015, 2014 годы при их наличии (в электронной форме);
- сведения о затратах Общества, в том числе на содержание персонала (в электронной форме);
- копию штатного расписания ООО "Принт-Сервис" (в электронной форме);
- список работников ООО "Принт-Сервис" (в электронной форме);
- сведения о доверенностях, выданные от имени ООО "Принт-Сервис" физическим лицам;
- копии документов, подтверждающих права ООО "Принт-Сервис" на имущество (в том числе недвижимое), находящееся на его балансе (на забалансовых счетах) (в электронной форме);
- копию базы "1С Предприятие" по ведению учета общества;
- справку об оплате Жуковой В.И. доли уставного капитала ООО "ПРИНТ- СЕРВИС";
- список участников ООО "Принт-Сервис" ;
- копии отчетов независимых оценщиков (при их наличии) (в электронной форме);
- копии документов, подтверждающих начисление и выплату дивидендов (распределение части чистой прибыли) за период 2014, 2015, 2016 годы;
- расшифровки строк 060, 070, 090, 100, 210 формы N 2 (прочие операционные доходы, прочие операционные расходы), 120, 130 (прочие внереализационные доходы, прочие внереализационные расходы) (в электронной форме);
- расшифровки строк 120, 130 (незавершенное строительство), 140, 150, 230, 240, 250, 270, 510, 511, 512, 520 "Прочие долгосрочные обязательства", 610, 611, 612 (сведения о кредитах и займах), 620, 628 "Прочие кредиторы" баланса (в электронной форме);
- расшифровки счетов бухгалтерского учета (открытых к ним субсчетов) 01-03, 20, 26, 50, 51, 57, 58, 60, 62, 66-69, 70, 71, 76, 79, 84, 86, 90, 91, 99 (в электронной форме);
- оценку ликвидности кредиторской и дебиторской задолженности (в электронной форме);
- копии документов о создании дочерних хозяйственных обществ и об участии общества в иных хозяйственных обществах (в электронной форме);
- перечень открытых в банках расчетных счетов общества;
- банковские выписки с расшифровкой назначения платежа, выписки о движении денежных средств по банковским счетам за период август, сентябрь, октябрь 2017 года (в электронной форме);
- акты оценки заложенного имущества (при наличии) (в электронной форме);
- книгу учета заложенного имущества (при наличии) (в электронной форме);
- данные об остатках денежных средств в кассе и на расчетном счете организации;
- документы по инвентаризации имущества (акты инвентаризации имущества) за период 2014, 2015, 2016 годы (в электронной форме).
Требование о предоставлении документов и информации было получено обществом 27.11.2017, однако в предложенный истцом срок истец не получила от общества истребуемые документы и информацию.
Поскольку требования истца о предоставлении документов и сведений о деятельности обществом были оставлены без ответа и фактического исполнения, истец в целях защиты нарушенного права обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик в первоначальном отзыве иск не признал, считал требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. В последующем, ответчик уточнил правовую позицию по делу, заявив о признании иска в части предоставления следующих документов:
- копии приказа о назначении генерального директора ООО "Принт-Сервис",
- копии лицензий,
- копии документов, содержащих информацию о размере вознаграждения лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера,
- справки о выплатах вознаграждения лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера за период с 20.10.2017 по настоящее время.
- справки об остаточной стоимости основных средств в разрезе объектов,
- сведений о составе дебиторской задолженности по состоянию на 01.11.2017, с расшифровкой по контрагентам с указанием ИНН,
- сведений о составе кредиторской задолженности, а также сведения о кредиторах, в том числе: наименование, ИНН, ОГРН, сумма и основания возникновения задолженности, предмет договора, сроки исполнения обязательств,
- справки о наличии договоров аренды ООО "Принт-Сервис", как арендодателя, так и арендатора, действующих на 31.12.2017,
- справки о наличии договоров займа ООО "Принт-Сервис", как заемщика, так и займодавца, действующих на 31.12.2017, с информацией о займодавцах, а также сведения о вексельных обязательствах Общества (долгосрочные, краткосрочные, условия и основания их выдачи, сроки погашения, проценты) и векселедержателе (ИНН, ОГРН, основные виды деятельности), оборотно-сальдовую ведомость по счету 66 на 31.12.2017),
- справки о состоянии расчетов с бюджетом,
- справки о судебных процессах, в которых ООО "Принт-Сервис" выступает истцом, ответчиком или третьи лицом; сведения об исполнительных листах, выданных по ранее вступившим в законную силу судебным решениям,
- сведениий о доверенностях, выданных от имени ООО "Принт-Сервис" физическим лицам;
- справки об оплате Жуковой В.И. доли в уставном капитале ООО "Принт-Сервис",
- списка участников ООО "Принт-Сервис",
- данных об остатках денежных средств в кассе и на расчетном счете организации.
