г. Саратов |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А12-3645/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Урожай"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2018 года по делу N А12-3645/2018 (Судья Муравьев А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Урожай" (ОГРН 1063457028315, ИНН 3411004247)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3411004046, ОГРН 1053457066024), администрация Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3411014252, ОГРН 1023405781442)
об отказе в государственной регистрации перехода права собственности,
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Урожай" (далее -заявитель, ООО "Агрофирма "Урожай", общество), обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее -Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на двухэтажное здание правления общей площадью 610,9 кв.м с кадастровым номером 34:11:070001:1633, расположенное по адресу: ул. Почтовая, д.28, с. Мачеха, Киквидзенского района, Волгоградской области, обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на двухэтажное здание правления общей площадью 610,9 кв.м. с кадастровым номером 34:11:070001:1633, расположенное по адресу: ул. Почтовая, д.28, с. Мачеха, Киквидзенского района, Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области 03 мая 2018 года по делу N А12-3645/2018 в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Агрофирма "Урожай", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2017 года, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Агрофирма "Урожай" обратилось в Муниципальный отдел по Новоаннинскому и Киквидзенскому районам Управления Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав на объект недвижимости -на двухэтажное здание правления, общей площадью 610,9 кв.м с кадастровым номером 34:11:070001:1633, расположенное по адресу: ул. Почтовая, д.28, с. Мачеха, Киквидзенского района, Волгоградской области.
На государственную регистрацию ООО "Агрофирма "Урожай" были представлены учредительный договор ООО "Агрофирма "Урожай" от 14.03.2006 года, согласно которому вышеуказанный объект включен в уставной капитал общества, его учредителем - СПК "Урожай".
При проведении правовой экспертизы документов, представленных заявителем в регистрирующий орган, установлено отсутствие документов правопредшественников спорного здания, свидетельствующих о приобретении ими права собственности на недвижимое имущество.
Уведомлением от 14 сентября 2017 г. N 34/012/002/2017-1636 Управление Росреестра уведомило ООО "Агрофирма "Урожай" о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Уведомлением от 14 декабря 2017 г. N 34/012/002/2017/2017-1636 Росреестр уведомил ООО "Агрофирма "Урожай" об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на здание правления, кадастровый номер :34:11:070001:1633, расположенное по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, с. Мачеха, ул. Почтовая, д. 28.
Заявитель, полагая, что нарушены его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых уведомления о приостановлении государственной регистрации и отказа в государственной регистрации, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом N 218-ФЗ.
В пункте 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае непредставления документов, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приостанавливая государственную регистрацию 14.09.2017, Управление Росреестра по Волгоградской области основывалось на непредставлении ООО "агрофирма "Урожай" на государственную регистрацию документов, подтверждающих наличие права общества владеть, пользоваться и распоряжаться указанным объектом недвижимости.
При проведении правовой экспертизы 14.09.2017 государственном регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с:
- п. 5 ч. 1 ст.26 Закона о регистрации (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав);
- п. 44 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации (не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122 -ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон о регистрации N 122-ФЗ) перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества).
Согласно п. 11 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Поскольку заявителем не представлены в регистрирующий орган документы правопредшественников (СПК "Урожай", колхоз "Урожай"), свидетельствующие о возникновении права собственности на недвижимое имущество, то данное обстоятельство послужило основанием для приостановления государственной регистрации, а в дальнейшем - отказа в государственной регистрации перехода права собственности на основании ст. 27 Закона о регистрации.
В силу п. 15 ч. 6. ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" положения пункта 2 части 1 настоящей статьи (представление документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги) не распространяются на правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, обязанность предоставления в регистрирующий орган указанных документов возложена на заявителя.
С целью получения дополнительных сведений о ранее возникших правах государственным регистратором направлен запрос в Новоаннинское отделение Нижне-Волжского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
19.09.2017 в Управление поступил ответ Киквидзенского производственного участка Новоаннинского отделения Нижне-Волжского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 82 от 18.09.2017, согласно которому сведения о зарегистрированных правах на спорное здание отсутствуют.
При указанных обстоятельствах регистрирующий орган правомерно приостановил государственную регистрацию.
Отказ в государственной регистрации был обусловлен неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации 14.09.2017 и препятствующих государственной регистрации прав.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Судебная коллегия соглашается, что отсутствие государственной регистрации права собственности продавца недвижимости, не является препятствием для удовлетворения требования заявителя о регистрации перехода права на спорный объект недвижимости, лишь в том случае, если это право возникло до вступления в силу Закона о регистрации N 122-ФЗ, а именно до 31.01.1998 г.
Кроме того, в материалах дела содержатся: письмо администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 14.03.2018 N 613, письмо администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 13.03.2018 N 89.
Согласно указанным письмам, информация о вводе в эксплуатацию спорного здания в порядке, установленном законом, отсутствует. Указанные органы также подтвердили отсутствие документов, подтверждающих возникновение права собственности какого-либо лица на данный объект.
В отношении земельного участка, на котором расположено спорное здание, органы муниципальной власти также сообщили об отсутствии сведений о правах каких-либо лиц на него, что подтверждается письмами от 23.03.2018 N 722, от 29.03.2018 N 111.
Ссылки Общества в апелляционной жалобе на Инструкцию "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденную Приказ Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83, не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку отсутствие регистрации здания в бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся не являлось основанием обжалуемого отказа в государственной регистрации перехода права собственности.
При этом, согласно постановлению Совмина СССР от 22.01.1966 N57 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения" объекты производственного назначения, законченные строительством (или реконструкцией) в соответствии с проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются к приемке заказчиком (застройщиком) государственным приемочным комиссиям. Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения производится государственными приемочными комиссиями. Датой ввода в эксплуатацию объектов производственного назначения считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
Аналогичные требования предусмотрены Постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", согласно которому законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям. Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, построенных на средства межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, а также колхозов производится государственными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик, а объектов производственного назначения, построенных на средства других кооперативных и иных общественных организаций, - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом центральными органами кооперативных и других общественных организаций. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
Ссылка заявителя на переход прав на спорный объект от колхоза путем правопреемства не может быть принята во внимание, поскольку установить изначального права не представляется возможным, а также проверить правомерность перехода прав на имущество не прошедшее государственную регистрацию.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции было правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2018 года по делу N А12-3645/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3645/2018
Истец: ООО "АГРОФИРМА "УРОЖАЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, Администрация Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, ООО представитель "Агрофирма "Урожай" - Иванков А.В.