В остальной части требований ответчик не согласился, поскольку не существует предусмотренной законом обязанности общества предоставлять нотариально заверенные копии документов и/или документы в электронной форме.
Также ответчик указал, что согласно ст. 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" ответчик готов обеспечить истцу доступ (копии) в документам, которые, по его мнению, заявлены истцом обоснованно, а также ответчик готов обеспечить истцу по его новому запросу доступ (копии) ко всем документам общества, как переданных истцом новому генеральному директору общества, так и вновь появившимся с момента увольнения истца с должности генерального директора общества.
Судом установлено, что в представленном в материалы дела уставе общества какого-либо порядка получения информации о деятельности общества не установлено.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участник общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в порядке, установленном учредительными документами.
Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 3 информационного письма от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участниками хозяйственных обществ", следует, что участник имеет право требовать любые имеющиеся у общества документы, которые связаны с деятельностью этого общества.
Право участника требовать предоставления документов обусловлено обязанностью общества хранить указанные документы в соответствии со статьей 50 Закона N 14-ФЗ и иными законодательными актами.
В статье 50 Закона N 14-ФЗ перечислены документы, которые обязано хранить общество. При этом данные документы общество должно хранить по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (далее - Информационное письмо N 144), поскольку Закон об обществах с ограниченной ответственностью не содержит ограничений на предоставление документов бухгалтерского учета, то к ним имеют доступ все участники общества.
Руководствуясь этими и иными нормами и разъяснениями, содержащимися в указанных правовых актах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Довод общества о том, что истец являлась Генеральным директором общества с 01.06.2002 по 30.09.2017, не связан ответчиком с существом принятого по делу решения. Апелляционный суд самостоятельно такой связи не усматривает.
Доказательств того, что истец как бывший Генеральный директор общества, располагает истребуемыми материалами и информацией ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 Информационного письма N 144 судам следует учитывать, что при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Участнику хозяйственного общества может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства: неоднократное заявление требований о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий при условии, что первое из таких требований было надлежащим образом удовлетворено обществом; заявление участником требования о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического (в том числе по причине истечения сроков исковой давности) и т.д.).
Суд может отказать в удовлетворении требования участника, если будет доказано наличие в его действиях злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ). Так, о злоупотреблении участником правом на информацию может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом хозяйственного общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.
Исследуя вопрос о злоупотреблении правом на информацию, судам необходимо иметь в виду, что о наличии у участника правомерного интереса в получении информации могут свидетельствовать, например, планирование истцом продажи своих акций или доли в уставном капитале (в том числе в ходе процедур банкротства истца), подготовка к обращению в суд с требованием об оспаривании решения органа или договора хозяйственного общества либо о привлечении к ответственности органов общества, а также подготовка к участию в общем собрании акционеров.
Руководствуясь указанными разъяснениями и исследовав материалы дела, суд установил, что ответчик не представил доказательств наличия в действиях истца признаков злоупотребления правом (например, того, что истребуемые истцом документы в деятельности общества не образовывались и отсутствуют в распоряжении ответчика, о чем истцу известно). Более того, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец действовала недобросовестно или вопреки интересам общества, участником которого она является, в рассматриваемом деле не имеется.
Довод подателя жалобы о том, что истец заявила заведомо невыполнимые исковые требования ввиду того, что основная часть испрашиваемых документов не существует, поскольку не передавалась истцом новому Генеральному директору общества, был предметом рассмотрения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 8 Информационного письма N 144 судам необходимо учитывать, что в случае, когда участник обратился в хозяйственное общество с требованием о предоставлении копии и (или) обеспечении доступа к документу, который в силу закона или иного правового акта должен храниться обществом, но при этом данный документ по каким-то причинам у него отсутствует, общество обязано сообщить участнику об отсутствии документа, а также (при наличии таких сведений) о причинах его отсутствия, месте нахождения документа и предполагаемой дате, когда он будет возвращен в общество или восстановлен (при наличии такой возможности). В такой ситуации участник также имеет право потребовать, чтобы общество по возвращении или восстановлении отсутствующего документа сообщило ему об этом.
Непредставление участнику указанной в настоящем пункте информации является нарушением права участника на информацию, за которое общество может быть привлечено к ответственности в установленном законодательством порядке (часть 1 статьи 15.19 КоАП РФ).
Суд отклонил вышеуказанный довод на основании того, что ответчик не представил доказательств того, что истребуемые истцом документы в деятельности общества не образовывались и отсутствуют в распоряжении ответчика. Доказательства, подтверждающие отсутствие истребуемых документов, а также невозможность их восстановления ответчиком также не представлены. В ходе рассмотрения настоящего иска ответчик не сообщил об отсутствии каких-либо документов из перечня либо о невозможности их предоставления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2018 по делу N А53-39933/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" (ИНН 6165080190, ОГРН 1026103731774) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39933/2017
Истец: Жукова Вера Ивановна
Ответчик: ООО ПРИНТ-СЕРВИС